ИТОГИ ПРИХВАТИЗАЦИИ
Прихватизатор - "рыжий ваучер" и белоленточный музыкант Ю. Шевчук, отлично знающий к кому надо примазываться.
В Законе о приватизации 1991 г., других нормативных правовых актах не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации, и не была установлена ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации: приватизацию «запрещенных» предприятий или объектов без соответствующего решения правительства или Госкомимущества, занижение стоимости приватизируемого имущества в результате сговора, несвоевременную оплату уставного капитала приватизируемого предприятия и неперечисление средств от приватизации в бюджеты и т. д. На начальном этапе приватизации не была наработана судебная практика по применению старых норм законодательства к новым экономическим отношениям, порожденным приватизацией.
Прихватизаторы России
Из-за отсутствия законодательной базы в сфере деприватизации не были определены процедуры возвращения в государственную собственность предприятий и отдельных объектов, приватизация которых была осуществлена с нарушением законодательства.
В 1992–1993 гг. не были установлены ограничения в допуске иностранных инвесторов к приватизации стратегически важных объектов. Ограничения распространялись на предприятия топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов[16] и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности.
Законодательно не были определены полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации за реализацию Государственной программы приватизации. В нарушение Закона от 3 июля 1991 г. № 1531–I Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации была утверждена не законом, а Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284.
Разорители страны
Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий. Например, правительство в нарушение пункта 5.7 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ[17] в течение всего периода массовой приватизации не утвердило Положение о проведении инвестиционных конкурсов (торгов), вследствие чего значительная доля приватизируемого имущества, в том числе акции акционерного общества «Авиакомпания «Внуковские авиалинии», были проданы в условиях почти правового вакуума и бесконтрольности.
"Хозяева жизни"
"Секретный" доклад Степашина
Игорь Велетминский
16.12.2004
Доклад главы Счетной палаты Сергея Степашина об итогах приватизации аннонсировался как пролог к массовой расправе над олигархами. Перенос этого выступления перед депутатами с 8 декабря на весну будущего года вызвал в СМИ и среди предпринимателей живую реакцию. Тогда заговорили о коварстве власти, сформировавшей некий компрометирующий материал, который в нужный момент может быть использован против какого-то из олигархов. Но неожиданно "секретный" доклад оказался вывешен на сайте Счетной палаты.
Эта пауза слишком многих напрягла. А между тем требований о начале массовой деприватизации доклад не содержал. Об этом заявил глава Счетной палаты России Сергей Степашин, поясняя представителям деловой элиты в столичном "Александр-Хаусе" ситуацию вокруг несостоявшегося и перенесенного на весну его доклада в Госдуме об итогах приватизации.
Сергей Степашин отметил, что было бы неплохо, особенно при нынешнем раскладе политических сил, уже сейчас дать четкий и ясный сигнал бизнесу: "Год бы спокойнее закончился". Так бы и произошло, если бы доклад прозвучал, как и планировалось, 8 декабря.
Впрочем, нежданно возникшую паузу - плод закулисных компромиссов - председатель Счетной палаты скорее благословляет, чем оплакивает: "Я надеюсь, что до весны доклад прочитают те, о ком мы там написали". "Я уверен, что 90 процентов бизнесменов согласны с нашими выводами. Вопрос в другом - что делать дальше? - продолжал он. - Если власть не сделает четких выводов из истории приватизации - это за нее сделают другие".
В докладе, который совершенно открыт и вывешен на сайте Счетной палаты (http://www.ach.gov.ru), содержатся данные о грубейших нарушениях экономических интересов государства в ходе приватизации.
Самый свежий пример Сергей Степашин прокомментировал для делового сообщества так: "Крупный пакет акций нефтяной компании "Славнефть" был продан всего за 1,7 миллиарда долларов. Это явно заниженная цена. А ведь могло быть и 3, и 4 миллиарда долларов". Так Сергей Степашин перекинул мостик к теме ответственности за итоги приватизации.
По его оценке, на 90 процентов в том, что произошло в девяностые годы, виновны не предприниматели, а государственные чиновники. Именно с их подачи велась такая приватизация, в которой доминировали политические соображения, - чем быстрее будет роздана в частные руки собственность, тем легче будет достигнута необратимость реформ. Степашин вспомнил о залоговых аукционах середины девяностых годов, когда собственность перешла к олигархам в качестве благодарности за поддержку на выборах.
Сейчас, на новом этапе развития страны, обществу нужен внятный сигнал о том, как власть смотрит на плоды приватизации. Степашин отметил, что он - вместе с частью депутатов Госдумы - готовил постановление по итогам своего доклада. И первым пунктом его предлагалось, по сути, объявить амнистию тем, кто стал собственником в эти годы: "Кто сейчас платит налоги, кто работает прозрачно - хватит этих людей цеплять. Донести это до общества было одной из задач доклада".
Степашин считает, что на многие страшилки, появившиеся в связи с ужесточением линии на исправление перекосов приватизации, надо смотреть критически. Отток капитала из страны действительно вырос, но налицо и огромные золотовалютные резервы Центробанка, и запасы Стабфонда, и другие благоприятные макроэкономические показатели. Но, чтобы при приватизации естественных монополий не попасть в ту же ловушку, нужно сначала провести четкую оценку активов. Кстати, Степашин призвал "подумать, надо ли в такой огромной стране, как Россия, проводить приватизацию железной дороги, ведь это может привести к расчленению страны на семь территорий, как о том мечтал Збигнев Бжезинский". http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_momen … ashina.htm
Подробнее: Анализ приватизации государственной собственности в России в 1993–2003 годах | История новой России
wwwru-90.ru