О чем на самом деле говорит IQ
Скотт Барри Кауфман взял для журнала Scientific American большое интервью у психолога У. Джоэла Шнайдера, который учит врачей правильно пользоваться методами математической статистики и ведет один из блогов по измерению IQ – “Assessing Psyche”. Полный перевод интервью дает ИноСМИ, IT.TUT.BY передает сокращенную версию.
Что такое "интеллект"?
Слово "интеллект" порождено широкими массами населения, но из этого вовсе не следует, что оно примитивно и требует научной доработки. Поскольку это слово придумано людьми, оно имеет множество разных трактовок.
Большинство людей определяет понятие "интеллект", руководствуясь лишь своими личными представлениями. Так, инженер будет вкладывать в это понятие те качества, которые имеются у хорошего инженера, художник — те, что присущи великому художнику. Точно так же поступят и другие группы людей — ученые, предприниматели, спортсмены. Я, например, выделю в "интеллекте" те качества, которые характерны для хорошего ученого-психолога.
Но существуют не только различия между определениями, но и нечто в них общее. Поскольку определений "интеллекта" много, то каждое из них имеет право на существование. Получается, расхождения в трактовках этого понятия велики, из-за чего определение термина "интеллект" становится неоднозначным, ведь самые разные группы населения будут его понимать по-своему.
А это значит, что нельзя составить универсальный перечень определений к понятию "спортивный", которые бы применялись к любому человеку во всех ситуациях. Тем не менее некоторые определяющие признаки этого слова выделить можно, например, спортивные навыки. То же самое можно сказать и насчет понятия "интеллект" — о нем имеет смысл говорить, только если речь идет о конкретном человеке в конкретной ситуации в рамках конкретной культуры. Только в таком случае значение этого слова будет достаточно конкретным, для того чтобы описывать людей и высказывать суждения.
Ученым необходимо не только прийти к согласию по поводу определений, нужно еще и помочь им качественно делать свою работу и рассматривать данную тему с разных сторон. Когда-нибудь в будущем ученые придут к согласию по поводу понятия "интеллект", если такое согласие будет необходимо. На протяжении более века не удалось прийти к определению понятия "интеллект", но из-за этого ничего страшного не случилось. А может быть, такого понимания никогда и не будет.
Что выявляют IQ-тесты?
Важнее не что выявляют IQ-тесты, а с чем коррелируют (от каких параметров зависит результат) — в этом и состоит их ценность. Сейчас IQ-тесты коррелируют с множеством ключевых факторов, хотя с момента их появления этого не наблюдалось.
IQ-тесты на протяжении длительного времени видоизменялись — происходило что-то типа естественного отбора. Считается, что первый тест составил Бине, но это не совсем верно [А. Бине — французский психолог, известен как составитель психологического теста для диагностики детей с задержкой умственного развития, называвшегося "шкалой умственного развития Бине-Симона". — Прим. перев.]. В своих трудах он даже демонстрирует тестовые задания, заимствованные из книг некоторых авторов, работавших до него. Всякий раз значимые пункты теста оставляли, а незначимые убирали.
Значимые пункты демонстрируют высокую степень корреляции с ключевыми параметрами, которые характерны для конкретной группы населения, проходившей тестирование. От некоторых тестовых заданий нужно отказаться, поскольку показатели корреляции между ними и результатами, характерными для других демографических подгрупп, сильно различаются; получается, что тесты в таком случае становятся предвзятыми в пользу одних групп за счет других.
Отношение между уровнем IQ, любознательностью, знаниями в определенной сфере деятельности и достижениями такое же, как между длиной, шириной, высотой и объемом.
На данный момент строгая теория когнитивных процессов, используемая для подсчета IQ, пока что не разработана. Грубо говоря, качественный IQ-тест должен уметь выявлять то, насколько хорошо человек умеет приобретать новую информацию.
Как это сделать? Один из способов такой: сначала нужно дать человеку новую информацию, а потом оценить способность ее удерживать. Такой подход хорошо работает в случае, если предлагается запомнить несложную информацию (например, запомнить списки слов или пересказать простые рассказы). Если цель IQ-теста состоит в прогнозировании способности к обучению, то для этих целей лучше всего измерить знания, приобретенные в прошлом.
В обществе ценится способность человека делать выводы на основании неполной информации, а также генерировать новую информацию на базе отвлеченных понятий. С помощью IQ-тестов измеряются способности субъекта к рассуждению при минимальном наличии у него предварительных знаний в конкретной области. Эффективный IQ-тест должен оценивать способность обрабатывать визуально-пространственную информацию, а также оценивать кратковременную память и скорость обработки данных.
Хорошо обладать высоким IQ; имеется множество доказательств того, что IQ, по сути, коррелирует с творческой продуктивностью. С другой стороны, многие люди с высоким IQ не в состоянии создать чего-нибудь стоящего, в то время как многие другие люди с умеренным интеллектом способны добиться подлинного величия.
Показатель IQ — несовершенен. Человек, у которого IQ очень низкий, скорее всего, столкнется с проблемами во многих областях. И все же, уровень IQ может и не учитывать индивидуальные особенности многих людей. Ошибка возможна, например, при наличии языковых и культурных различий. Очень часто получаются накладки при тестировании маленьких детей, а также людей, страдающих разными психическими расстройствами.
Возмущает ли нас тот факт, что IQ-тест может ошибаться? Нет. Ведь все психологические измерения приблизительны и время от времени бывают ошибочными — они такие по сути. Если результаты теста ошибочны, то нужно возмущаться лишь некомпетентностью тех, кто их проводил.
Компетентные, внимательные и добросовестные врачи, конечно же, помнят об этом недостатке тестирования — т.е. его ограниченности — и потому не стремятся делать поспешные выводы лишь на основании тестов. Если же некий институт принимает ключевые решения на основе тестов, то в нем должны существовать механизмы выявления ошибок (например, нужно время от времени проводить повторные тесты).
В чем польза IQ-тестов?
IQ-тесты, очищенные от неоднозначностей и ошибок, позволяют до некоторой степени избавиться от неоднозначного толкования способностей человека. В умелых руках тесты — достаточно эффективное орудие. Они намного чаще показывают правильные результаты, чем грубо ошибаются. Если бы их вообще не было, то при принятии решений пришлось бы использовать гораздо менее надежные инструменты.
Зачастую приходится слышать, как разного рода эксперты начинают фантазировать — призывать к избавлению от унифицированного подхода к тестированию. Их человеколюбие и нелюбовь к шаблонным решениям, не способным разглядеть за цифрой отдельную личность, конечно же, похвальны.
Понятно, что когда мы решаем, что нам сделать — поступить неправильно, основываясь на ложной информации из IQ-теста, либо поступить правильно, но игнорировать IQ-тест, то нужно выбирать последний вариант. К сожалению, мы не всегда понимаем, что значит "поступать правильно".
На протяжении многих десятилетий наблюдались постоянные трения между целостным подходом и принятием решений только на базе статистических данных — это нормально. Стандартизированные тесты являются своего рода отправным пунктом для прогнозирования, ведь человеческому разуму трудно подсчитать соответствующие вероятности. Делать выводы и ставить диагнозы можно и без всяких стандартизированных тестов, но тогда это будет делаться, скорее всего, бессистемно. А если вовсе пренебречь субъективным компонентом, т.е. человеческим мнением, то тогда тесты превратятся в капризных тиранов.
Проверяет ли IQ-тест "бесполезные знания"?
Если мы хотим с помощью IQ оценить только потенциальные возможности человека, тогда нам не нужно учитывать багаж знаний, приобретенных человеком ранее. Если же мы собираемся использовать IQ как инструмент прогноза, необходимо учитывать весь прошлый багаж знаний, приобретенных человеком. При этом накопленные ранее знания не столько способствуют прогнозированию, сколько помогают облегчить прогноз.
Правильно составленные тесты не просто измеряют способность запоминать голые факты, они, скорее, позволяют оценить умение пользоваться некоторыми когнитивными инструментами, облегчающими рассуждение и процесс решения задач. Вот простой пример: знание базовых математических фактов (например, 6 × 7 = 42) облегчает процесс рассуждения, в то время как незнание этих фактов делает его невозможным.
Правильное понимание некоторых слов, фраз и общеизвестных фактов облегчает рассуждение; c помощью IQ-теста можно оценить, насколько хорошо человек их усвоил. Люди, имеющие о них правильное представление, вероятнее всего, смогут находить решение в сложных ситуациях.
Читать полностью: http://it.tut.by/387489