На очереди «оптимизация» образования
Украинское медиапространство взорвало очередное нововведение от Минобразования, информация о котором попала в СМИ.
Как следует из письма, направленного из парламентского комитета по науке и образованию в Национальную академию наук, Министерству образования предложили объединить химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию в единый предмет с общим объемом преподавания 3 часа в неделю. Он будет называться «Человек и природа». В документе предлагается также объединить алгебру и геометрию в один предмет, который будет называться «Математика».
Впрочем, ничего сенсационного в очередной «реформе» нет. Еще в августе прошлого года, комментируя идеи Минобразования по кардинальному облегчению «тягот и лишений» школьной учебы, «2000» отмечали: «Можно ли представить тренера, который бы вместо тяжелых нагрузок (даже для самых юных спортсменов) говорил бы своим воспитанникам: «Не напрягайтесь, занимайтесь пока не надоест»? И что характерно, у очень многих людей, достигших жизненного успеха, в биографии занятия спортом на высоком, пусть и не на чемпионском уровне, а сами они отмечают, что именно занятия спортом дали им качества, позволившие «показать высокий результат» в жизни.
А ведь школа готовит будущих ученых, инженерно-технических работников, рабочих и т. д. страны, суммарный уровень интеллектуального развития, трудолюбия, целеустремленности которых и должен обеспечивать ее развитие, достойное место в жестком современном мире. Конкурентоспособность страны слагается из конкурентоспособности ее отдельных граждан» (По «заветам» фюрера).
Те нововведения касались учащихся младших классов, и мы отмечали: «Сложно предположить, что основная масса школьников «нагонит» отставание в более старших классах. Слабая база, как и отсутствие навыков напряженного труда, будет снижать общий уровень подготовки вплоть до выпуска из школы. Очевидно, что за снижением уровня образования младшеклассников через соответствующий промежуток времени последует аналогичное решение для более старших классов».
Действительно, изложенные в письме идеи касаются учеников 10–11 классов (хотя есть основания полагать, что это лишь часть общей картины, ставшая достоянием гласности благодаря утечке в СМИ). И тем не менее стоит обратить внимание, что шесть предметов (на четыре из которых в мое время отводилось не менее двух часов в неделю) сводятся в один с общим объемом преподавания три часа в неделю для самых старших классов, которые, по сути, являются подготовительными для поступления в вузы.
Очевидно, что с такой базой соваться в вуз (тем более технический) абсолютно бессмысленно. И как мне представляется, именно в этом и состоит глубинный смысл реформы. Ведь молодых людей старшего школьного возраста можно разделить на три основных категории: те, кто после 9 класса продолжил учебу в профессиональных средних учебных заведениях, те, кто в 10–11 классах готовится к поступлению в вузы, и те, кто получать требующую длительного обучения специальность не планирует, собираясь сразу после окончания школы вступить во взрослую жизнь.
Обязательность получения последней категорией полного среднего образования (на уровне 11 класса) периодически вызывает дискуссию, но, как мне представляется, эта норма преследует социальную функцию: ребят нужно просто чем-то занять, ведь идти на работу в этом возрасте не особо хочется, да и где найти рабочие места для несовершеннолетних в условиях повальной безработицы, ехать гастарбайтером за рубеж также невозможно даже юридически.
Вот на них-то и рассчитано сведение всех естественных наук в один курс объемом три часа в неделю.
Ну а детям «первой категории» придется идти в частные школы. Учитывая, сколько родителей, несмотря на все сложности, стремятся дать детям хорошее образование, можно только прикинуть, какую экономию ожидают от этого в Минобразования и в правительстве, тем более что, скорее всего, переводить из государственной школы в ту, в которой дают образование, придется не в 10 классе, а гораздо раньше.
Собственно, удивительного ничего нет. Власть подняла до небес коммунальные тарифы, отменила стипендии большинству студентов, на очереди фактическая отмена пенсий (Пенсия? Забудьте!) и уничтожение существующей системы здравоохранения — ликвидация узкопрофильных институтов, где оказывают помощь в наиболее сложных случаях, сокращение числа больниц в 3–4 раза с одновременным возложением на них функций амбулаторного приема и лечения узкопрофильными специалистами, поскольку поликлиники также подлежат уничтожению, на «первичном уровне» останутся лишь семейные врачи (Без излишеств).
Было бы просто удивительно, если бы реформаторы-«оптимизаторы» не добрались до образования. Только делается это под прикрытием рассуждений о том, что «многие из этих знаний совершенно не нужны в жизни» (ну в самом деле, зачем проститутке на польском автобане физика и астрономия). «Меньше теории, больше музыки, творчества и физической активности» — так характеризует нововведения методический сайт «Шкільне життя».
Действительно, высвободившееся после «оптимизации» естественных дисциплин учебное время нужно будет чем-то занять. И тут ко двору придутся не грамотные специалисты, способные дать глубокие знания, а «педагоги» аналогичные рабовшему некоторое время у Антона Семеновича Макаренко:
«Дерюченко был ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец. Он «не знал» русского языка, украсил все помещение колонии дешевыми портретами Шевченко и немедленно приступил к единственному делу, на которое был способен, — к пению «украинських писэнь».
Дерюченко был еще молод. Его лицо было закручено на манер небывалого запорожского валета: усы закручены, шевелюра закручена, и закручен галстук-стричка вокруг воротника украинской вышитой сорочки. Этому человеку все же приходилось проделывать дела, кощунственно безразличные к украинской державности: дежурить по колонии, заходить в свинарню, отмечать прибытие на работу сводных отрядов, а в дни рабочих дежурств работать с колонистами. Это была для него бессмысленная и ненужная работа, а вся колония — совершенно бесполезное явление, не имеющее никакого отношения к мировой идее».
Ведь для того, чтобы прививать подрастающему поколению «ценности евромайдана», нужны лишь дерюченки, а «многие знания — многие печали».
Александр ФИДЕЛЬ