Резкие изменения цикла освещенности – смены дня и ночи – могут напрямую провоцировать депрессию и снижение мыслительных способностей, даже если это никак не влияет на биологические ритмы и цикл сна и бодрствования, пишет группа американских ученых в статье, опубликованной в журнале Nature.
Резкие изменения биологических ритмов, связанные, в частности, с дальними перелетами или посменной работой могут влиять на настроение и работоспособность человека. Биологические ритмы, в свою очередь, в значительной степени зависят от колебаний освещенности.
Тара Легейтс из университета Джонса Хопкинса и ее коллеги решили проверить, могут ли изменения цикла освещенности непосредственно влиять на настроение и способности к обучению, при условии, что ритм сна-бодрствования будет оставаться нормальным.
Ученые провели эксперимент с мышами, которых сначала приучили к 24-часовому циклу смены освещенности – 12 часов «дня» и 12 часов «ночи». Затем одну группу животных перевели на семичасовой цикл, когда свет сменялся тьмой каждые 3,5 часа. У второй группы – контрольной – цикл остался прежним.
Переход на семичасовой цикл не изменил общее время сна у мышей, он также не привел к сбоям циркадного (суточного) ритма организма.
«Несмотря на нормальный циркадный ритм и структуру сна, в поведении этих животных чаще наблюдались признаки депрессии… а также была снижена способность к обучению», – говорится в статье.
Ученые отмечают, что лекарства-антидепрессанты (флуоксетин или дезипрамин) восстанавливали обучаемость у мышей. Это, пишут они, указывает, что первичным является именно депрессивное состояние.
Прежние исследования указывали, что сбои ритма освещения нарушали циркадный ритм, что в свою очередь вело к сбою ритма сна, недосыпанию, а затем к нарушению работоспособности. Группа Тары Легейтс впервые показала, что сбой ритма освещенности может сам по себе воздействовать на работоспособность, без помощи «посредника» – нарушений сна.
РИА «Новости»