История садоводства в Голландии
История тюльпана ТЮЛЬПАНОМАНИЯ (англ. tulip mania или tulipomania) - период в истории Голландии (1593 -1637 гг), когда цены на луковицы тюльпанов достигли невероятной величины. В первой половине XVII в. в стране произошла настоящая "тюльпанная лихорадка", охватившая все общество, но в конечном счете разорившая многих предпринимателей.
Как и большинство других декоративных растений, тюльпан попал в Европу с Ближнего Востока, его завезли из Турции в середине XVI века. История садоводства в Голландии и начинается с открытия ботанического сада Лейденского университета, основанного в 1587 году, в стенах которого и стал работать известный ботаник - садовод Каролюс Клюзиус. Он привез в 1593 году с собой в Голландию коллекцию тюльпанов, которая произвела настоящий фурор.
Человек, который вверг Голландию в безумие, никогда не был голландцем по происхождению, очень мало жил в Нидерландах и менее всего на свете интересовался коммерцией. Его настоящее имя - шевалье Шарль де Эклюз, бельгийский дворянин из семьи, которая предпочла дворянской гордости торговую выгоду, но в результате не достигла ни большой чести, ни большого богатства. Де Эклюз избрал для себя третий путь, сменив имя на латинское Клюзиус: он получил приличное образование, стал ученым - ботаником и работал руководителем ботанических садов при монарших дворах Европы.
Голландцы, посмотрев на диковинку, предлагали Клюзиусу большие деньги за луковицы этих невиданных цветов - но тот не хотел "делиться опытом" с новыми соотечественниками. Голландцы после безуспешных попыток решить дело мирным путем в конце концов, темной ночью просто выкрали луковицы. Прошло с тех пор несколько лет, и тюльпаны потихоньку начинают распространяться по всем провинциям.
"Тюльпанная лихорадка" охватила Нидерланды в 1625 году. Эти цветы стали настолько модными и популярными, что их луковицы продавались в буквальном смысле слова на вес золота. Ради какой-нибудь особо редкой луковицы люди отдавали гектары земли, целые имения и состояния, некоторые даже шли на убийство и предательство. В дело вмешалось правительство и раж поутих, но любовь к тюльпанам осталась. Кстати, именно здесь вывели первый в мире черный тюльпан под названием "Роза Берле".
Негры Гаарлема захотели иметь свой чёрный тюльпан и обратились к ботаникам мира с просьбой выполнить их просьбу. Победителю было обещано вознаграждение в 100 тысяч гульденов золотом. Этот тюльпан должен был рассказать миру, что чёрный цвет не менее прекрасен в сравнении с другими признанными цветами, и к тому же он явился бы символом, олицетворяющим и красоту людей чёрной кожи.
Долго бились ботаники над гаарлемским заказом, но всё безуспешно, одна неудача за другой преследовали их. Ботаники и садоводы, разочарованные в многочисленных опытах, совсем потеряли надежду на успех, но вдруг один из них вырастил черный, как южная ночь, тюльпан. Он нес в себе таинственность сумерек и загадочность, а его сливового цвета оттенок как бы напоминал о скором приближении рассвета. В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года был обьявлен грандиозный праздник.
"Тюльпанная лихорадка" поражала и другие страны Европы, но не в такой степени как Голландию. Например, в 1800 году луковица тюльпана в Англии стоила 15 гиней - достаточно солидная по тем временам сумма.
В 1636 году тюльпаны открыто продавались на лондонской бирже, и маклеры лезли из кожи вон, чтобы взвинтить их цену до амстердамской. Маклеры Парижа также старались создать тюльпаноманию. В обоих городах они преуспели лишь частично. Несмотря на это, сила примера сделала эти цветы чрезвычайно популярными, и среди людей определенного класса тюльпаны с тех пор ценятся гораздо выше, нежели любые другие цветы. Голландцы до сих пор хорошо известны своим пристрастием к ним и продолжают платить за них больше, чем любой другой народ.
"Тюльпанная лихорадка" породила легенды. Одна из них - про то, как портовый моряк, увидев входящий в гавань корабль, бросился в контору его владельца. Купец, обрадованный известием о возвращении долгожданного судна, выбрал из бочки самую жирную сельдь и наградил ею оборванца. А тот, увидев на конторке луковицу, похожую на очищенный репчатый лук, решил, что селедка - это хорошо, но селедка с луком еще лучше, сунул луковицу в карман и отбыл в неизвестном направлении. Через несколько минут купец хватился луковицы тюльпана "Semper Augustus" ("Вечный август"), за которую заплатил 3000 флоринов. Когда портового моряка нашли, он уже доедал селедку с "луком". Его луковица оказалась довольно вкусной в сочетании с копченой селедкой. Самым неприятным в этой истории явилось то, что бедняга загремел в тюрьму за хищение частной собственности в особо крупных размерах, где и провел несколько месяцев.
Схожая неприятность случилась с заезжим англичанином-ботаником, который в теплице одного богача увидел любопытную луковицу и, не подумав о последствиях, разрезал на кусочки с научными целями. Бедолагу потащили к мировому судье, где он к своему ужасу узнал, что ненароком изничтожил "Адмирала Ван дер Эйка" рыночной ценой четыре тысячи флоринов. Несмотря на его оправдания жертву научного любопытства держали в тюрьме до тех пор, пока он не возместил ущерба…
Другая история рассказывает о том, как харлемские торговцы тюльпанами прослышали о гаагском сапожнике, которому удалось вывести черный тюльпан. Делегация из Харлема навестила сапожника и купила у него все луковицы черного тюльпана за 1500 флоринов. После чего прямо на глазах у тюльпановода - любителя харлемцы бросились яростно топтать луковицы и успокоились, только тогда, когда превратили их в кашицу. Они боялись, что невиданный черный тюльпан подорвет их хорошо налаженный бизнес. А сапожник не вынес варварства, слег и умер.
"Тюльпанная лихорадка" продолжалась с 1625 по 1637 год, и сколь стремительно она началась, столь же быстро пошла на убыль: рынок оказался перенасыщен цветами. Покупатели уже не хотели выкладывать тысячи за "Улыбку принцессы", "Черного дьявола", за "Ширли", "Фэнси Фрилс", за "Анжелику" или "Гарден Парти". Цены на луковицы падали, семьи разорялись, люди, будто очнувшись, стали возвращаться к прежним повседневным делам, хотя дел почти не осталось: многие оказались без мастерских, без инструментов. Только и было в хозяйстве что мешочек крепких маленьких луковиц...
"Тюльпаномания" до сих пор недостаточно изучена и не являлась предметом тщательного научного анализа. Впервые это явление стало широко известным в 1841 г. после выхода в свет книги "Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы" (англ. Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds), написанной английским журналистом Чарльзом Маккеем, и романа Александра Дюма "Чёрный тюльпан" (1850).
Сегодня Голландия - крупнейший в мире производитель тюльпанов и занимает первое место в мире по промышленному выращиванию луковичных. Каждый год торговля луковицами приносит стране большие прибыли. Интересно знать, что второе место после нее занимает Великобритания. Следом идут Соединенные Штаты и Япония.