Министерство образования обнародовало проект нового стандарта преподавания отечественной истории в школе, на основе которого будет написан единый учебник, пишет в понедельник «Ведомости».
Стандарт призван воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственной и межнациональной терпимости, а патриотизм должен стать следствием уроков о военных победах, рекомендовано особо подчеркнуть «массовый героизм» в войнах 1812 г. и 1941–1945 годах.
Авторы стандарта призывают не замалчивать ошибки и просчеты. Критически авторы стандарта оценивают события 1917 года. Революцию именуют «октябрьским переворотом». Владимир Ленин назван «лидером переворота» и упомянут вскользь, гораздо больше внимания уделено Сталину, сообщает издание.
Роль Иосифа Сталина оценена неоднозначно. Первые годы его правления названы «периодом форсированной индустриализации, модернизации, осуществленной чрезвычайными методами».
Результатом той модернизации названо преодоление технологического отставания от западных стран, отмечает «Ведомости».
По словам секретаря Российского исторического общества, участвовавшего в подготовке стандарта, Андрея Петрова, проект стандарта не догма, он будет широко обсуждаться на многих площадках и корректироваться.
Деятельность президента Владимира Путина прописана в проекте в пунктах о создании института полпредов, утверждении новой концепции внешней политики, отмене выборов губернаторов или новом порядке избрания и провозглашении нацпроектов.
Напомним, в апреле президент России Владимир Путин поручил кабинету министров к декабрю обеспечить разработку единой концепции курса истории России в школах.
Он указал, что такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
10 июня институт российской истории РАН предложил проект концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в основу которого положен историко-культурный стандарт, включающий в себя в том числе «принципиальные оценки» ключевых и перечень «трудных» событий, вызывающих споры в обществе.
Согласно пояснительной записке к проекту Концепции, историко-культурный стандарт должен включать «принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также перечня «трудных» событий истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе».
При этом оговаривается, что перечень «трудных» событий составлен с целью включения в методические пособия для учителей дополнительных справочных материалов, «соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события».
Стандарт предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры «как к непрерывному процессу национальной идентичности».