Кадровый исход
С Украины в Россию бегут представители всех профессий – от спортсменов и журналистов до учёных и преподавателей вузов. По официальной статистике ФМС, за год в нашу страну перебрались более миллиона украинских граждан: треть из них бросили квалифицированную и сравнительно высокооплачиваемую работу. Да что там какие-то одиночки-профессионалы – через российскую границу уходят целыми предприятиями!
Бегут не только от кризиса или войны – слишком опасно стало жить на Украине работящим и хорошо обученным людям, если они не депутаты, не силовики и не денежные воротилы. Светило мировой гинекологии ректор Одесского медицинского университета Валерий Запорожан месяц назад едва не расстался с жизнью: двое молодчиков забили академика битами до полусмерти среди бела дня. Третий снимал расправу на видеокамеру, чтобы выложить запись в социальную сеть. Последнее, что услышал учёный, – крик одного из нападавших: «Добивай!» Разумеется, преступники скрылись. Незадолго до инцидента Запорожан инициировал проведение финансового аудита украинской Национальной академии медицинских наук: по имевшимся у академика данным, его высокопоставленные коллеги за год разворовали свыше 100 млн долларов (годовой бюджет НАМН равен годовому бюджету минздрава на закупку лекарств для всей Украины). В общем, месть. Сегодня близкие едва не погибшего 68-летнего академика подыскивают ему место в России: накануне одесские правоохранители честно признали, что безопасности мировому светиле они гарантировать не в состоянии.
Судите сами: на перенос одного только «Южмаша» в Россию ушло бы от 2,5 до 5 лет. Стало быть, в Москве рассуждают так: нынешняя киевская власть рухнет гораздо раньше, чем через 2,5 года…
«Украинской науки скоро просто не будет»
Единичный случай? Отнюдь: в апреле неизвестные расстреляли в центре украинской столицы первого проректора Медицинской академии имени Шупика, члена-корреспондента НАМН Юрия Вдовиченко, считающегося одним из светил перинатальной медицины. Ружейная пуля угодила в левую лопатку, и то, что 56-летний профессор остался жив, – случайность, не более. Украинские правоохранители подтверждают: ежемесячно в стране фиксируется несколько случаев нападения на именитых учёных, и уж если беззащитными остаются даже такие светила, как Вдовиченко или Запорожан, то что говорить об остальных? Тем паче о «политически неблагонадёжных», таких как проректор Международного славянского университета Алексей Самойлов. Ночью в харьковскую квартиру Самойлова ворвались неизвестные, позже оказавшиеся сотрудниками службы безопасности Украины. Учёного зверски избили на глазах у членов его семьи. Врачи, осмотревшие Самойлова на следующий день, констатировали: проректор ослеп на один глаз и оглох на одно ухо. Многим ли научным работникам после такого захочется оставаться работать в своей стране? «Это даже не 90-е, когда людей расстреливали возле собственных подъездов, – резюмирует глава благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей. – Сегодняшние власти предержащие Украины открыто покрывают тех, кто расправляется с именитыми учёными. Выход один – бежать!» И бегут. За год в России осели добрых полсотни украинских профессоров и докторов наук. В вузах Курской, Орловской, Белгородской и Воронежской областей до 10% преподавательского состава – бывшие украинские граждане (некоторые, впрочем, пока не обзавелись российскими паспортами, но намереваются в ближайшее время сменить гражданство). Справедливости ради стоит уточнить, что повальное бегство украинских учёных началось не вчера. Ещё пять лет назад член президиума НАНУ Владимир Семиноженко бил тревогу, мол, за год в Россию на ПМЖ уезжают до 6 тыс. аспирантов, доцентов и профессоров: «Если подождать ещё пять лет, то украинской науки просто не будет». Как в воду глядел Семиноженко.
По числу гастарбайтеров «незалежная» вдвое обогнала Узбекистан
Помнится, в сентябрьском интервью «Российской газете» глава ФМС Константин Ромодановский оценил численность «понаехавших» в нашу страну жителей Украины в 3 млн, оговорившись при этом, что к концу года численность украинских мигрантов может превысить 4 млн человек. Так и вышло: по состоянию на май текущего года Украина заняла первое место по числу гастарбайтеров, вдвое обогнав прежнего лидера, Узбекистан, с его 2,13 млн трудовых мигрантов. Кто только не едет в Россию: из перебравшихся к нам украинских политиков можно сформировать не одно, а несколько правительств в изгнании. Экс-глава МВД Украины Виталий Захарченко, экс-министр обороны Павел Лебедев, экс-премьер Николай Азаров, экс-министр юстиции Елена Лукаш, бывший генпрокурор Виктор Пшонка, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов, бывший шеф СБУ Александр Якименко, бывший глава внешней разведки Григорий Ильяшов – из элитных посёлков на Киевщине несколько десятков высших украинских руководителей перебрались на Рублёвку.
«Всех украинских генералов, их около 400 человек, надо прогнать через детектор лжи! – бьёт тревогу полевой командир из карательного батальона «Азов» Сергей Короткий. – Из них на службе останется 10 человек, потому что другие по менталитету – «совки» и мечтают сбежать в Россию».
Не отстают и спортсмены: отказались выступать за сборные Украины гандболистки Регина Шимкуте и Юлия Манагарова, шахматистка Екатерина Лагно, пятиборка Анна Буряк и чемпионка Украины по дзюдо Яна Шевченко. Кто-то из них уже получил гражданство России, кто-то пока в процессе. Но что там политики и спортсмены с врачами, если сбежать в Россию мечтает даже украинский генералитет почти в полном составе! «Всех украинских генералов, их около 400 человек, надо прогнать через детектор лжи! – бьёт тревогу полевой командир из карательного батальона «Азов» Сергей Короткий. – Из них на службе останутся 10 человек, потому что другие по менталитету – «совки» и мечтают сбежать в Россию». Воистину, того и гляди, вся Украина вскоре разбежится. Впрочем, не вся. Кое-кого попросят оставаться на месте – из Москвы. Да чего там – уже попросили.
Перевозить предприятия – слишком долго. Проще дождаться смены власти в Киеве
Не секрет, что наше правительство уже год как финансирует переезды сотрудников украинских предприятий в Россию (ниже мы подробно остановимся на этом вопросе), в особенности это касается предприятий военно-промышленного комплекса. «Если есть желающие, мы поможем их обустроить, – заверил президент Владимир Путин. – Все необходимые средства из федерального бюджета будут ими получены. Должен сказать, что этот процесс уже начался». Где-то начался, а где-то его притормозили. Искусственно. Год назад коллективу киевского авиационного госпредприятия «Антонов» предложили перебраться в Воронеж – предложение озвучил представитель местной областной думы Владимир Плющенко. Вернее, первый раз украинцам предложили переехать ещё в 2011 году, но тогда, как пояснил Плющенко, «это было не так актуально». А три года спустя стало, кажется, актуальнее некуда: «Украинские коллеги готовы вместе с семьями приехать к нам и работать на наших предприятиях», – рапортовал Плющенко.
Но отчего-то переезд «Антонова» застопорился. Приостановился и выезд в Подмосковье днепропетровского «Южмаша» – ещё одного ключевого предприятия украинской оборонки. Что случилось? Почему эти специалисты оказались России не нужны? Ещё как нужны! Просто российское руководство сочло целесообразным несколько подкорректировать свои действия, считает глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Рано или поздно гражданская война на Украине закончится, – поясняет эксперт, – но украинская оборонная промышленность и машиностроение к этому времени умрут. В нынешних экономических условиях ни одна власть не сможет найти средства на их реанимацию. А внутренний заказ не в состоянии заменить внешний – российский». Между тем в России желали бы сохранить часть украинских предприятий там, где они сегодня находятся. В первую очередь это касается именно «Антонова» и «Южмаша». Хунта рухнет, к власти в Киеве придёт новое руководство, и тогда, надеются в Кремле, мы вернёмся к проверенным советским схемам взаимовыгодного сотрудничества. Судите сами: на перенос одного только «Южмаша» в Россию ушло бы от 2,5 до 5 лет. Стало быть, в Москве рассуждают так: нынешняя киевская власть рухнет гораздо раньше, чем через 2,5 года…
Впрочем, часть ведущих украинских производств уже перебралась в Россию. В Каменск-Шахтинский Ростовской области перенёс свои производственные мощности Луганский электромашиностроительный завод (ЛЭМЗ). В Чувашию переехал завод «Луганский машиностроитель». Его цеха попали под обстрел, и станки пришлось вывозить с завода под пулями. Руководство завода посовещалось с рабочими, и они вместе приняли решение о совместной эвакуации. Добрались в итоге до Чебоксар. «Мы проехали по Ростовской области, – пояснил технический консультант предприятия Николай Друзьев, – но там уже было слишком много переселенцев из Донбасса. Тогда решено было ехать в центр России, в глубинку. Мы не ожидали, что согласится уехать весь основной персонал, никого уговаривать не пришлось». В общем, на сегодняшний день все сотрудники завода уже получили российские паспорта. Что же до ЛЭМЗ, то это предприятие воспользовалось приглашением вице-губернатора Ростовской области Александра Гребенщикова. Местные власти помогли беженцам выкупить часть площадей Каменского завода транспортного машиностроения, и со дня на день предприятие начнёт выпуск электрооборудования для подвижного состава железной дороги. Объём инвестиций составил порядка 470 млн рублей, сообщил начальник областного управления промышленности Андрей Фролов: «Предполагается, что оборот предприятия в будущем году составит миллиард рублей». Но одно дело перевезти в Россию предприятие из воюющего Луганска и другое – из мирного Николаева. И не какую-то частную лавочку, а государственный завод! Долгое время согласовывался переезд в нашу страну ряда судостроительных бюро, находящихся под контролем госкорпорации «Зоря-машпроект», в частности завода, специализирующегося на выпуске двигателей для кораблей. Обслуживать российские заказы руководство предприятия наотрез отказалось, а других заказов у них не было и в помине. Два варианта: закрываться или продавать завод частнику. Но оба варианта украинское начальство сочло неприемлемыми. И тогда заводчане решились на третий вариант: они обратились к вице-премьеру российского правительства Дмитрию Рогозину, и тот помог заводчанам перебраться в Россию на аналогичные предприятия. Раз российский ОПК решился производить корабельные двигатели самостоятельно, полностью отказавшись от украинской продукции, то отчего должны страдать специалисты? Таким образом, первые серийные силовые установки российского производства для фрегатов типа «Адмирал Григорович» и «Адмирал Горшков», выпуск которых запланирован на 2017 год, изготовят вчерашние николаевские специалисты. При этом, как отметил глава Объединённой двигателестроительной корпорации Владислав Масалов, в отличие от вопроса с импортозамещением авиационных двигателей российская сторона обладает полным комплектом технической документации для строительства корабельных силовых установок. Не с пустыми руками перебрались в Россию украинские корабелы!
Кстати
Украинские предприятия ещё поработают на Россию И всё равно странно: почему одни украинские предприятия успешно перебазируются в Россию (никого не смущает даже то, что они пребывают в государственной собственности), а другие, гораздо более важные, остаются на Украине вместе со всеми специалистами? Хотя ещё вчера, кажется, на самом высоком уровне было принято решение об их переезде в нашу страну. Выходит, люди готовы ехать хоть завтра – но то ли кто-то не выпускает их с Украины, то ли кто-то не пускает в Россию. Или препятствуют одновременно и Киев, и Москва? В киевских коридорах власти ходит такой слушок: якобы российская и украинская стороны келейно договорились о компромиссе. Российская оборонка не перетягивает к себе «Южмаш» и «Антонов», а взамен украинские власти отказываются от энергетической и водной блокады Крыма. Поговаривают, что якобы Пётр Порошенко убедил Владимира Путина, что и «Антонов», и «Южмаш» в ближайшем будущем возобновят обслуживание российских заказов, – президент Украины даже отменил ликвидацию днепропетровского оборонного гиганта, начатую экс-главой региона Игорем Коломойским. Как бы там ни было, порядка 15% специалистов этих госкорпораций уже успели перебраться в Россию.
http://maxpark.com/community/13/content/5004529