СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Без политики » Из истории "Джентльменов удачи"


Из истории "Джентльменов удачи"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://s020.radikal.ru/i714/1312/00/d7386e919df2.jpg

«По жёлтой среднеазиатской дороге шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и тюбетейках. За рулём (то есть у шеи) восседал главарь», - так начинается сценарий, написанный совместно Викторией Токаревой и Георгием Данелия. Своим появлением «Джентльмены удачи» обязаны человеколюбию последнего.

Сценарий «Джентльменов» написан специально для Александра Серого, однокашника Данелия по режиссёрским курсам. В отличие от Георгия, до диплома Александр не дотянул. Приревновав невесту, дал волю эмоциям и отправил соперника в больницу с тяжёлыми травмами. В качестве наказания получил шесть лет. Освободился, отсидев четыре. (Невеста – дождалась.) Чтобы помочь другу вернуться в мир кино, Данелия решил создать «верняковый», по его собственному выражению, сценарий.

Закончив текст, авторы отпечатали на Мосфильме 80 экземпляров сценария. Через день ни осталось ни одного, всё растащили. Напечатали ещё, и снова тот же эффект. «А потом не позвонил знакомый из Министерства обороны и попросил дать почитать сценарий», - вспоминает Данелия. – Какой? – Джентльмены. Сейчас был у начальника, он читает и ржёт, как лошадь. – Так возьми у него! – Там знаешь, как очередь! Замы! – А как сценарий попал в ваше министерство? – А чёрт его знает! Принёс кто-то».

Сценарий вместе с Серым в качестве режиссёра фильма утвердили с одним условием: Данелия должен занять должность худрука картины. При этом текст сценария пришлось отправить практически всем крупным милицейским чиновникам на утверждение. Почти все из них прислали свои правки. К примеру, первый замначальника ГУИТУ МВД СССР Кузнецов остался недовольным образом полковника Верченко, которого в фильме сыграл Николай Олялин: «Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следуеь понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью». Нарекания милицейских чинов вызвала и блатная лексика героев. О роли кино в воспитании подрастающего поколения тогда заботились куда больше, чем сейчас. «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьёзное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». В результате Данелия с Токаревой «отфильтровали базар»: вместо блатного арго в кино используются квази-жаргонизмы, придуманные Данелия с Токаревой. Впрочем, несколько настоящих блатных формулировок в фильме всё же проскальзывают. «Моргалы выколю» и «пасть порву» из этой серии. Принесены в сценарий они были Александром Серым, изучившим советскую петенциарную систему изнутри. Во время подготовки к съёмкам его отправили на зону ещё раз. Консультант фильма – первый замначальника политотдела ГУ исправительно-трудовых учреждений МВД Илья Голобородько – решил, что режиссёру, человеку творческому и нежному, необходимо на собственной шкуре недельку-другую попробовать жизнь в колонии. Серый о своём прошлом распространяться не стал, послушно поехал под Горький. Правда, по собственным воспоминаниям, на зоне не появлялся. Просидел две недели тихо в гостинице.

Сценарий писался под конкретных актёров. Леонов, Вицин, Крамаров существовали в замыслах авторов изначально. А вот на роль Василия Алибабаевича изначально планировали пригласить Мктрчана. Фрунзик же в то время был занят. Узнав об этом, Голобородько решил урегулировать этот вопрос. День спустя Данелия позвонили из Еревана: «Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь – обидится, меня ГАИ на каждом шагу штрафовать будут. И мы сказали Голобородько, что Фрунзик не нужен. И пригласили Радика Муратова, который прекрасно сыграл Али-бабу».

Картину сняли очень быстро, всего за три месяца: с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег снимали в Самарканде, всё остальное – в Серебряном Бору и Москве. Дом в Старопименовском переулке, в котором квартировала бежавшая из тюрьмы четвёрка, предназначался под снос, поэтому его без сожаления отдали на растерзание киношникам. Впрочем, сжечь целиком его не удалось. Разбирать остатки пришлось рабочим. В фундаменте здания они нашли самый настоящий клад. Находку государству решили не отдавать, и при дележе, как водится, передрались. На огонёк к шумной ватаге приехала милиция, клад конфисковали, а драчуны из-за своего безответственного поведения остались даже без законных процентов.

Премьера фильма состоялась 13 декабря 1972 года в кинотеатре «Россия». Всенародная любовь пришла мгновенно. Только за год картину посмотрело 65 миллионов человек. Современным продюсерам и режиссёрам есть чему поучиться у создателей «Джентльменов». При смете в 400 тысяч рублей за первый год показа фильм заработал 30 миллионов. В советских кинотеатрах «Джентльмены удачи» успешно шли на протяжении десяти лет. Вместе с тем, один из авторов этой картины, худрук и сценарист «Джентльменов» Георгий Данелия не считает это кино экстраординарным. С его точки зрения, это вполне обычный фильм, своей лебединой песней он называет «Осенний марафон».

На сегодняшний день почти все герои легендарной комедии ушли из жизни. В 1987 застрелился смертельно больной лейкемией Александр Серый. «Доцент» Леонов его пережил ненадолго, скончался 29 января 1994. Спустя год за ним последовал «Косой» Крамаров. Двадцать второго октября 2001 ушёл из жизни «Хмырь» Вицин. Дольше других радовал нас «Василий Алибабаевич» Муратов, он преставился девять лет назад. Впрочем, ещё 5 лет назад был жив верблюд Алмаз, который плюнул Крамарову в лицо, работал в передвижном цирке-шапито. Жив ли он сейчас, узнать не удалось.

Ну а напоследок – десяток интересных фактов о культовом кино, вдруг да кто ещё не знает:

«Джентльмены удачи» - первый фильм, в котором снялся Игорь Угольников. «Я злой и стлашный селый волк», - это как раз он. Выглядит он, конечно, не по возрасту молодо. Во время съемок ему было 9 лет.

«Джентльмены удачи» - двенадцатый по посещаемости советский фильм. Первый – «Пираты ХХ века».

Вместо цемента на съёмках использовали хлебную закваску с луковой эссенцией. По воспоминаниям Леонова, когда все побежали отмываться, Вицин 15 минут сидел в цистерне, так как услышал, что это состав на 23 лекарственных травах.

В Джамбуле есть памятник джентльменам, правда, без Хмыря.

Певица Лариса Мондрус («Проснись и пой») родилась в Джамбуле.

Евгений Леонов отказался залезать на верблюда. Во время съемок он катался на спине ассистента.

Автоцистерна «УралЗИС-355М» - один из самых раритетных на сегодняшний день советских грузовиков. В странах СНГ их осталось около 10 штук.

«Все блатные термины из этого кино знает любой уличный мальчишка», - ответил генсек Брежнев на все претензии моралистов к лексике «Джентльменов».

Гонорар Токаревой за сценарий составил 8 тысяч рублей.

У Данелия с Токаревой был ещё один потрясающий тандем – «Мимино».
http://www.ridus.ru/news/151160

0

2

Спасибо, Мачача.
Сейчас очень кстати в свете майданского дерьма.
Аж душе тепло стало.

0


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Без политики » Из истории "Джентльменов удачи"