По «заветам» фюрера
Вчера
Все мы «родом из детства». Кто из нас в школьные годы не радовался появившейся возможности «откосить» от урока, кому не хотелось, чтобы требования и задания были попроще, чтобы их выполнение не «отвлекало» от игр со сверстниками во дворе, от просмотра мультиков и детских передач по телевизору (впрочем, в те времена немногочисленные телеканалы давали их в строго дозированных количествах)
И вот, руководители украинского Минобразования, видимо, вспомнив свои детские «страдания», решили пойти навстречу «чаяниям» нынешнего подрастающего поколения. «Из программы 1–2 класса снято требование относительно знания наизусть таблицы сложения и вычитания в пределах 10–20. Мы оставляли там только до 5. Они в третьем классе это выучат», — сообщил заместитель министра образования и науки Павел Хобзей. Также отменяется количественный показатель темпа чтения, то есть речь идет о ныне действующих нормах по количеству слов в минуту чтения (УНИАН).
Оказывается, «Сейчас содержание образования ужасно перегружено лишней информацией, не соответствует возрастным особенностям детей, и самое главное – многие из этих знаний совершенно ненужные в жизни. Зато то, что нужно, не изучается… Я сторонница того, чтобы выполнение домашнего задания не приводило к психологическим травмам у детей. Каждый родитель знаком с ситуацией, когда приходится вырывать страницу из тетрадки и переписывать еще раз, потому что вы что-то зачеркиваете, исправляете», -- еще в июне анонсировала готовящиеся изменения министр образования и науки Лилия Гриневич.
Елки-палки, извините за «негазетное» выражение, но я и мои сверстники, в первом классе, насколько я помню и не слыхали ни про какие таблицы «сложения-вычитания», а учили (и знали) таблицу умножения и решали (это точно) уравнения с иксами. Конечно, не все и у всех сразу получалось, но и никаких «психических травм» ни у кого не было.
Да и в конечном счете разве не должна школа не просто давать знания, но и воспитывать ребят, готовить к взрослой жизни, развивать в них волю, характер, умение преодолевать трудности? Напрашиваются прямые аналогии со спортом, который, как известно, не только дает физическое развитие, но и помогает развивать именно эти качества.
Можно ли представить тренера, который бы вместо тяжелых нагрузок (даже для самых юных спортсменов) говорил бы своим воспитанникам: «не напрягайтесь, занимайтесь пока не надоест»? И что характерно, у очень многих людей, достигших жизненного успеха, в биографии занятия спортом на высоком, пусть и не на чемпионском уровне, а сами они отмечают, что именно занятия спортом дали им качества, позволившие «показать высокий результат» в жизни.
Причем, «общее место» то, что практически во всех видах спорта на успех могут претендовать только те, кто занимался им с самых малых лет, порой с 3-4. Поэтому, продолжая аналогии, сложно предположить, что основная масса школьников «нагонит» отставание в более старших классах. Слабая база, как и отсутствие навыков напряженного труда, будет снижать общий уровень подготовки вплоть до выпуска из школы. Очевидно, что за снижением уровня образования младшеклассников через соответствующий промежуток времени последует аналогичное решение для более старших классов.
А ведь школа готовит будущих страны, суммарный уровень интеллектуального развития, трудолюбия, целеустремленности которых и должен обеспечивать её развитие, достойное место в жестком современном мире. Конкурентоспособность страны слагается из конкурентоспособности её отдельных граждан.
Неужели этого не понимают в Минобразования? Или понимают и именно поэтому цели проводимых «реформ» прямо противоположны названным выше? И ведь было это уже. «Для не немецких народов Востока высшее образование должно быть отменено, вполне достаточно и четырёхлетних школ. В этих школах их обучат простому счёту, скажем, до пятисот, написанию имени и вдолбят необходимость послушания немцам, а также быть порядочными и добросовестными ребятами. Учить их читать совсем необязательно», — говаривал Генрих Гиммлер
А вот еще: «Вполне достаточно, во-первых, чтобы дети в школах (на покорённых территориях) запомнили дорожные знаки и не бросались под машины; во-вторых, чтобы они выучили таблицу умножения, но только до 25; в-третьих, чтобы они научились подписывать свою фамилию. Больше им ничего не надо». Напомню, замминистра образования также считает, что в начальных классах уметь даже до 20 складывать и вычитать необязательно (так умножать действительно только к выпуску научатся).
А вот и сам фюрер: «В интересах управления покорёнными народами на востоке империи главным принципом должно быть подавление всякой государственной организации и тем самым создание условий для того, чтобы держать население этих национальностей на возможно более низком культурном уровне. Поэтому пусть не вздумает туда явиться какой-нибудь школьный деятель, чтобы вдруг провозгласить обязательное обучение покорённых народов. Если русские, украинцы, киргизы и т. д. научатся читать и писать, то это нам может лишь повредить. Ибо подобные навыки дали бы возможность самым способным из них получить определённые знания в области истории и, следовательно, прийти к размышлениям политического свойства, острие которых было бы неизбежно направлено против нас».
И какое совпадение, министр образования Лилия Гриневич также считает, что детишки получают «знания, совершенно ненужные в жизни». «Меньше теории, больше музыки, творчества и физической активности» — так характеризует нововведения методический сайт «Шкільне життя». Он же, ссылаясь на министра, разъясняет, что делать, если «несознательные» учителя будут учить детей по-старому.
Интересно, конечно, какие знания, министр считает настолько ненужными, что за их распространение учителей нужно наказывать? И не идет ли речь о тех же «школьных деятелях», недопустить появления которых требовал Адольф Гитлер? Ведь «лишние знания» учат человека прежде всего думать, искать и анализировать информацию, т.е. делать то, чего пуще всего хотели не допустить нацистские бонзы.
И, ныне, судя по всему, задача схожая. В самом деле, ведь человек думающий, образованный никак не может воспринимать «открытия» профессора Бэбика о том, что Трою основали выходцы с Троещины и тому подобные «открытия». Значит, нужно низвести украинцев (процесс, понятно, длительный) до уровня восприятия «Бебиков», чему старая система образования мало способствует.
И, что характерно, много за что ругают постмайданную власть, но, объективно говоря, многим её действиям можно найти объяснение и даже некое оправдание – жесткой социальной политике – экономические сложности (хотя они же их и создали), «ястребиной» политике в отношении России и «неподконтрольных территорий» — патриотизм в их понимании и т.д., наконец, просто популизм ради сохранения рейтинга среди населения и просто банальным неумением (хотели как лучше…»).
Тут же явно никакой «вынужденности» и, тем паче, популизма нет – семилетние дети «электоратом» не являются, а жалоб от их родителей на слишком высокие нагрузки я не слышал – наоборот, все нормальные родители хотят, чтобы их дети получили как можно более качественное образование, которое обеспечит им достойное будущее, желают, чтобы их дети попали к хорошим учителям, дающим глубокие знания.
Но именно это, судя по всему, в планы нынешних правителей Украины не входит. Стране с напрочь уничтоженной промышленностью, «великой аграрной державе» и поставщику гастарбайтеров и её хозяевам образованные люди в «массовых» количествах не нужны. А относительно немногочисленное новое поколение хозяев (или приказчиков при истинных зарубежных хозяевах) подготовят и частные школы, где наверняка не будут стараться оградить учеников от «лишних» знаний.
Так что, проходящие школьные «реформы», пожалуй, наглядней всего показывают, какое будущее совершенно осознанно «строит» для Украины нынешняя власть.
Александр ФИДЕЛЬ