В одиночку против дотов и танков: каким был элитный спецназ Красной Армии
9 мая 2016
Во время Второй мировой войны немцы были мастерами по возведению укреплений. Зачастую перед наступавшими частями Красной Армии вырастала непреодолимая стена из проволочных заграждений, эскарпов, бетонных дотов и стальных бронеколпаков, ощетинившихся пулеметными стволами. И тогда на неприступную оборону бросался штурмовой инженерный спецназ — самые подготовленные, самые сильные и опытные бойцы.
Вооруженные пулеметами, огнеметами и закованные в стальные нагрудники, бойцы ШИСБр (Штурмовой инженерно-саперной бригады) взламывали самые укрепленные рубежи противника, наводили переправы под ураганным огнем и в одиночку сдерживали танки.
Но историческая память избирательна, символами в ней навсегда запечатлены танк Т-34 и «Катюша», боец с трехлинейкой и ППШ, так что вряд ли кто-то сможет рассказать о бойцах ШИСБр и о том, какой вклад они внесли в победу.
Отбирали только лучших
Фильмы про войну часто снимаются по шаблону: впереди вражеский дот, наши бойцы героически поднимаются в атаку на пулемет противника с одними винтовками и парой гранат. На войне было иначе: после того как Красная Армия переломила инициативу и вермахт перешел к обороне, понадобились специальные войска, способные уничтожать бетонные доты, проходить через минные и проволочные поля.
Выход был найден в виде создания специальных штурмовых инженерно-саперных бригад, которые формировались на основе инженерно-саперных частей, обладавших необходимыми техническими знаниями и высокой сплоченностью — зачастую разминировать, наводить переправы приходилось под шквальным огнем противника.
Учитывая сложность задачи, в советский инженерный спецназ набирались только самые выносливые, физически здоровые бойцы крепкого телосложения не старше 40 лет.
Бойцов ШИСБр учили использовать всю номенклатуру вооружения, в том числе и вести ближний бой с применением носимого шанцевого инструмента. С этой целью командиры учили бойцов владеть отточенными малыми саперными лопатками, которые были страшным оружием в ближнем бою. Кроме того, бойцы изучали приемы рукопашного боя. Для большей реалистичности во время занятий над головами саперов-штурмовиков свистели настоящие пули — обстреливали будущих спецназовцев на занятиях боевыми патронами. В частности, об этом упоминается в мемуарах бойца ШИСБр Алексея Фомина «На семи фронтах».
От финского ножа до огнемета
Учитывая специфику действий, бойцы ШИСБр вооружались преимущественно скорострельным оружием для ближнего боя. Также широко применялись ручные пулеметы Дегтярева ДП, но боевые характеристики этого оружия портил неудобный дисковый 45-зарядный магазин. Ленточное питание для ДП было разработано только после войны.
У большинства военнослужащих были пистолеты-пулеметы ППШ-41, однако это громоздкое и неудобное оружие саперам-штурмовикам пришлось не ко двору. Оружие Шпагина также сковывало маневр и было тяжелым. Поэтому бойцы часто просили заменить штатное оружие на простые и надежные пистолеты-пулеметы Судаева — ППС-43.
Обязательными были гранаты РПГ-43, Ф-1, РГД-33, термитные шары и бутылки с зажигательной смесью.
Отсутствие удобного снаряжения заставляло бойцов шить собственное подобие современной разгрузки, куда вмещались два магазина от ППШ, три магазина от ППС или трофейного автомата, а также до четырех гранат Ф-1.
Для борьбы с танками противника, пулеметными точками и для обстрела амбразур дотов и дзотов применялись противотанковые ружья ПТРС и ПТРД.
Эффективным оружием против пехоты, долговременных огневых точек и даже танков были огнеметы РОКС-3.
Кроме того, каждый боец имел при себе боевой нож с заизолированной рукояткой или финский нож с резиновой рукоятью, саперную лопатку, пистолет, а у одного из бойцов находились ножницы для разрезания проволоки под напряжением.
Позже ШИСБр получили собственную артиллерию и танки. Правда, огнеметные Т-34−85 и Т-34 имели множество недостатков.
Огонь из огнемета приходилось вести механику-водителю танка, что отвлекало его от основного занятия и делало танк менее маневренным и уязвимым в бою. Наводился огнемет корпусом танка, что сильно затрудняло поражение такой цели, как, например, сравнительно узкая амбразура дота.
При выстреле огнесмесь сгорала не полностью, и были случаи ее воспламенения у сопла и заслонки. В итоге огонь мог перекинуться на танк, а чтобы потушить смесь, экипажу приходилось покидать боевую машину под шквальным обстрелом противника. До конца войны эти недостатки так и не были устранены.
«Бессмертная» пехота
Кроме разнообразного вооружения бойцы ШИСБр получили и своеобразные бронежилеты — стальные нагрудники, самым распространенным из которых был СН-42.
СН-42, изготавливаемый из 2-мм стали 36СГН, весил 3,3−3,5 кг и мог защитить от удара штыком, мелких осколков и 9-мм пистолетных пуль, выпущенных из пистолета-пулемета MP-38/40 с расстояния 10 м. Также с расстояния 100−150 м нагрудники выдерживали выстрел из винтовки Gewehr 41, но при условии, что пуля шла по касательной.
В Великую Отечественную войну применение брони для пехотинца было редкостью, поэтому немцы оказались не готовы к встрече с «советскими латниками». Тем более что бойцы ШИСБр частенько надевали поверх кирас защитного цвета комбинезоны. Не трудно представить ужас немцев, которые стреляли в пехотинцев противника, а те не падали.
Например, когда 7 августа 1943 года красноармейцы не смогли взять штурмом высоту 233,3, находившуюся у пунктов Гнездилово и Слузна, в бой бросили саперов-штурмовиков.
После небольшой артподготовки бойцы ШИСБр пошли в атаку. К удивлению противника, открывшего шквальный огонь по наступающим, цепи советских бойцов почти не редели. Достигнув окопов противника, бойцы уничтожили гитлеровцев в яростной рукопашной схватке, используя ножи, приклады и саперные лопатки. Потери штурмовиков за период атаки и захвата высоты составили убитыми — 2 человека, ранеными — 19 и пропавшими без вести — 4 человека.
Немцы называли бойцов ШИСБр бронированной пехотой, пленные гитлеровцы рассказывали, что у них был приказ командования стрелять в эту «пехоту», целясь в голову или конечности либо бронебойными пулями из ПТР.
Саперы — это смертники
Несмотря на отличную подготовку и современное вооружение, саперы-штурмовики несли большие потери по вине командования, пишет Николай Никифоров в книге «Штурмовые бригады Красной Армии в бою».
Часто бойцов ШИСБр после выполнения ими своих непосредственных задач использовали как обычные стрелковые подразделения. Причем так делали не только командиры соединений, а даже командиры батальонов. Например, 18 июля 1943 г. командиры трех батальонов одного гвардейского полка после выполнения саперами-штурмовиками 11-й ШИСБр задач по разграждению приказали им идти в наступление как стрелкам, а затем занять оборону. Все это приводило к тяжелым потерям личного состава ШИСБр.
Этих солдат порой просто посылали на убой, чтобы выполнить задачу во что бы то ни стало. Командир одной механизированной бригады заявил, что «саперы — это смертники», и послал роту штурмовиков-саперов 14-й ШИСБр в качестве танкового десанта (Центральный архив Минобороны России. Ф.69.ОП.12120.Д.20.Л.193).
Но чаще случалось так, что саперы-штурмовики, выполнив свою задачу по прорыву обороны противника, оказывались один на один с гитлеровцами, потому что обычные стрелковые части не оказывали им никакой поддержки.
Например, части 9-й ШИСБр при штурме укрепленной полосы противника в районе озера Барское на Волховском фронте смогли пробить брешь в мощнейшей обороне противника, проделали проходы в минных полях и проволочных заграждениях и ворвались в первую, затем во вторую и, наконец, в третью линию траншей, но не получили никакой поддержки. Пехота стрелковых частей попросту не пошла за саперами.
А штурмовики, лишенные поддержки тяжелого стрелкового оружия, потеряли под огнем и контратаками противника только за день 373 человека и вынуждены были отойти на исходные позиции. В результате безграмотного применения к концу 1943 года части ШИСБр потеряли около 50 процентов своего состава — а это здоровые, хорошо подготовленные бойцы, настоящая элита.
Тяжелая дорога на Берлин
На заключительном этапе войны немцы превратили свои города в настоящие крепости, готовясь удержать советскую армию на подступах к столице Третьего рейха. Восточная Пруссия представляла собой по сути одно большое оборонительное сооружение. Особенно хорошо был укреплен Кенигсберг.
Для уничтожения мощных оборонительных укреплений была разработана специальная тактика: все бригады и батальоны предварительно были разбиты на небольшие штурмовые группы, в состав которых входили три-четыре сапера, один-два огнеметчика, танк и около десяти автоматчиков.
Задачей огнеметчиков было вести огонь по амбразурам укрепленных зданий, не давая противнику уничтожить саперов, закладывающих взрывчатку. После взрыва автоматчики входили в здание через пробитую брешь и уничтожали гарнизон.
Порой сильно укрепленные здания уничтожали при помощи тяжелых самодельных рам для запуска тяжелых отечественных 300-мм реактивных снарядов М-31. Один такой залп прямой наводкой гарантированно уничтожал здание. Подобный опыт использовался ШИСБр также при штурме Познани и Берлина, внеся ключевой вклад в победу.
После войны никому не нужны
Подготовка бойцов ШИСБр была на грани человеческой выносливости. В отличие от тех же разведчиков целью инженерного спецназа были не одиночные «языки», а мощнейшие укрепления Восточного фронта. Им нужно было пройти по минным полям под огнем пулеметов и градом артиллерийских снарядов и уничтожить противника. Неудивительно, что после капитуляции Германии их перебросили на Дальний Восток сражаться с японцами.
Из состава ШИСБр были подготовлены воздушно-десантные штурмовые группы по захвату мостов, аэродромов, железнодорожных узлов и штабов в тылу противника, которые успешно справились со своей задачей.
Но стоило отгреметь последним залпам войны, и инженерный спецназ оказался не нужен. В 1946 году личный состав ШИСБр был демобилизован, а бригады — расформированы.
Читать полностью: http://42.tut.by/495725