Бензин ваш – идеи наши?
Сегодня
Настоящим «хитом» Интернета стали заявления, сделанные генеральным директором Конструкторского бюро "Южное" Александром Дегтяревым, сделанные на космодроме NASA, где состоялся запуск ракетоносителя Antares с изготовленной в Днепре первой ступенью
"Сегодня Украина обладает достаточными технологиями, которые позволяют изготовить все компоненты для такого проекта (полета на Марс. – Авт.). Но мы предложили полгода-год назад проект создания экспериментальной базы на Луне. На самом деле, те же самые результаты можно получить быстрее на Луне, решая одинаковые задачи жизнеобеспечения на планетах Солнечной системы. Там тоже есть полезные ископаемые, которые горят, есть доступ к энергоисточников"
Он также добавил, что человечество должно начинать с Луны, чтобы научиться осваивать тела Солнечной системы. "Здесь мы выступили как лидеры, поскольку мы можем быть лидерами - не финансовыми, а научными, технологическими. Мы надеемся, что проект будет поддержан. Мы предлагаем всем взять участие в нем", - подчеркнул Дегтярев.
В общем, «бензин» (финансы) ваш – идеи наши», как говаривал великий комбинатор Остап Бендер. Может показаться, что и комментировать в этих заявлениях особо нечего, но думаю, дать им оценку нужно, поскольку руководитель такого ранга не «авторитетный» в узких кругах блогер, не нардеп из сотников Майдана и даже не министр «постмайданного» правительства.
Ведь очевидно, что «всеми необходимыми технологиями» для реализации таких проектов сегодня не располагает ни одна страна мира, включая США и Россию. Для их создания (как в свое время лунной программы) при колоссальном финансировании понадобится мобилизация десятков и сотен научных центров, конструкторских бюро и производственных предприятий с накопленным за многие десятилетия опытом.
Украинская же космическая отрасль, это (даже если вынести за скобки четверть века деградации, потери кадрового потенциала и производственных мощностей) Южмаш и еще несколько предприятий, производивших некоторые узлы и детали космической техники в рамках общесоюзной кооперации.
Основное же направление деятельности Южмаша – производство тяжелых баллистических ракет и космических ракет-носителей малого и среднего класса. Что же касается изготовления собственно космических аппаратов, то нужно признать, что соответствующими компетенциями Южмаш, специализирующийся именно на ракетах, попросту не обладает. В советские времена спутники он не разрабатывал и не производил, а за все годы независимости там было изготовлено всего три малогабаритных, предельно простых спутника типа «Сич», причем совершенно очевидно, что проект имел больше политический, чем практический характер.
Телекоммуникационный же спутник «Либыдь» для своих нужд Украина предпочла заказать у российско-канадского консорциума. Его запуск, запланированный на лето 2014 года, был отменен из-за решения о сворачивании российско-украинского сотрудничества в космосе. К слову, и единственный имевший у Украины пункт управления космическими аппаратами в Крыму по известным причинам был потерян.
Никогда на Украине не производились ракетные двигатели соответствующей мощности (на первой ступени Антареса стоят двигатели российского производства), нет ни малейшего опыта в пилотируемой космонавтике и межпланетных миссиях. Единственное, что можно вспомнить – то, что в рамках кооперации без малого полвека назад на Южмаше изготавливались посадочные ступени для советской пилотируемой лунной программы. Но, как известно, эти «изделия» не дошли даже до летных испытаний.
Александр Дегтярев работает в КБ «Южное» с 1975 года, правда, нельзя не заметить, что в сугубо технической сфере пиком его карьеры стала должность начальника группы, а дальнейший карьерный рост проходил в сфере коммерческой и внешнеторговой деятельности и даже научная степень у него не технических, и экономических наук. И, тем не менее, сомневаться в его компетентности нет причин и остается только задаться отнюдь не риторическим вопросом – что же заставило его нести подобную ахинею?
Настоятельная просьба «подкрепить» заявление Александра Турчинова о том, что «наша страна успешно возвращает себе позиции ракетного государства»? Или имеет место пиар-сопровождение «распилочной» комбинации, когда средства выделяются на заведомо невыполнимый проект (а значит и за результат никогда не придется отвечать), но «находящиеся в теме» чиновники отчаянно делают вид, что верят в его реализуемость. А может это просто крик отчаяния руководителя погибающего предприятия (катастрофическая ситуация на «Южмаще» не секрет), пытающегося любым способом добиться поддержки от государства и спасения уникального производственно-научного комплекса.
В принципе, все эти версии имеют место быть и даже не противоречат одна одной. Но понятно и другое – бредовое (иначе не скажешь) заявление руководителя такого ранга выставило украинскую космическую отрасль на посмешище среди всего международного космического сообщества, включая и потенциальных партнеров. Впрочем, в этом плане (выставлять себя и свою страну на посмешище несусветно хвастливыми заявлениями) Александр Дегтярев оказался просто в «тренде» многих пассажей украинских «можновладцив» самого разного, включая, наивысший, уровня. А «быть в тренде» -- пожалуй, главное умение для любого чиновника.
Александр ФИДЕЛЬ