Киев дает сигнал к бегству
№8(855) 23 февраля - 1 марта 2018 г.
Я не экономист, но одной мыслью, имеющей непосредственное отношение к экономике, хотел бы поделиться с нашими читателями.
Вооруженный конфликт на Донбассе крайне негативно сказывается на украинской экономике не только по причине потери нашей страной производственных мощностей и разрыва производственных связей. Постоянно нагнетаемый информационный милитаристский фон — и тот, что создается внутри самой Украины, и тот, который складывается (вокруг Украины) в мире, — в высшей степени отрицательно действует на представителей бизнеса — как отечественного, так и зарубежного.
Что мир слышит практически ежедневно от высокопоставленных представителей украинской власти — если не от президента, то от премьера, если не от премьера, то от депутатов и военных? Что «Украина на пороге войны с Россией», и «российское вторжение может начаться в любой момент», что «Россия сосредоточила на границах с Украиной столько-то войск и боевой техники». Те же тезисы — с подачи как Киева, так и собственных экспертов — озвучиваются многими представителями Запада, особенно активны по данной части представители НАТО и американского госдепа.
Спрашивается: кто будет развивать бизнес в стране, которая «ожидает» — по уверениям ее же руководства — большую войну с Россией, второй военной державой мира, к тому же ядерной? Кто понесет деньги в такую страну? Ответ очевиден: никто. Наоборот, все вышеперечисленное — это сигнал к бегству капитала из нашей страны. Сигнал, который упорно дает официальный Киев.
И речь не о том, насколько соответствуют действительности заявления о подготовке Россией полномасштабной агрессии против нашей страны и планируемого вторжения в нее. Пока такие заявления звучат — тем более на фоне реальных вооруженных столкновений на юго-востоке — на какой-либо подъем экономики, на приход серьезных инвестиций в Украину рассчитывать не стоит. Но ведь можно же быть патриотом и серьезно крепить оборону, при этом не провоцируя постоянных страхов, а то и паники среди населения и в сфере бизнеса.
И только когда деловой мир убедится, что причин для прямого военного столкновения между Украиной и Россией нет, что «большой» войны однозначно не будет — лишь тогда появятся основания надеяться, что капиталы придут в страну, а предприниматели станут активнее развивать свой бизнес.
Из этой же серии нагнетания алармистских настроений — ежедневно звучащие в Киеве призывы ввести военное положение, возобновить наступление, вести войну «до победного конца».
С телеэкранов депутаты, политологи, военные эксперты, волонтеры и пр. рассуждают о том, как было бы хорошо, если бы президент объявил военное положение.
И не суть важно, есть в планах Порошенко введение военного положения или нет. Достаточно назойливых месседжей на эту тему, формирующих мнение, что это вполне возможно, тем более после недавнего принятия законодательных норм, упрощающих эту процедуру.
В ходе рассуждений о необходимости введения военного положения неизменно звучит тезис о том, что в этом случае государство-де сможет поставить под контроль частные предприятия (в т. ч. и большого бизнеса), заставить их работать на оборону: появятся правовые основания для реквизиции собственности предприятий (автомобилей, сырья, оборудования и т. д.) на нужды фронта. Вот, мол, как будет хорошо и славно.
Несложно представить, что обо всем этом думает деловой мир. Скажем, инвестор рассуждает: вложу средства в Украину, создам бизнес, а тут раз — военное положение, и бизнес попросту перейдет под госконтроль, да еще и какую-то часть имущества реквизируют. А тот, кто уже ведет бизнес на Украине, задумывается не о том, как развиваться дальше, а как бы сбыть активы — чтобы их не отобрали «за просто так» под предлогом «войны за отечество». Поэтому в такой атмосфере утечку капиталов не остановить, а новые капиталы однозначно не придут.
Информационный фон, создающий военные ожидания, уничтожает украинскую экономику. Соответственно — пока бизнес не услышит и не поверит, что войны не будет, что введение военного положения исключается, что Киев действительно стремится к решению конфликта на юго-востоке, а не готовит победоносное возвращение Донбасса «стремительным ударом», — не следует ожидать и экономического развития, и инвестиций. И как следствие — какого-либо улучшения материального положения населения. Наоборот, сохранятся тенденции к сворачиванию деловой активности на Украине и дальнейшему обнищанию украинцев.
Кроме того, есть масса законов и законопроектов с сомнительными нормами, например, позволяющими конфискацию собственности «сепаратистов». Но при этом само понятие «сепаратизм» крайне размыто. Под «сепаратизм» могут подогнать и несогласие с политикой действующей власти, и антивоенные заявления, и связи с тем или иным «неправильным» лицом. При том «верховенстве права», подгоняющемся под требования «военного времени», которое наличествует в стране, из кого угодно могут сделать «сепаратиста» — было бы желание расправиться или «отжать» бизнес. И это еще один фактор, парализующий развитие бизнеса в Украине.
Возможно, риторика, к которой постоянно прибегают представители власти, и хороша отчасти для военно-патриотической мобилизации масс, но крайне чужда и вредна для развития экономики, включая и ее военную отрасль. А значит, в конечном итоге — и для дела защиты самого отечества.
Вот такие парадоксы, которые заставляют вспомнить слова польского писателя и мыслителя Войцеха Жукровского: «Дети и генералы любят пугать других» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сергей КИЧИГИН
https://www.2000.ua/v-nomere/forum/ukra … egstvu.htm