Инвесторы бегут из Украины
Сегодня
Человек так устроен, что всегда надеется на лучшее. И сейчас, когда ситуация в стране продолжает ухудшаться прямо на глазах, сограждане, особенно активно поддержавшие Евромайдан, искренне пытаются верить, что нынешние «трудности» -- временные.
Действительно, объяснение тому, что «не так сталося, як гадалося», вроде бы найдено – помимо «российской агрессии», это не побежденная пока коррупция и буксующие реформы. Дескать, вот справимся с этими проблемами, создадим «благоприятный инвестиционный климат» и инвесторы «тучными стадами» попрут в Украину, обеспечив экономический рост и повышение нашего благосостояния.
Вот и посол США Джеффри Пайетт постарался обнадежить читателей: «Для американского бизнеса, американских инвесторов препятствием номер один для увеличения присутствия в Украине является обеспокоенность относительно коррупции. И если правительство сможет продемонстрировать, что оно справляется с этой проблемой, я уверен - наши компании и инвесторы отреагируют, принесут свои деньги, технологии»
Я не буду «кликушествовать» относительно того, что «У нас это невозможно» (так назывался роман 1935 года, американского писателя Синклера Льюиса о победе фашизма в США), просто еще в апреле минувшего года «2000» опубликовали материал «Будет ли свет в конце туннеля?», смысл которого сводился к тому, что куда больше «климата» любого инвестора, предпринимателя интересует спрос на производимые им товары и услуги, потенциальная прибыль.
Ради которой, как отмечал классик, капиталист готов идти на любые риски. Если же оной не предвидится, то не заманишь его никаким «климатом». Там же мы показали, что не стоит рассчитывать на масштабные инвестиции в производство, ориентированное на «открывающейся» рынок ЕС, который мог бы компенсировать потерю российского рынка
И вот интернет-издание «Экономические Известия» опубликовало интервью крупного предпринимателя пакистанского происхождения Мохаммада Захура под красноречивым заголовком «При Януковиче диалог с бизнесменами велся по-бандитски, но открыто»
Собеседник коллег «как положено», поругивает «Нынешнее правительство прикрывается красивыми словами, а реально ничего не делает», жалуется на сложность ведения предпринимательской деятельности в Украине, называет коррупцию «врагом Украины №1». Но, обратим внимание, все эти сложности не мешали ему активно развивать свой бизнес в нашей стране при «преступной власти».
Ныне же, «Увы, нынешний украинский рынок не интересен не только мне, но и другим инвесторам и бизнесменам. На нем отсутствует покупательская способность. А при таком положении, любое дело обречено на провал. Ведь сегодня у обычных украинских граждан попросту нет денег. За последних два года население обнищало: доходы упали в 3–4 раза. Я тоже постепенно сворачиваю свои активы в Украине…»
Журналисты пытались получить у него оптимистические прогнозы:
«В: Какие отрасли в Украине считаете перспективными для инвестиций?
О: Аграрные и IT-проекты, и филиалы западных крупных торговых сетей по производству товары легкой промышленности в западных областях Украины. В Украине много интеллектуалов, поэтому западные компании открывают здесь IT-компании, работающие на иностранных заказах. Что касается агропроектов, окупаемость которых минимум 5–7 лет, то пока не будет закона о приватизации земли, крупные иностранные инвесторы в Украину не придут.
В: Инвестиции в промышленные объекты среднего размера (до $20 млн.) перспективны сейчас?
О: При сегодняшней ситуации в стране, никто не станет вкладывать даже малейшие деньги. На внутреннем рынке ее не купят из-за отсутствия денег. Отчего многие мировые бренды закрыли свои магазины в Киеве? Потому что сейчас даже у столичных жителей нет возможности покупать.
В: Насколько могут быть прибыльными экологические проекты?
О: Вполне, если сбыт продукции ориентирован на евроклиента, так как экопродукты востребованы на Западе. Сегодня мы ведем переговоры с немцами о поставках органического сырья (дороже обычного в четыре раза) для нашего завода «Алеана» в Обухове. Хотим производить товары для европейского потребителя. Наше предприятие выпускает пластмассовую продукцию и является лидером в стране (28% рынка). Товар хорошо расходится на отечественном рынке. Почти 40% продукции уходит в РФ, но нет гарантий, что завтра контракт не будет аннулирован, ввиду напряженных отношений между странами. Товар, не соответствующий евростандартам, Европа у меня не купит, несмотря на все заявления о том, как европейцы любят Украину…»
Впрочем, в другой части интервью г-н Захур сообщает, что и это предприятие он выставил на продажу. И основная причина понятна – риск потери российского рынка по политическим причинам. На то, что выход на рынок ЕС данного, уже существующего предприятия не только компенсирует потери, но и принесет бо́льшую прибыль, он явно не рассчитывает, а рассуждения о прибыльности такого бизнеса, ну так кто-же не будет нахваливать свой товар (а продаваемый завод – в данном случае товар).
В общем, как мы видим, даже предприниматель, давно работавший в Украине, которая для него не совсем чужая страна (он закончил Донецкий национальный технический университет), от нас уходит и причину обозначил четко – отсутствие внутренней покупательной способности, а в конкретном случае производственного предприятия – помимо вышесказанного, вероятная потеря российского рынка. И что характерно, возможности развития отраслей ориентированных на рынок ЕС (ради чего якобы и создавалась ЗСТ) он особо не видит, во всяком случае – лично участвовать в таких проектах не желает. А это и есть самый точный показатель их «инвестиционной привлекательности»
О своих украинских проектах г-н Захур говорит: «До 2013 г. они приносили хорошую прибыль. Но после политических перемен в Украине, увы, все пошло на убыль». В этих словах, пожалуй, вся квинтэссенция интервью одного из крупнейших зарубежных предпринимателей, пока еще работающих в Украине.
Александр ФИДЕЛЬ