Предыдущая публикация (Неизлечимая болезнь — Совок!) набрала комментариев об ужасах и трудностях жизни. Отдельной красной нитью комментаторы выписали тотальный дефицит и голод: чего только стоит рассказ о трехчасовых очередях за обычным столовым яйцом, надо понимать — регулярных. Я нарочно не вмешивался в дискуссию, понимая, что люди, действительно, могут попадать в трудные жизненные ситуации (как, впрочем, всегда и везде), и сейчас не буду. Могу прокомментировать только тем, что, имея знакомых от Владивостока до Калининграда и от Мурманска до Казахстана, не припомню таких историй. Здесь я позволю себе не обсуждать цены и ассортименты, вспомню только, что, заканчивая школу, все ребята нашего класса (за единственным, кажется, исключением) сдали нормы ГТО на серебро и — в основной массе — золото. И пошли голодать дальше.
Но сейчас не об этом. Недавно у меня состоялся разговор с коллегой. Парень он нормальный, но «молод» и «не застал». Основным посылом была мысль, что да, для тех, кто постарше, может быть было и ничего, а вот для молодых сейчас жизнь гораздо интересней: тебе и интернет и клубы и путешествия и фильмы какие душа пожелает, безграничные возможности для самореализации и творчества, а «тогда» и труба была пониже, и дым пожиже. И вот я, старый динозавр, сел на свой хвост, устроился поудобнее, и стал вспоминать...
В наше время для двенадцатилетнего пацана считалось абсолютно нормальным изготовить модель самолета. Обращаю внимание: не купить в магазине, и даже не собрать из набора деталей по прилагаемому чертежу, а рассчитать (!) с нуля, изготовить каждую деталь (самому или с помощью старших ребят) вручную или на станке, собрать и научиться пилотировать.
Да ладно, — на станке. А вот, не «ладно», а именно на станке. В кабинете труда нашей школы (обычной, общеобразовательной школы обычного областного центра), имелся небольшой, но парк станков: два токарных и фрезеровальный (по металлу), сверлильный, токарные по дереву, шлифовальный круг, не говоря уже о любом слесарном инструменте, который только можно выдумать. Нам нравилось. Настолько, что мы приходили в кабинет труда после уроков и точили детали. Ничего особенного: втулки, валы, шпильки. Но это были реальные детали, наш трудовик, большой молодец, построил работу с заводом, и наши детали (если конечно проходили приемку) шли в дело. Кстати, мне потом эти умения здорово помогли.
Вообще, можно считать, что нам повезло с учителями. Но еще раз повторю: это было нормально. Преподаватель НВП затеял оборудовать а пустующем подвале стрелковый тир, и довел-таки дело до конца при поддержке директора школы и, надо полагать, РОНО. Мы помогали, как могли: таскали круглое, катали квадратное. В результате, на уроках НВП мы не только рассматривали плакаты, но и клали в мишень пули как из пневматики, так и из мелкашек. Нам, помощникам, разумеется, была предоставлена возможность стрелять факультативно.
Чтобы закончить «полный мальчишеский набор», нужно рассказать о физкультурнике. Благодаря его сознательной позиции школьный спортзал был в полном распоряжении всех, кто хотел заниматься (организованно и под наблюдением, разумеется). Суперсовременных тренажеров, конечно, не было. Но были перекладины, брусья, штанги (со стойками), гантели, гири, естественно — шведские стенки, скамейки, канаты, лыжи, маты, боксерские перчатки и лапы, мячи и прочая мелочь. А что еще надо? Я расскажу по секрету: для того, чтобы заниматься физкультурой не нужна клубная карта, нужны кеды и желание.
Вообще, «подкачать» можно было не только мышцы: наши учителя не жалели на нас времени. Желающие могли посещать факультативные занятия. «Моими» были математика, физика и информатика.
В статье Неизлечимая болезнь — Совок! про повседневные занятия сказано в общем-то достаточно. Так или иначе, с некоторыми вариациями, всем упомянутым заполняли свои дни и ночи все мальчишки Страны. Добавлю лишь, что для нас не составляло сложности смастерить себе такие «штуки», до которых мировому ширпотребу еще расти и расти. В основном, конечно же, эти «штуки» стреляли, взрывались, хлопали, щелкали, летали, плавали и ездили. Разного рода самострелы, пугачи, рогатки, луки, бомбочки, самолетики на веревочках и на катапультах, хрюкалки и крякалки на батарейках (паяли, да, паяльником паяли), кораблики (от бумажных до полноразмерных плотов), санки и самокаты. Ах, да — тачки!
И — да — источником вдохновения для нас были книги и журналы. Вопреки байкам о тотальной цензуре была доступна любая литература, за исключением, может быть порнографии и махровой антисоветчины. Взять на дом или прочесть в читальном зале можно было что угодно, было бы лишь желание.
Отдельное слово нужно сказать про велики. Если под тобой был велик, весь мир был у тебя в кармане. За теплый сезон накручивались сотни и тысячи километров, даже перекусывали на ходу, не слезая с седла. Мы умудрялись на великах играть в пятнашки на летней эстраде! Первые свои права я получил в 12-ть лет (приписав себе год), и это были права на управление велосипедом и мопедом с объемом до 50-ти кубиков. Лишь повесив на велик новенький госномер (да, да, именно: номерной знак) я получил возможность двигаться по дорогам общего пользования. Очень жаль, что эта практика нынче не действует: на дорогу лезут все подряд.
О чем еще забыл? Ну конечно же! Кружки и секции! На любой вкус и абсолютно бесплатно! Начиная от упомянутого в самом начале авиамоделирования до яхтклубов (да, да, с настоящими яхтами; для самых маленьких класс «Оптимист»), от вязания на спицах до прыжков с парашютом. Повторяю: любые! Посещая кружки лично я научился играть в шахматы, работать на вертикальном ключе (кружок радистов), гонять на мотоцикле (отделение ДОСААФ), вполне сносно играть на гитаре, равно как и на ударных (ВИА), получил юношеский разряд по боксу. Мимолетные увлечения даже не упоминаю.
В качестве заключения: вчера мой взгляд в очередной раз упал на аляповатые «граффити из баллончика» на стене дома. Я привычно подумал: «Ну что вам, делать нечего? Совсем скучно?...»
Ваш, sgerr
.
http://aftershock.su/?q=node/30888
Опубликовано в ЖЖ