Как Пушкин стал эсэсовцем
Aллергия на «красное»
Украину охватило очередное безумие. В неудержимом потоке «революционных идей» новые власти страны дошли наконец до главного — до переименования улиц. Отказ от «тоталитарного прошлого», выраженный в смене табличек, должен, по мнению украинских «реформаторов», окончательно направить страну на путь демократического развития. В списке неугодных оказались имена деятелей культуры и искусства (в том числе почитаемых во всем мире), героев войны, космонавтов, ученых-исследователей.
Эксперты уже подсчитали, что так называемый «закон о декоммунизации», принятый Верховной радой (точное название — «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики»), распространяется как минимум на десять тысяч украинских улиц, переулков, бульваров, проспектов и площадей. Завершить их переименование местные власти должны уже до 21 ноября этого года.
При этом только в Киевской области такие меры коснутся более двух тысяч названий, в Днепропетровской — без малого тысячи, в том числе названия самой области и ее столицы. А вот на Западе странам, где антикоммунистический «угар» пришелся на начало 1990-х годов, переименовывать оказалось практически нечего. В Тернопольской и Львовской областях от «компрометирующих» названий избавились в еще ходе первой волны «борьбы за независимость».
Среди «советских» топонимов, которые сегодня надлежит стереть с карты Украины, больше всего оказалось названий в честь Ленина. На втором месте — улицы, имена которых ассоциируются с Октябрем, на третьем — «советские». Досталось также Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, красным командирам Чапаеву и Буденному, а также Красной армии как таковой. Зато в массовом порядке появляются улицы Мазепы, Бандеры и, конечно же, площади Независимости.
«Кровожадная» Крупская и «функционер» Папанин
Чем руководствуются деятели из специально созданного для нынешних топонимических реформ Института национальной памяти, известно, скорее всего, только психотерапевтам, у которых они наблюдаются. Однако именно эта структура выступает сейчас в качестве главного источника идей по переименованию. В итоге некоторые предложения (в том числе уже реализованные) ничем иным, кроме как обострением шизофрении объяснить невозможно.
К примеру, улица Пушкина во Львове с недавних пор носит имя гаупштурфюрера СС Шухевича. В Тернополе есть улица Героев дивизии СС «Галичина». А в Одессе улицу имени первой женщины-космонавта Земли Валентины Терешковой предложено назвать именем «сбитой летчицы» Надежды Савченко.
Всего же упомянутый Институт национальной памяти составил список из 520 имен, от которых необходимо избавиться в рамках закона о декоммунизации. Под запрет попали полководец Победы Георгий Жуков, «красный дипкурьер» Теодор Нетте, командир партизанского соединения Сидор Ковпак, а также Надежда Крупская, которая специалистами Института определена как «инициатор массовых репрессий».
Разумеется, попал в список и ее знаменитый супруг. В опале оказался также детский писатель Аркадий Гайдар, несмотря на то, что его правнучка Мария нынче занимает пост вице-губернатора Одесской области. Реформаторы не простили автору «Чука и Гека» его членства в Коммунистической партии. А известному на весь мир полярнику Ивану Папанину, чье имя также отныне запрещено на Украине, припомнили участие в начале 1920-х годов в деятельности Реввоенсовета Черноморского флота.
По заветам Ильфа и Петрова
Вообще, о том, как продвигается сегодня на Украине выполнение столь важного для страны закона, местные СМИ рассказывают не без легкой доли иронии. Так, в одной из газет рассказали об оригинальной идее львовских властей, которые в целях экономии средств городской казны переименовали улицу Петровского, ранее названную в честь революционера Григория Петровского, в улицу… Петровского! Только не того, революционера, а Николая — украинского историка. В итоге и таблички остались на своих местах, и деньги, которые предстояло потратить на их замену, из муниципального бюджета не ушли.
По такому же пути пошли и в Харькове. Дзержинский район здесь предложили переименовать в Дзержинский, только в честь родного брата железного Феликса — невролога Владислава Эдмундовича Дзержинского. Та же история вышла и с Фрунзенским районом, который решено называть теперь в честь родившегося в Харькове сына советского военачальника — Тимура Фрунзе, Героя Советского Союза, летчика-истребителя. Останется Октябрьским и Октябрьский район, ведь именно в октябре Украину освободили от гитлеровцев.
К слову, некоторые варианты предлагаемых изменений вызвали у харьковчан откровенное недоумение. Так, местные власти объявили об «изъятии» имени у переулка Спартаковского. Казалось бы, чем провинились Древний Рим и известное спортивное общество? Оказалось, «Спартак» — это группа, ставшая прообразом компартии Германии, куда входила Роза Люксембург.
А в знаменитой столице юмора Одессе волну переименований решили встретить на волне шутливой. Здешний портовый город Ильичевск (напоминание о Владимире Ильиче) решили назвать Черноморском в честь выдуманного городка, где проворачивал свои аферы знаменитый комбинатор Остап Бендер из романа «Золотой теленок».
За чей счет «банкет»?
О том, в какую сумму обойдется Украине нынешняя «топонимическая революция» в стране победившей «революции достоинства» предпочитают не упоминать. В пояснительной записке к законопроекту о декоммунизации было указано, что его принятие «не потребует дополнительных материальных или финансовых затрат из госбюджета». Однако экспертами уже подсчитано, что только смена печатей и документов учреждений и предприятий, обновление вывесок, табличек, замена указателей и знаков на дорогах, печать новых карт и атласов, выполнение других необходимых мероприятий выльются в сумму, равную примерно 1,5 миллиарда долларов!
Что говорить, если переименование в 1990-х годах относительно небольшого города Жданова в Мариуполь обошлось госказне в 24,5 миллиона долларов. Теперь же в списке «претендентов» на новое название — как минимум 900 населенных пунктов, в том числе такие крупные областные центры, как Днепропетровск и Кировоград. По самым приблизительным оценкам, переименование Днепропетровска обойдется стране в 200 миллионов долларов. В 50 миллионов «зеленых» выльются затраты на новое имя для Кировограда.
По мнению украинских экспертов, если госбюджет, как было заявлено авторами закона, не будет выделять деньги на переименование, то заботы о финансировании этих мероприятий лягут на местные власти, которые, в свою очередь, переложат все расходы на плечи предпринимателей. Как считает экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко, подобные решения Киева не несут никакой реальной пользы, а направлены на отвлечение внимания украинцев от реальных проблем. В условиях, когда внешний долг страны достиг 96,5 процента ВВП, когда дефицит бюджета походит к отметке девять миллиардов гривен, а средняя зарплата едва дотягивает до 100 долларов, подобный псевдопатриотический порыв с принятием никому не нужного закона бывший министр называет «полным абсурдом».
Отречемся от «старого мира»?
Решения своих властей многие украинцы встречают без особого восторга не только с точки зрения дороговизны реализации этих инициатив. Так, политолог Александр Коньков обращает внимание на то, что в список «на забвение» вошли люди, способствовавшие становлению самой Украины. К примеру, шахтер-ударник Алексей Стаханов в свое время принес славу донецким шахтам, однако теперь попал в число «изгоев» в связи с тем, что одно время он работал в Наркомате угольной промышленности.
Эксперт Коньков отмечает, что с учетом тех сложностей, которые Украина сейчас испытывает на своих юго-восточных рубежах, такого рода «вычеркивания» будут только усиливать пропасть между людьми, живущими в этих регионах и теми странными политиками, которые так вольно распоряжаются историей, именами, создававшими славу страны.
В «топонимической опале» оказался и бывший первый секретарь ЦК КП Украины Петр Шелест, занимавший этот пост с 1963-го по 1972 год. При этом известно, что он активно защищал экономические интересы Украины в составе СССР, отстаивал элементы культурной самобытности республики, защищал права украинского языка в школьном образовании, газетах, журналах и книгах. Кстати, в запрещенный список почему-то не попали современные украинские политики, занимавшие при Союзе руководящие посты в партийных структурах, например те же Леонид Кравчук, Леонид Кучма и даже Александр Турчинов, работавший завотделом Днепропетровского обкома комсомола.
Известная украинская актриса Ада Роговцева, которая ранее признавалась в своих симпатиях новой власти, недавно в интервью местным СМИ отметила, что «в настоящее время перед Украиной стоят намного более важные задачи, главная из которых — накормить армию». Ада Роговцева также считает, что в нынешней ситуации стране совершенно не нужны внутренние конфликты. «Ведь едва ли не в каждом селе люди из-за этой символики ссорятся. В то время, когда требуется максимальная сплоченность», — подчеркнула актриса.