Гекатомба

Сегодня 
    27 января для многих, имевших отношение к военной авиации СССР и к той её части, что досталась после 1991 года независимой Украине, печальный юбилей. Десять лет назад, в январе 2006 года, на аэродроме Полтава состоялась церемония показательной ликвидации последнего в Украине тяжелого бомбардировщика Ту-22М3. Церемонию удостоили своим присутствием тогдашний посол США Джон Хербст, представители министерства обороны США во главе с заместителем помощника министра обороны Ингландом Дагом, руководящий состав Минобороны во главе с тогдашним начальником Генштаба, а после февраля 2014-го- и.о. министра обороны, назначеным по квоте ВО "Свобода" И. Тенюхом и прочий чиновничий бомонд.   Сейчас из уст очень многих публичных деятелей, в том числе и однопартийцев г-на Тенюха, слышатся обвинения в адрес «преступного режима Януковича» в «злонамеренном нанесении ущерба обороноспособности государства». В связи с этим хотелось бы, никого голословно не обвиняя и не навешивая никому ярлыков, напомнить предысторию и этапы того, что вряд ли укладывается в декларации о «выполнении международных обязательств» или «оптимизации структуры вооруженных сил». По мнению многих компетентных людей происходившее тогда больше всего напоминало массовое жертвоприношение..
    8 декабря 1991 года в охотничьей резиденции ЦК Компартии Белорусской ССР «Вискули» трое высокопоставленных номенклатурных работников подписали так называемую «беловежскую декларацию», объявившую о «прекращении существования СССР как субьекта международного права». Позднее один из неназванных сотрудников охраны резиденции вспоминал, что выбор столь странного и не соответствующего историческому масштабу события места встречи был обусловлен не в последней степени и тем, что расположение резиденции в восьми километрах от ближайшей точки польской территории облегчало возможность бегства всей троицы за границу в случае неудачи задуманного, в том числе и пешком через лес. А 19 ноября, когда Советскому Союзу предстоял еще почти месяц жизни, на рассмотрение комитета по иностранным делам Конгресса США сенаторами Сэмюэлом Нанном и Ричардом Лугаром был внесен законопроект H.R. 3807, озаглавленный как «Закон об изменениях в Закон о контроле над экспортом вооружений», более известный в дальнейшем как «Программа совместного уменьшения угрозы», или «программа Нанна-Лугара». Законопроект был поддержан обеими палатами Конгресса и подписан президентом Бушем-старшим ровно через месяц,19 декабря.
В части «В» раздела II данного закона отмечалось:
«Президент М. Горбачев обратился с просьбой о предоставлении помощи Запада в демонтаже советского ядерного оружия, и Президент Джордж Буш предложил помощь США в хранении, перевозке, демонтаже и уничтожении советского ядерного оружия (...)Глубокие изменения, происходящие в Советском Союзе представляют три типа опасности в сфере ядерной безопасности и стабильности, а именно: потеря контроля над ядерным оружием в Советском Союзе, его республиках, а также любыми преемниками этих субьектов ( выделено мной-А.П.), не способствуют безопасности этого оружия и представляют угрозу международной стабильности». (Интересно, что за месяц до событий в Беловежской пуще и за полтора месяца до заявления Горбачева 25 декабря 1991 года о сложении полномочий Президента СССР, в высшем законодательном органе США уже говорили об СССР фактически в прошедшем времени).
    23 мая 1992 года в Лиссабоне министры иностранных дел новосозданных Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Украины и Государственный секретарь США подписали «Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под действие Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений», согласно которому Украина обязалась до 5 декабря 2001 года ликвидировать все стратегические средства доставки ядерного оружия.
   25 ноября 1993 года Украина и США подписали межправительственное соглашение «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения», за которым 5 декабря того же года последовало «Соглашение между Министерством обороны Украины и Министерством обороны США относительно обеспечения Украины материально-техническими средствами, услугами и осуществления соответствующей подготовки персонала в связи с ликвидацией стратегического ядерного оружия» Предусматривалась поставка широкой номенклатуры оборудования -- краны, автотранспорт, отрезные фрезы, плазменные резаки, пакетировочные прессы для переработки лома, системы управления процессом слива и нейтрализации ракетного топлива и другое.
  Взятые на себя Украиной обязательства касались ликвидации исключительно стратегических вооружений, исчерпывающий перечень которых содержался в договоре СНВ-1. Уничтожению или передаче под контроль Российской Федерации подлежали носители и средства доставки стратегического ядерного оружия- межконтинентальные баллистические ракеты(МБР), бомбардировщики ТУ-160 и Ту-95МС и крылатые ракеты воздушного базирования Х-55. Иные системы вооружений под действие договора не подпадали.
   Официальные данные американской стороны сообщают, что объем финансирования программы Нанна-Лугара за период 1991-2012 гг. выражается суммой в 8,79 млрд. долларов. Деньги выделялись Конгрессом в распоряжение Агентства по уменьшению угрозы (DTRA)- структурного департамента в составе Министерства Обороны США. DTRA, в свою очередь, избрало подрядной организацией одного из "фронтменов" американского ВПК- компанию Raytheon Technical Service Co. Это дало повод критикам программы небезосновательно утверждать, что значительная часть средств, выделяемых по программе, тратилась на заказы американским же подрядчикам и консультантам. Косвенным подтверждением этого являются данные с официального правительственного портала КМУ Украины от 26.01.2006г., где значится, что "общий объем затрат на выполнение комплекса ликвидационных работ составил около 11 миллионов долларов США" (из почти девяти миллиардов), лишь около 8 млн. из которых получили украинские предприятия.(http://(http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publis … d=28002887))
   А теперь, собственно, об украинских предприятиях. По данным того же правительственного портала, компания Raytheon "...по результатам проведения тендера основным исполнителем комплекса ликвидационных работ на авиационной технике определила государственное предприятие Министерства обороны Украины “Украинская авиационная транспортная компания”(ГП МОУ "УАТК") Градус одиозности данной структуры стал достоянием гласности несколько позже, года эдак с 2007-го, когда "оранжевая" команда была потеснена у властного штурвала, и по данным аудита, проведённого Счётной палатой, были вскрыты масштабные злоупотребления, связанные с деятельностью компании(http://www.rbc.ua/rus/news/schetnaya-pa … 2011033800). Коррупционную составляющую в действиях УАТК некоторые украинские информагентства связывали в то время с именем господина А.Гриценко, бывшего министром обороны во времена президентства Ющенко(http://versii.com/news/147576/,http://f … enko.html, http://www.gazeta-nd.com.ua/rubrics/o-klouny/422.php).
    Нет смысла детально останавливаться на нюансах первого этапа избавления от украинской части советской стратегической триады. Уничтоженные в период с 1996 по 1999 год 130 шахтных пусковых установок жидкотопливных ракет РС-18, 29 самолетов Ту-160 и Ту-95 МС и 487 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 действительно относились к стратегическим носителям ЯО и подлежали ликвидации в соответствии с условиями международных договоров Украины. Но это никоим образом не касалось 17-ти самолетов Ту-22М2 и 42-х Ту-22М3, вообще не упоминавшихся ни в договоре, ни в Дополнительном протоколе к нему. Данный тип материальной части никогда не относили к категории стратегических носителей ни в СССР, ни на Западе- как в силу не соответствующих стратегическим задачам ТТХ, так и принимая во внимание оперативный характер задач для частей и соединений, вооруженных этим самолетом. Ту-22М, именуемый на Западе "бекфайром"- не стратегический бомбардировщик. Это ударный самолет, предназначенный для решения оперативных задач в пределах континентальной Евразии и на близлежащих морских ТВД. И была ли необходимость фактом их немотивированного уничтожения "демонстрировать добрую волю"- вопрос отнюдь не бесспорный. В упоминавшемся меморандуме КМУ от 26.01.2006 в качестве аргументов, в частности, названо следующее: "...после тщательного изучения состояния авиационной техники выяснилось, что все самолеты типа Ту-22 на момент принятия решения относительно целесообразности их дальнейшего содержания или ликвидации были небоеспособны и списаны....". Если для семнадцати самолетов ранней модификации ТУ-22М2 с выработанным ресурсом утверждение об их сомнительной боевой ценности действительно справедливо, то в отношении модификации М3 это прямая ложь. Из 42-х самолетов Ту-22М3, имевших назначенный календарный ресурс 25 лет, на момент принятия решения об утилизации назначенный ресурс выработали 2 (прописью-два), к 2006 году назначенный ресурс исчерпывался у восьми, а почти половина-19 машин- были самолетами 98-110 серий, выпущенными в 1988-90гг, имевшими остаток ресурса до 2013-2015 годов включительно. К слову, ВКС Российской Федерации достаточно активно эксплуатируют самолеты данного типа крайних серий выпуска. Однако процесс, как говорится, пошел. С начала 2001 года на аэродромах Николаева, Прилук, Полтавы и Белой Церкви появление синего автобуса Blue Bird, перевозившего персонал компании-утилизатора, стало для базировавшихся там частей своеобразным знамением- предвестником близкого конца.
Как правило, вслед за "Синей Птицей" следовал приказ о расформировании части, а затем в дело вступали отрезной круг, автоген и гидрорезак. Оператором, уполномоченным на реализацию лома цветных металлов, титана, магния, уникальных тугоплавких сталей была определена еще одна фирма-прокладка, известная зашкаливающим уровнем лоббизма в госструктурах времен президента-пчеловода- ГП МОУ "Укроборонлизинг", возглавляемый Анной Левкивской.
Размер маржи можно представить, сравнив цену, за которую "Укроборонлизинг" закупал лом алюминиевых сплавов у Министерства обороны- 3166 грн/т (порядка $ 630 по курсу 2005г), со среднегодовой ценой Лондонской биржи цветных металлов (LME) в том же 2005-м: $1925 (9731грн).
   Апофеозом "доброй воли" руководства Украины, заходившегося в холопском раже и желании угодить господам из-за океана и стала унизительная и мерзкая "церемония показательной ликвидации" в январе 2006-го, чем-то очень похожая на недавнюю публичную вивисекцию умерщвленного льва в датском зоопарке. Но, видимо, это уже тенденция- когда трагедия превращается в циничное и аморальное шоу. Впрочем, в мире зверей удел мёртвого льва-стать пищей шакалов. Поневоле задумаешься об универсальности законов джунглей. Увы.
P.S.До февраля позапрошлого года вышеизложенное представлялось мне, как человеку, отдавшему военной авиации лучшую часть своей жизни, безусловным негативом. Уничтожение ударного потенциала ВВС руками наглых и беспринципных дельцов, мотивированных исключительно жаждой наживы, было лишним подтверждением факта моральной, интеллектуальной и прочей деградации государства и общества. Но сейчас я усматриваю в произошедшем толику несомненного позитива- ибо, окажись в руках тех, кто сейчас обладает здесь властью, уничтоженное тогда оружие, последствия вполне могли бы напоминать ставший жуткой реальностью подтекст известной метафоры- о человекообразном примате с боевой гранатой...
Александр Пашин

http://www.2000.ua/blogi/blogi_blogi/gekatomba.htm