У меня есть разные индикаторы температуры по стране. Конечно, они субъективны, а как иначе? В них не входят крики оппозиции и статьи в либеральной прессе – они малоинтересны большей части населения. А вот то, что определяет сознание народа (а определяет, как известно, бытие) – очень даже любопытно.
1. Появление всяческих «магазинов элитного секонд-хенда», продуктовых магазинов очень-очень экономкласса, сетевых «комиссионок», «контор микрокредитования», ломбардов и прочих структур, рассчитанных на небогатых людей, которым срочно нужны деньги или хочется одеться и покушать. (Реклама банковских «беспроцентных кредитов» тоже из этого ряда.)
Так вот, по моим ощущениям – количество подобных структур в последние полгода–год значительно возросло. Особенно в последние полгода.
2. Увеличение активности мошеннических контор того же рода, но нацеленных на более-менее состоятельных людей. Меня впервые стали доставать телефонным спамом на темы «Наша замечательная контора «Заройтевашиденежки» предлагает вам выгодно вложить деньги...». Причем звонки идут на личный мобильный номер, который даже не на меня зарегистрирован. Но звонящие знают, кому он принадлежит. На вопрос «откуда вы взяли этот номер?» следуют ответы: «Его дал ваш друг, пожелавший остаться неизвестным» или «Наш отдел вип-клиентов».
В последнее время я стал сразу и невзирая на пол говорящего (звонят, конечно, обычно женщины – иногда более-менее вежливые, иногда – хабалки с украинским акцентом) посылать звонящих в жопу. Увы, это наиболее быстрый и эффективный способ борьбы.
3. Ну и третий «маркер» – это базар. Я человек, выросший на востоке, я привык к тому, что базар – это индикатор состояния общества. В России точно так же, только не все это понимают. А я уже лет пятнадцать как хожу на один и тот же рынок, знаю там всех, и меня все знают, бывало, что забудешь деньги – так и мясник, и зеленщик все отпускают в кредит. Так вот, таких настроений, какие сейчас царят на рынках, не было никогда. Жалуются на:
А) Постоянные облавы ФМС – и поверьте, что кончаются они не депортацией нелегалов, а улучшением финансового состояния ловцов (и не надо злорадствовать по поводу торгашей, с которых сняли мзду – эти деньги в итоге заплатим мы, покупая помидоры или кусок мяса на борщ).
Б) Резкое удорожание аренды мест на рынке – причем бьет это в первую очередь не по перекупщикам, а по крестьянству, торгующему собственными продуктами. Вплоть до того, что многие говорят, что могут перестать работать.
В) Увеличение числа разговоров на тему эмиграции. Опять же – вроде как торговцы, «свое всегда возьмут», что им делать в близком-дальнем зарубежье, там своих мелких торговцев из Африки и Азии хватает, но... Из того же ряда – критика власти. Рядовые торговцы в массе своей достаточно аполитичны, им откаты, распилы и госпреференции не светят, главное – чтобы жить давали и им, и покупателям. Похоже на то, что сейчас и с покупателями становится все хуже, и с самими торговцами.
К чему я это пишу? Так, просто, поделиться. Есть у меня три маркера реального состояния общества – и все три нынче перегреты. Власти у нас на базар ходят только с телекамерами, на их мобильники спамеры не звонят, и пять тысяч рублей до зарплаты они не перехватывают. Так что, может быть, просто не в курсе.