Американские авиационные генералы во главе с палачом Токио и Хиросимы Кертисом Ле Мэем пребывали после окончания Второй мировой войны в эйфории — ведь в последние месяцы войны их «бомберы» практически безнаказанно равняли с землей и жгли дотла немецкие и японские города. Это они собирались устроить и с нашей страной, высокомерно считая советскую авиацию отсталой и примитивной.
Остудил воинственный пыл «ястребов» только отпор, полученный ими в Корее. Чего стоило хотя бы воздушное сражение 12 апреля 1951 г., когда авиация США попыталась разрушить стратегически важный мост через реку Ялуцзян (Ялу), по которому шло снабжение КНДР! В тот день МиГи из 64-го истребительного корпуса без потерь сбили 10 «крепостей» B-29 и 2 истребителя сопровождения. Очевидцы описывали феерическое зрелище: в небе повисла почти сотня парашютов. Схожий разгром там же, у Ялуцзяна, был учинен 30 октября того же года —12 B-29 и 4 реактивных истребителя F-84 Thunderjet ценой потери одного МиГа.
Опыт такого рода схваток в Корее, а также математическое моделирование привели американских стратегов к неутешительному для них прогнозу: при нанесении удара по СССР уровень потерь самолетов был бы близок к 50%. А такой ожидаемый уровень потерь неприемлем с психологической точки зрения — попросту говоря, экипажи сковывает страх, препятствующий выполнению задания. Это им не Японию терзать с безопасной высоты, куда могли подняться лишь немногие перехватчики самураев, либо, как в наши дни, «утюжить» талибов или Ливию!
Подвиг наших авиаторов в Корее — по достоинству, увы, не оцененный — в том и состоял: они образумили «ястребов» США и фактически предотвратили этим ядерное нападение США на СССР. Появление в 1950-е гг. истребителей нового поколения и эффективных ЗРК (показавших свою силу 1 мая 1960 г., когда был сбит U-2 Ф. Пауэрса) обесценило армады тяжелых бомбардировщиков, а уж в наступившую «ракетную эру» СССР сумел установить надежный ядерно-стратегический паритет. Неожиданное массированное ядерное нападение стало просто бессмысленным, «холодная война» не стала оттого горячей.
Противостояние авиационных школ: МиГ против Sabre
Корея стала ареной одного из самых захватывающих противостояний в истории военной авиации: МиГ-15 против North American F-86 Sabre, прозванного западными журналистами «главным воздушным защитником свободного мира». То были достойные противники, примерно равные по своим летным характеристикам и боевым возможностям (табл. 1).
Считается, что F-86 Sabre имел небольшое преимущество в скорости и в некоторых видах маневров, зато МиГ-15 обладал лучшей скороподъемностью, мог летать выше и на больших высотах (св. 10 км). Преимущества американцам давали лучшее бортовое оборудование их истребителя (наличие радиолокационного прицела, отличное качество приборов, эргономичность кабины) и использование ими противоперегрузочных костюмов.
Главным же козырем МиГа стало его мощное вооружение. Американцы после окончания Второй мировой еще некоторое время отдавали предпочтение скорострельным крупнокалиберным пулеметам (12,7 мм), а не пушкам. Основные модификации F-86 несли шесть таких стволов от Colt-Browning. Масса их 3-секундного залпа составляла 16 кг. Советский истребитель противопоставил им аргумент в виде трех пушек Нудельмана — Суранова: одна 37-мм и две 23-мм. За три секунды они извергали на врага 20 кг смертоносного металла — при большей поражающей силе отдельного боеприпаса (на МиГ-15бис НС-23 заменили на более скорострельные НР-23 Нудельмана — Рихтера, и масса 3-секундного залпа возросла до 26 кг). Правда, американец мог стрелять дольше: запаса патронов ему хватало на 15 секунд, тогда как 40 снарядов к пушке НС-37 заканчивались через 9,6 секунды, а 80 снарядов к 23-мм пушке — через 5,6 (НР-23) или 8 (НС-23) секунд.
Истинное дитя советского авиапрома, прочный и надежный, недорогой, но с отменными летными характеристиками, МиГ-15 стал самым массовым реактивным истребителем в истории — в СССР, Польше и Чехословакии таких машин было собрано 18 тыс. штук! А второе место занял, кстати, МиГ-21 — более 11 тыс. шт.
При равных возможностях техники побеждает тот, кто лучше подготовлен. Тем более что после окончания Второй мировой войны характер воздушного боя кардинально изменился: резкий рост скоростей самолетов привел к тому, что у летчика для того, чтобы прицелиться (а оружие-то осталось прежним, управляемых ракет «воздух-воздух» еще не появилось!), оставались доли секунды.
Френсис Стэнли Габрески
Американцы отправили в Корею лучших пилотов, многие из которых прошли Вторую мировую войну. Среди них были очень интересные личности. Например, полковник Френсис Стэнли Габрески — американец польского происхождения, который с 28 победами стал лучшим асом США на Западноевропейском театре военных действий. В Корее он добавил к своему счету еще 6,5 побед. Итог: 34,5 — и третье место в списке лучших асов в истории США после героев Второй мировой войны Ричарда Бонга (40) и Томаса Мак-Гуайара (38).
Воевали в Корее и некоторые будущие астронавты. Так, первый «настоящий» астронавт США Джон Гленн одержал там три победы.
Всего же в Корее звания аса (напомним, его получает летчик, одержавший 5 побед) добились 40 американских пилотов, причем все, кроме одного, служили в ВВС и летали на «Сейбрах». Единственное исключение — лейтенант Гай Борделон из ВМС США, причем он воевал на поршневом Vought F4U-5N Corsair. Правда, и жертвами его становились исключительно поршневые машины — Яки и Ла.
Споры не утихают по сей день
Американские и российские историки предъявляют диаметрально разнящиеся цифры касательно побед в воздушных боях. По официальным данным ВВС США, опубликованным непосредственно после завершения войны, летчики F-86 сбили 792 МиГа, потеряв лишь 78 своих машин. Причем поначалу американцы признали потерю 58 машин, но потом «скорректировали» эту величину. А вот недавно были обнародованы новые данные: соотношение потерь уже не 10:1, а только 7:1.
Добавим к этому, что американцы официально признали потерю от огня противника всего 16 бомбардировщиков В-29 Superfortress (потерю еще 14 они списали на технические поломки). При этом стрелки «крепостей» записали на свой счет 33 вражеских истребителя (из них 16 МиГ-15).
А вот по советским данным, истребители одного лишь 64-го корпуса ПВО сбили 651 F-86, еще 181 «Сейбр» уничтожили китайцы и корейцы. Очевидно, «однобокую» статистику вели обе стороны (а уж американцы-то, мы знаем, всегда крайне неохотно признают свои потери, приукрашивая победы!), причем проблема здесь отнюдь не только в «пропаганде», но и в ряде технических затруднений.
Крайне трудно выделить результат именно советских летчиков, ибо официально в войне они не участвовали, летая на машинах с опознавательными знаками КНДР. Уровень же подготовки китайцев и корейцев, делавших первые шаги в авиации, был очень низок, и с ними американцы обычно легко расправлялись.
Стороны практиковали разные подходы к определению победы в воздушном бою. Порядок начисления побед в 5-й Воздушной армии США по ходу войны сильно упростился: требовалось доказать (при помощи кинопулемета), что самолет противника получил «не менее семи попаданий в жизненно важные части». Однако МиГ-15 обладал намного большей живучестью и гораздо чаще возвращался на базу, получив боевые повреждения, чем это полагала разведка США! В то же время у американцев было принято списывать тяжело поврежденные машины сразу после приземления — и они в разряд боевых потерь не попадали, улучшая таким манером статистику! В советских ВВС, напротив, старались любые потери отнести к боевым.
Асы из асов
Евгений Пепеляев
Удивительная, однако, получается у американцев картина: на фоне победных реляций и цифр, говорящих вроде бы об избиении врага «в одни ворота», они вынуждены были признать силу противника, в противоборстве с которым их летчики столкнулись с большими проблемами. Более того, после Кореи они принялись лихорадочно разрабатывать — на основе полученного в ходе войны опыта — новые истребители, явно боясь отстать в данной области от «Советов». В результате этих работ появились, в частности, F-104 Starfighter и F-4 Phantom II. В одном вопросе, впрочем, американцы с нами не спорят: лучшим асом во всей истории реактивной авиации стал выпускник Одесской школы авиации — командир 196-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза полковник Евгений Пепеляев. По современным данным, он одержал в Корее 23 победы (другие данные — 19 или 20). Причем, что важно, 11 его побед подтверждены и признаны противником.
Евгений Пепеляев родился в 1918 г. в Забайкалье. Летчиком стал по примеру старшего брата (Константин Пепеляев погиб в воздушном бою над озером Ильмень осенью 1941-го). Во время войны Евгений Пепеляев, окончивший в 1938-м авиашколу в Одессе, служил на Дальнем Востоке. В 1943 г. был командирован на фронт, но сбить «немца» ему так и не удалось. Талант Пепеляева раскрылся уже в наступившую «реактивную» эпоху. Его часть одной из первых пересела сначала на Ла-15, а затем на МиГ-15, которым Пепеляев овладел в совершенстве.
196-й истребительный авиаполк, которым командовал Пепеляев, по советским данным, уничтожил 108 вражеских самолетов, потеряв 10 или 11 своих машин и четырех летчиков. Сам полковник совершил 108 боевых вылетов (большинство — на машине с номером «Красный 325»), провел 38 воздушных боев. Однажды Пепеляеву удалось подбить «Сейбр», который выполнил вынужденную посадку на территории КНДР и достался нам в качестве трофея. Это был первый F-86, захваченный и вывезенный в СССР для последующего тщательного изучения!
Успехи советских «соколов» в Корее Пепеляев объяснял очень просто: их хорошей подготовкой и слетанностью. Керосина тогда не жалели! Кстати, Пепеляев впоследствии высоко отзывался о курировавшем их соединение Василии Сталине: это был жесткий и требовательный командир, грамотный летчик.
Прискорбно, но 4 января с. г. сердце аса перестало биться. Евгений Георгиевич Пепеляев скончался в Москве, немного не дожив до своего 95-летия. К превеликому сожалению, имя этого человека почти не известно в нашей стране — хотя должно стоять в одном ряду с именами Нестерова и Чкалова, Покрышкина и Кожедуба.
Как считается, Корейская война дала нашей авиации 51 аса, не менее 15 из них — Герои Советского Союза.
Николай Сутягин
21 победу в 66 воздушных боях одержал Николай Сутягин. Одной из его жертв стал Гленн Иглстон, одержавший 185 побед во Второй мировой войне и две в Корее. Сутягин, как и Пепеляев, сам сбит не был ни разу.
А вот прославленный капитан Джозеф Макконнелл однажды сбит был — в бою 12 апреля 1953 г. против украинца капитана Семена Федорца. Обоим летчикам пришлось катапультироваться из поврежденных машин.
Воевали в Корее и летчики, ставшие асами и в Великой Отечественной войне, и в Корейской. Один из них, Степан Бахаев, одержал соответственно 13 и 11 побед.
Уроженец Украины Григорий Гесь сбил в Корее 8 самолетов, в т. ч. 2 В-29. Уникально достижение Анатолия Карелина, одержавшего 5 или 6 ночных побед над «крепостями». Серафим Субботин отличился в упомянутом выше сражении 12 апреля 1951 г., известном в США как «Черный четверг». Всего сбил 9 самолетов, включая 2 В-29. А Звезды Героя он был удостоен за первый в истории «реактивный» таран. Правда, сам Субботин позже говорил, что это у него вышло «случайно».
Еще один украинец — Сергей Крамаренко — воевал в Великую Отечественную, был сбит, попал в плен, но уже через неделю освобожден. После войны регулярно участвовал в воздушных парадах над Москвой. В Корее одержал 13 побед.
Главная загадка: сбивал ли американцев в Корее Иван Кожедуб? Там он командовал 324-й истребительной авиационной дивизией 64-го авиакорпуса (в нее входил и полк Пепеляева). Подчиненные Кожедуба воевали славно: одержали 216 побед ценой потери 27 машин и гибели девяти летчиков.
Самому асу летать было категорически запрещено — ведь официально наши в Корее не воевали, и если б трижды Герой Советского Союза был сбит и попал в плен, вышел бы крупный международный скандал. Но, сказывали, Кожедуб запрет нарушал, летал и одержал 17 побед! Был-таки сбит и едва избежал пленения.
Впрочем, американцев сбивать ему довелось — это известно достоверно. В апреле 1945-го над Берлином ему повстречались два «Мустанга». Они приняли Ла-7 Кожедуба за Fokke-Wulf Fw 190 и атаковали его. В сложившейся ситуации советский ас был вынужден принять бой... и сбил союзников! Инцидент «замяли»; но, естественно, в официальный счет побед Кожедуба эти самолеты не пошли...
Горько, но об этих подвигах наших легендарных земляков вряд ли уже услышат юные украинцы. Они изучают другую историю.
Американцы все-таки победили в Корейской войне. В Украине.
В свое время вы служили в армии и было много пережито всего? Хотите найти своих сослуживцев и однополчан? На odnopolchane.net вы сможете найти сослуживцев по армии, однополчан, ветеранов войн и боевых действий, служивших в армии вместе с вами.
http://2000.net.ua/2000/forum/puls/92593