Правда и вымыслы о Киевской Руси

Вчера 
Встречаясь со студентами-историками, президент Порошенко в очередной раз сделал несколько «сенсационных» заявлений.
«Если вы включите за границей российский телеканал, то увидите, что там сплошная историческая ложь. “Украина – недогосударство, украинский народ – недонарод, Киевская Русь – это Россия, Ярослав Мудрый, Владимир Великий никакого отношения к Киеву не имеют, это все Московия. И это называется их история? История брехни! Я горжусь тем, что история Украины – это история правды. И это наше главное отличие» -- сказал он.
Каюсь, я периодически смотрю российские телеканалы даже не покидая пределов Украины (надеюсь, это еще не является преступлением), но никогда не слышал в их программах, да и в российских публикациях на исторические темы, что «Ярослав Мудрый, Владимир Великий никакого отношения к Киеву не имеют».
А вот в многочисленных украинских публикациях, часто «освещенных» именами увенчанных званиями и степенями ученых, начиная с Михаила Грушевского, юбилею которого и была посвящена встреча президента со студентами, как раз настойчиво проводится мысль, что современная Украина является единственной исторической наследницей Киевской Руси, к которой современная Россия не имеет никакого отношения, Ярослав и Владимир – украинские князья, более того, последняя (Московия) украла у Украины её историческое название Русь, хотя сама имеет угро-финско-ордынские «корни» и вообще, «в период расцвета Киевской Руси на месте современной Москвы было болото»
Видимо, это именно та «правда», о которой говорил украинский президент. Что-же, придется сделать краткий, конспективный экскурс в историю древнерусского государства, оперируя неоспоримыми в серьезном научном сообществе фактами.
Прежде всего отмечу, что государства под названием «Киевская Русь» никогда не существовало, так же и потому же, почему сегодня мы не знаем таких государств, как «Берлинская Германия» или «Мадридская Испания». Была просто «Русь», а термин «Киевская» появился в научной среде в XIX веке для обозначения определенного периода в развитии древнерусского государства, когда его столица действительно находилась в Киеве.
Более того, Киев не может считаться и тем центром, вокруг которого изначально формировалось русское государство. Относительно самых ранних этапов формирования русского государства среди ученых нет единого мнения, но наиболее логичной и подтвержденной историческими источниками выглядит «норманнская теория», согласно которой, русское государство создали прибывшие на восточно-европейскую равнину викинги-норманны.
Вот что сообщает Нестор-летописец: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»
Понятно, что «версия» о добровольном призыве варягов вызывает сомнения, как и то, что именно от них пошло название «Русь», но скандинавские имена первых русских князей, указывающие на их происхождение, неоспоримы. Таким образом, первой столицей русского государства следует считать Новгород, а согласно некоторым спискам «повести временных лет» даже город Старая Ладога, где изначально находилась ставка Рюрика.
Постепенно Рюрик и ставший регентом при его малолетнем сыне Игоре Олег расширяли пределы своего государства, пока не «добрались» в 882 году до Киева, где коварно убив местных князей Аскольда и Дира, сам воцарился. В целом древнерусское государство (для удобства будем продолжать называть его «Киевской Русью») «оформилось» в течении IX-X веков, заняв большую часть восточно-европейской равнины (лесную), населенную в основном славянскими племенами и в меньшей степени – угро-финскими. Сами же варяги достаточно быстро ассимилировались с местным населением.
Несложно убедится, что в состав Киевской Руси входило не более трети территории нынешней Украины, и этот «фрагмент» составлял не более пятой части всей территории Киевской Руси. Нет никаких свидетельств того, что именно эти земли играли роль этакой метрополии по отношению к остальным окраинным провинциям, а населявшие их славянские племена полян, древлян и еще несколько более мелких, составляли некую особою общность, отличавшую их от живших севернее вятичей, кривичей и других. В «неукраинской» части Киевской Руси находились такие важнейшие центры, как Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Смоленск и другие. 
В государстве утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству.
Естественно, переезжали к новому, более сытому месту «кормления» князья не в одиночку, а со свитой, двором, верной дружиной и все они с чадами и домочадцами, челядью и холопами. Таким образом, в государстве осуществлялась постоянная и весьма значительная «ротация» населения, способствующая унификации языка, культуры и обычаев.
Лествичным принципом объясняется то, что Владимир Великий родился под Псковом, правил в Новгороде и оттуда уже после немалых «приключений» захватил Киев и великокняжеский престол. Аналогичным образом его сын Ярослав в раннем детстве получил от отца в удел Ростовское княжество (с центром в нынешнем городе Ростов Ярославской области РФ), там вырос под присмотром наставника-воеводы, княжил, основав нынешний Ярославль, затем перебрался на освободившееся место Новгородского князя и оттуда, как в свое время и отец, захватил Киев в ходе очередной междоусобицы. Думаю, вышесказанного достаточно, чтобы оценить корректность зачисления Владимира Великого и Ярослава Мудрого в «украинские князья».
Постоянные междоусобицы, главным объектом которых быль стольный град Киев, к середине XI века привела к упадку последнего и окрестных земель, чем также способствовали участившиеся набеги кочевников и снижение значения знаменитого торгового пути «из варяг в греки» проходившего по Днепру. В тоже время возрос спрос на продукцию северных княжеств – меха, мед, воск, деготь и др. В результате экономический центр древнерусского государства стал постепенно перемещаться на север, во Владимиро-Суздальское Княжество.
Туда же с юга в значительном количестве мигрировало и население. В частности, считается, что выходцами из Галиции был тогда основан город Галич, ныне Костромской области. Таким образом, «теория» о «ином», финско-угорском, не имеющем отношения к Киевской Руси народе, прародителе нынешних русских, не выдерживает никакой критики. В крови нынешних русских, не только жителей Центрального региона (ведь именно из него впоследствии русские мигрировали в Поволжье, Урал, Сибирь и др.) немало генов обитателей древних Киева, Чернигова и даже Галича.
В политическом же плане «эра Киева» закончилась в 1169 году, когда Владимирский князь Андрей Боголюбский подверг его страшному разорению и получив права на великокняжеский престол, не стал перебираться в разгромленный Киев, а остался в своем процветающем Владимире. Естественно, от этого русским князем он и его потомки быть не перестали. Папа Григорий IX в 1231 году в своей грамоте называет великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича Regi Russiae ("правителем Руссии"). 
Вскорости же (с исторической точки зрения) последовал окончательный распад древнерусского государства на удельные княжества, татаро-монгольское иго и вхождение ранее находившихся в составе Киевской Руси территорий современных Украины и Белоруссии в состав Великого Княжества Литовского. «Севернее»-же возникло, «отпочковавшись» от Владимиро-Суздальского, окрепло и стало центром собирания русских земель Московское княжество.
Термин же «Московия» появился не ранее XVI века и имеет сугубо польско-литовское происхождение, никогда не носившее официального характера. Более того, в его появлении несложно увидеть политическую подоплеку, ведь захваченные литовцами, а затем поляками земли продолжали называться Русью, а еще Иван III выдвинул цель собрать «земель праотец» под руку великого князя Московского, что фиксировалось в его титуле: «великий князь и государь всея Руси».
Характерно, что аналогичная история случилась уже в наше время. После распада Югославии Греция категорически (и даже истерически) отказывала соседней республике в праве называться собственным именем Македония, видя в этом претензии на собственною одноименную провинцию. При этом «внешнюю» Македонию в Греции называли «республика Скопье» (по названию столицы молодого государства)
Таким образом, можно смело констатировать, что ныне входящие в состав Российской Федерации северо-восточные земли древнерусского государства были её полноценной и полноправной частью и попытки нынешних украинских «историков» и идеологов «монополизировать» историческое наследие Киевской Руси (делая акцент на привнесенное в его название всего два столетия назад прилагательное «Киевская»), мягко говоря, ненаучны. Тем паче, что во Владимире и Москве получила продолжения прямая ветвь российской государственности, в то время как Киев оказался под «внешним управлением» литовцев, а затем поляков. 
Как отмечал Олесь Бузина: «После упадка Киева именно Москва сохранила в наибольшей степени древнерусские культурные традиции. Сюда начался отток из Киева и Галича населения. Причем культурного. В Москву переехал митрополит Всея Руси, были перевезены библиотеки, перебирались иконописцы. Именно поэтому былины "киевского цикла" о богатырях и князе Владимире сохранились на севере Руси, но совершенно отсутствуют на территории нынешней Украины. Поэтому же большинство литературных памятников Киевской Руси выжило только благодаря переписчикам из Московии, которую так презирают наши нынешние националисты»
Увы, подлинная история оказалась жертвой политической конъюнктуры, стремления политиканов даже в глубь минувших столетий провести стены, разделяющие имеющие общие корни братские народы. Но даже многократно повторенная ложь не станет от этого правдой.
Александр ФИДЕЛЬ

http://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolo … i-rusi.htm