Украина может остаться без украинцев

29.06.2016
Что делает Украину страной без перспектив и надежды для разбегающегося населения?
Коментариев: 5
Известный писатель Юрий Андрухович посоветовал украинцам массово эмигрировать в Европу сразу после получения безвизового режима. Что, впрочем, они делают уже давно, не дожидаясь выполнения обещаний политиков, выезжая в поисках лучшей жизни не только в Европу.
Эмиграция стала одной из основных причин стремительного сокращения численности населения Украины, уменьшившегося с 52,2 миллионов (1993) до 42,6 миллионов (2016) человек. А крайне низкий уровень жизни и постоянная нестабильность, приведшие к падению рождаемости и росту смертности, еще больше подстегивают украинцев покидать свою родину. Уже на уровне ООН официально признано, что скоро населении страны сократится до 35 миллионов, а через полвека до 25-28 миллионов. Можно ли как-то остановить, или хотя бы затормозить эту фатальную тенденцию?

Эмигрируй, кто может!

Тем, кто озабочен проблемой украинской эмиграции, стоит понять её суть. Во все времена и во всех странах люди срывались с насиженного предками места потому, что их переставали устраивать условия жизни. Одни хотели большего и лучшего, чем могли достичь у себя на родине. Мигранты этой волны, как правило, являются пассионариями с амбициями, часто хорошо образованными или с «золотыми руками». Они всегда уезжают первыми, даже если остальное население вполне довольно существующим уровнем жизни в стране. И это серьезная потеря для державы и общества, поскольку таким образом теряется цвет нации – интеллектуальный, творческий, спортивный и др.
Искатели лучшей жизни выбирают, как правило, страны с самым высоким уровнем жизни. Другими важными критериями выбора новой родины являются гражданские свободы и язык. Приоритет имеют развитые западные страны (Германия, Британия), англоязычные (Канада, США, Австралия) или славяноязычные (Польша, Словакия). В их число входили и страны с упрощенной процедурой получения гражданства для этнических мигрантов (Израиль и Германия). А вот Норвегия или Саудовская Аравия спросом не пользуются.
Большинство эмигрантов этого типа покинули Украину еще в 90-х. Затем их поток заметно сократился, и в основном состоял из молодых людей в возрасте 25-35: кто-то торопился выехать в лучший мир сразу после окончания ВУЗа, кто-то после неудачных попыток сделать свою карьеру на родине. Во время кризисов число таких эмигрантов увеличивалось, во время стабилизации уменьшалось, но сейчас оно вновь достигло уровня 90-х!
Самая многочисленная разновидность эмигрантов - это вынужденные, в число которых входят трудовые и политические мигранты, а также беженцы. Они покидают родину тогда, когда жизнь в ней начинает катиться под откос. Эти люди не ищут карьеры или богатства, они были бы вполне счастливы и дома, но вынуждены уносить ноги от накрывших их проблем и опасностей. И это понятно, поскольку не все граждане имеют желание и силы терпеть невыносимое, надеясь, что власть когда-нибудь возьмется за ум и экономику. Кто-то пытается изменить свою страну, участвуя в политических процессах и смутах, но большинство предпочитают просто уехать - туда, где хотя бы есть оплачиваемая работа, качественная медицина и не стреляют пушки.
Такие эмигранты не амбициозны, в подавляющем большинстве они довольствуются любой работой, поиск которой является их первостепенной задачей. Так что и свои стопы они направляют в те страны, где проще трудоустроится и закрепиться: Россию, Беларусь, Польшу, Испанию, Италию. При этом отличить их от сотен тысяч украинских «заробитчан» очень непросто, да многие из них и сами не знаю толком, приехал ли только на заработки или останутся навсегда - это зависит от того, как у них пойдут дела. Поэтому вынужденные мигранты всегда держат в уме вариант вынужденного возвращения домой, и не спешат отказываться от украинского гражданства, даже если получают другое. А это сильно путает статистику украинской эмиграции, которая составляется на основе «сданных паспортов».
Так, по официальным данным за 2013 год, от украинского гражданства отказались 22,1 тысячи человек – которые и считаются официальными эмигрантами. Но в том же году более ста тысяч украинцев подали заявки на жительство только в Евросоюзе! А еще есть косвенная информация: в 2013 году 42 тысячи 16-летних украинцев не явились за своими паспортами, а в подавляющем большинстве случаев это говорит о том, что подростки вместе с родителями покинули пределы Украины.
Статистика за 2014 год была еще более удручающей: заявки о виде на жительство в странах ЕС подали более 300 тысяч украинцев, а еще 120 тысяч официально обосновались в России. К 2016-му эта волна эмиграции пошла на убыль, поскольку большинство тех, кто хотел и мог выехать из страны, уже сделали это.
Однако экономический кризис в Украине так и не закончился, и может разразиться с новой силой, будучи усугубленным очередными «реформами». Над страною висит серьезная угроза социального бунта, который вряд ли сдержит себя в рамках мирных протестов. Не исключается так же форс-мажорная вероятность возобновления и расширения конфликта на востоке страны. Всё эти тлеющие угрозы могут вспыхнуть в любой момент и стать причиной нового исхода украинцев.

Социальная евгеника

Главная проблема украинской эмиграции состоит не в сокращении численности населения страны, а в резком ухудшении его качества. Украина могла бы нормально существовать и с 35-ти, и с 28-миллионным населением – но только при условии его стандартного качества. Увы, с этим у нас серьезные проблемы начались еще четверть века назад!
Социологи понимают под качеством населения совокупный комплекс его основных характеристик: возрастной баланс, рождаемость и здоровье, уровень образования, экономическая активность и многое другое. Стандартным качеством считается такое, при котором нация развивается в экономическом и биологическом плане, то есть растет уровень и продолжительность жизни, растет или хотя бы держится определенного уровня численность населения, растет число занятого населения и производительность труда.
Но при этом следует учитывать, что огромную роль в этом играет правильно выбранная социально-экономическая модель государства, в котором живет это население. Если мы возьмем две гипотетические нации с совершенно одинаковыми показателями качества, но создадим в их странах совершенно разные социально-экономические модели, то их судьба тоже может весьма существенно разниться. С годами одна разовьется в современную европейскую державу с высоким уровнем жизни, а другая деградирует на уровень Зимбабве. Точно так же, поместив две нации с разным качеством в одинаковые социально-экономические условия, мы тоже получим разные результаты.
Во многом это ответ на вопрос, почему те или иные страны, пошедшие, казалось бы, путями одинаковых реформ или начинавших с одинакового потенциала, пришли в итоге к разным результатам. К сожалению, многие реформаторы совершенно не учитывают, что качество население и социально-экономическая модель государства должны как можно больше соответствовать друг другу. В противном случае мы будем иметь то, что имеем сейчас после 25 лет неудачных экспериментов.
А ведь в 1991 году Украина вошла в эпоху своей независимости с весьма перспективным потенциалом, в котором самым ценным было именно её население, качество которого было намного выше, чем сейчас! Тогда еще она не потеряла сотни тысяч талантливых специалистов и миллионы трудолюбивых рабочих рук, тогда она не была страной нищих пенсионеров, в какую превратилась сегодня.
Но этот потенциал тогда никому не был интересен. Украина в 90-х выбрала совершенно уродливую социально-экономическую модель «быстрого скачка к рынку», основанного на быстром разграблении того, что осталось от СССР – включая ресурсы населения. Что и стало основной причинной возникновения массовой эмиграции, лишавшей украинскую нацию её лучших представителей.
Это можно рассмотреть на примере любого постсоветского НИИ. Они были предприятиями с огромным научно-техническим потенциалом, хотя и работали не на 100% своих возможностей. Если бы тогда Украина приняла бы правильную социально-экономическую модель развития, то эти НИИ получили бы модернизацию, финансирование и заказы, поднимая экономику страны на новый уровень. Вместо этого их обанкротили и распродали – оборудование на лом, а помещения под офисы. А их сотрудники кто эмигрировал, кто занялся «челночной» торговлей на рынке, а кто и раньше времени сошел в могилу. Для восстановления такого потенциала потребуются годы и огромные вложения!
Сейчас, после её очередной волны, мы имеем страну, из которой сбежала значительная часть тех, кто хотел и мог поднять Украину на достойный уровень развития. Теперь они поднимают уровень других стран, и без того высокий!
Кто-то может сказать «да и пусть катятся!», кто-то станет утверждать, что лучшие представители украинской нации это её патриоты, которые остались в Украине. Однако это не так. Зачастую современный украинский патриот лишь бегает с флагом по улицам города, не принося ни державе, ни обществу никакой пользы. В списке факторов, влияющих на качество населения, его нет. Там есть инженеры, музыканты, врачи, механики, бизнесмены, обладатели сотен талантов и профессий, люди с вменяемыми патриотическими взглядами, любящие свою страну. Но там нет «профессиональных патриотов», которые лишь шумят на митингах да захватывают администрации.
И беда как раз в том, что при нынешней социально-экономической модели Украины и данном качестве её оставшегося населения, ни держава, ни живущая в ней нация не имеют никаких шансов…
Выздоровление возможно
Тем не менее, не стоит торопиться отпевать Украину и украинцев. Да, это придется сделать в обозримом будущем, если ныне существующая тенденция не измениться. Социально-экономическая модель будет и дальше способствовать вымыванию из страны всё большего числа образованных и энергичных украинцев молодого и среднего возраста, увеличивая в неё процент пассивных фаталистов, бездарей и стариков. А с таким качеством населения не удастся построить ни что-то либерально-рыночное, ни тем более социально-развитое.
В конце концов, в Украине останутся только чиновники, безработные и пенсионеры, которых кому-то придется на содержание. Но кому? МВФ? Евросоюзу? США? Оно им надо? Ведь они уже давно упрекают Киев в излишних бюджетных расходах на «социалку», уже давно рекомендуют сократить численность украинских пенсионеров путем поднятия пенсионного возраста. Когда и это не поможет сократить дефицит бюджета, они начнут рекомендовать сократить число госслужащих и силовиков.
Между тем, Украине нужны советы не как сократить свои расходы, а как зарабатывать больше денег. Только так можно вывести её из экономического кризиса, что в свою очередь поможет решить проблему эмиграции. А это, в свою очередь, поможет восстановить качество населения – что, опять же, поспособствует дальнейшему развитию экономики и уровня жизни.
Действительно, нация – она как лес, который самовосстанавливается, если его перестать вырубать, жечь и сбрасывать в него отходы. Родятся новые украинцы, которые получат образование и профессию, которые будут гореть желанием заниматься бизнесом и зарабатывать. И если они не эмигрируют, а останутся в Украине, то уже через одно поколение качество населения во многом восстановится. А если при этом еще и увеличится рождаемость, то решится и проблема возрастного баланса украинцев.
Таким образом, всё упирается в социально-экономическую модель государства. Та, что выбрали в начале 90-х и затем несколько раз пыталась перестроить, превратила Украину в страну, из которой сбежали миллионы её граждан. Та, которую пытаются построить реформами двух последних лет, скорее всего окажется еще менее удачной.
Почему? Задумка создания в Украине либеральной инвестиционно-привлекательной экономики в варианте нынешних реформаторов предусматривает два основных пункта: наличие крайне дешевой рабочей силы и минимальное налоговое бремя на инвестора. А это означает очень низкие зарплаты и максимальное сокращение социальных расходов.
К чему это приведет? Наши реформаторы не понимают простой истины: если бизнес стремится перенести производство в страны с более дешевой рабочей силой, то население таких стран стремится эмигрировать туда, где за труд платят больше. Если бы Украина находилась в «сферическом вакууме», то украинцам некуда было бы деваться. Но так как Украина это часть большого открытого мира, то украинцы просто начнут покидать её во всевозрастающем количестве. И вновь уедут самые талантливые, умные, трудолюбивые. Да, инвестор всё равно сможет нанять тут дешевую рабочую силу, но каково будет её качество? Может быть, поэтому инвестор к нам и не спешит?
Эта очередная ошибка обойдется Украине еще дороже той, которую она сделала в начале 90-х. Но пока у неё еще есть время сделать правильный выбор…
Виктор Дяченко, Новости Украины – From-UA

http://from-ua.com/articles/380907-ukra … incev.html