Он подписал! Алиллуйя!
Сегодня
Недавно Петр Порошенко принял решение, которое выглядит очень странно. 26 августа он поставил подпись под указом №357/2016 «О праздновании в Украине 500-летия Реформации». У многих сия новость вызвала недоумение: зачем устраивать подобные торжества в стране, большинство жителей которой являются православными? Но у президента свои резоны…
Реформация, как известно, имела место в Западной Европе и датой ее начала принято считать 31 октября 1517 г. В тот день профессор теологии и монах Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви города Виттенберга документ, вошедший в историю под названием «95 тезисов». Сам Лютер добивался очищения католической церкви, возвращения ее к библейским истокам. Увы, закончилось все расколом и кровавыми религиозными войнами, длившимися чуть ли не полтора столетия.
Раскол ликвидировать не удалось и помимо католической конфессии в Европе возникла еще одна — протестантская. Все эти бурные события коснулись земель, входящих в состав современной Украины, только косвенно. Исключение, пожалуй, составляет Закарпатская область, где в венгерских районах теперь мирно соседствуют католические и протестантские (по-местному «реформатские») храмы.
Хорошо, конечно, если глава государства решил позаботиться о закарпатских реформатах. Однако они свое религиозное учение выводят не от Лютера, а от швейцарского проповедника Ульриха Цвингли. А в президентском указе четко сказано, что торжества состоятся в октябре следующего года — т. е. когда исполнится пятьсот лет событию, произошедшему в Виттенберге и соответственно все упирается в Лютера.
Тогда, каковы были мотивы Порошенко? Оказывается, что в гостях у Петра Алексеевича побывала делегация Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов (они тоже относятся к протестантам).
Президент с ними душевно пообщался и прямо на глазах у своих гостей поставил подпись под указом о торжествах в честь 500-летия Реформации.
А теперь заглянем в данные Департамента по делам религий и национальностей при Министерстве культуры. Это учреждение сообщает, что по состоянию на 1 января 2016 г. Союз церквей евангельских христиан-баптистов располагал на территории Украины 2691 религиозной организацией, проповеди в которых читали 2856 человек.
Для сравнения: в Украинской Православной Церкви 12 660 религиозных организаций и 10 169 священнослужителей. Еще для сравнения: у Римо-католической церкви 1114 приходов и монастырей, а отправлением культа занимаются 580 человек. При этом учтем, что большинство католиков сосредоточены в западных регионах страны.
Таким образом, получается что две крупнейших христианских конфессии (греко-католиков и раскольников, именующих себя православными, мы в расчет не берем) имеют огромное преимущество перед протестантами-баптистами. Почему же тогда к ним с таким вниманием, с такой практически трогательной заботой отнесся украинский президент? Дадим ему слово:
«Ми хочемо продемонструвати, що наші взаємини між державою і церквою мають принципову відмінність від російської. Різницю ви можете побачити на прикладі Криму і Донбасу, куди на російських багнетах прийшов «русский мир». Увесь світ бачить там тотальне порушення прав людини» (president.gov.ua, 26 августа).
То есть, как выясняется, все дело в России. Там действительно различные псевдоцеркви чувствуют себя не комфортно. Самому приходилось как-то общаться с одним «свидетелем Иеговы» и тот всячески причитал, что в РФ «наших братьев сильно притесняют».
Тогда, что ж получается — если в России чего-то нельзя, то здесь, на Украине, это надо обязательно нужно разрешить? Государство, в котором мы с вами живем, возглавляют мужи державные. Они ходят в строгих костюмах, говорят о серьезных вещах, обсуждают судьбы мира с лидерами других стран, а ведут себя ну просто как дети. И не кажется ли вам, что их действия сильно напоминают известное выражение «назло маме отморожу уши»?
Через год в пику России собираются праздновать 500-летие Реформации. Может тогда, следуя подобной логике, разрешить деятельность ИГИЛ? В РФ она, как мы знаем, запрещена.
Кроме того, раз Украина такая свободная и демократическая страна, то ее лидеры обязаны устроить еще одно торжество — отметить юбилей Контрреформации. Она была ответом католиков на религиозный раскол. А началось все 15 июня 1520 г., когда папа Лев X отлучил Лютера от церкви.
До этой «круглой даты» времени осталось не так уж много, поэтому президентской администрации стоило бы озаботиться данным вопросом уже сейчас — ведь праздник надо встретить достойно.
Александр МАРТЫНЕНКО