Почему валится экономика Украины
№7–8(732) 24 — 30 июля 2015 г.
Украинская экономика стремительно летит вниз и даже не подает признаков какого-либо оздоровления. Не говоря уж о том, чтобы появились хоть какие-то предпосылки для бурного восстановительного роста, как правило, наступающего после глубокого кризиса.
Следует сразу заметить: в Украине ускоренного восстановительного роста (как после кризисов 1998-го и 2009 г.) не будет — ситуация кардинально иная.
Луч света в туннеле экономического кризиса не просматривается и вряд ли будет увиден при сохранении нынешнего курса во внешней и внутренней политике. А поскольку этот курс обусловлен пребыванием при власти определенной команды, то можно говорить и о том, что пока «герои майдана» будут осуществлять руководство страной, Украина обречена на прозябание в экономической разрухе и социально-экономической нищете. За каких-то полтора года Украина стала самой бедной и экономически депрессивной страной Европы (больше того, многие считающиеся проблемными страны Африки ныне смотрятся лучше, чем Украина). При этом тенденции таковы, что отставание увеличивается.
Около полугода тому представители власти (например, председатель НБУ Гонтарева и глава Минфина Яресько) делали оптимистичные (как для нынешней ситуации) заявления о достижении экономического «дна», дальше, мол, должен начаться рост. Однако события последовавших месяцев опровергли их расчеты (если таковые вообще были), засвидетельствовав в который раз, что лица, ответственные за финансовое и экономическое благополучие страны, совершенно не владеют ситуацией, если не сказать — неадекватны.
Учитывая, сколько раз за последний год представители власти попадали пальцем в небо со своими прогнозами-обещаниями-заверениями, просто нелепо рассчитывать на какие-то эффективные меры с их стороны, которые могли бы привести к перелому ситуации. Это как надеяться на то, что косоглазый стрелок, ни разу не попадавший даже в круг мишени, вдруг начнет выбивать одни десятки.
Сермяжную правду недавно озвучил г-н Саакашвили: Украине нужно 20 лет, чтобы вернуть уровень жизни «как при Януковиче». При этом не факт, что это случится в указанные два десятилетия. Как отмечал одесский губернатор, это возможно, если «вдруг» прекратится падение экономики (Саакашвили так и сказал: «вдруг», т. е. неким чудесным образом) и если в дальнейшем Украина будет ежегодно приращивать ВВП не менее чем на 4%.
И вот если даже произойдут такие чудеса — ВВП Украины «вдруг» перестанет падать и «вдруг» начнет расти на 4%, то к 2035 г. мы придем к домайданному уровню 2013-го. А о «жизни как в Европе» мечтать даже и в этом случае не приходится — ни к 2035-му, ни к 2050-му... Ведь пока Украина будет догонять 2013-й (и еще не факт, что догонит) — остальные страны стоять на месте не будут, они уйдут еще дальше.
Впрочем, еще нужно очень постараться, чтобы попасть назад, в светлое прошлое времен Януковича.
Авторитетные международные рейтинговые агентства в перспективы Украины не верят, регулярно снижая украинские суверенные рейтинги (как государственные, так и корпоративные). Не приходилось встречать и оптимистических прогнозов от известных мировых финансовых и экономических экспертов.
Но особенно катастрофически для страны выглядит поведение ино-странных инвесторов и кредиторов. Если «Украину Януковича» буквально заваливали деньгами, о чем регулярно сокрушается Яценюк, то «майданной Украине» никто из частных кредиторов (т. е. распоряжающихся своими личными финансами) не дает ни цента.
Когда Яценюк рассказывает, что такой-сякой Янукович «набрал кредитов», — пусть сам попробует так же. Собственно, Арсений Петрович и пробует, ходит по миру с протянутой рукой, но ему не дают. Даже на отсрочку выплат не соглашаются — требуют деньги здесь и сейчас. Почему? Потому что в «Украину Януковича» кредиторы верили и не сомневались, что получат свои средства обратно с процентами (страна развивается, доходы казны растут, есть из чего обслуживать и возвращать займы). А вот «Украине Яценюка — Порошенко» в мире не верят. «Добрым словом» поддержать готовы, а деньгами — нет. Януковича, может, и не называли «великим демократом», но средства давали щедро.
Инвесторы тоже не спешат вкладывать в нашу экономику. Наоборот, выводят из страны капитал. Даже портфельные инвесторы не соблазняются существенно подешевевшими украинскими активами (читай: уверены, что и так «мусорные» активы украинских предприятий будут еще терять в цене).
И эта ситуация, повторимся, — самая настоящая катастрофа. Потому что это самый точный анализ евроинтеграции, самая адекватная и объективная оценка проводимых на Украине т. н. реформ, наконец, это точнейший прогноз относительно будущего нашей страны. Увы, крайне негативный.
Можно ставить под сомнение выкладки журналистов, экспертов, политологов — все они могут быть ангажированы теми или иными политическими силами. Тем более есть основания не доверять заявлениям политиков, неважно — провластных или оппозиционных. Первые, естественно, заинтересованы в том, чтобы оправдать свои действия, поэтому будут рисовать радужные перспективы, которые нас всех ожидают в результате принимаемых ими решений. Вторые объективно заинтересованы в дискредитации первых (чтобы сменить их во властных креслах), поэтому их критика также может быть предвзятой и основанной на политических расчетах.
Но вот сомневаться в кредиторах и инвесторах, которые голосуют своим собственным долларом (евро и т. д.) — не приходится. Эти лица не участвуют в политических спекуляциях, потому что на кону их деньги и прибыль. На них работают лучшие аналитики. Они ворочают миллиардами долларов и знают, куда нужно вкладывать, а куда нет, кому можно доверить средства, а кому нельзя.
Казалось бы, если евроинтеграция и т. н. реформы, которые проводит Яценюк, — это экономически выгодно для нашей страны, то Украина через какое-то время должна превратиться в процветающее государство. Почему бы не ссудить средств перспективной стране? Ведь они вернутся с лихвой. Почему не вложиться в страну, находящуюся на пути к процветанию?
Но нет ни первого, ни второго — ни займов, ни инвестиций.
Потому что кредиторы и инвесторы не верят ни в то, что евроинтеграция вкупе с пресловутым «самым-самым большим в мире рынком Европы» принесет Украине экономические выгоды, ни в то, что дадут положительные плоды те якобы «крайне необходимые» реформы, которые осуществляет власть под диктовку МВФ.
Перечислим основные факторы, которые обусловили падение украинской экономики и не позволяют ей выйти из кризиса.
Потеря российского рынка
Разрыв отношений с Россией, потеря значительной доли российского рынка, прекращение участия отечественных предприятий в программах кооперации с производителями из РФ. Это, без всякого преувеличения, главный фактор, убивающий нашу экономику.
В начале июня депутатам Верховной Рады был роздан Аналитический доклад — дополнение к ежегодному посланию президента к парламенту. Документ, подготовленный Национальным институтом стратегических исследований (НИСИ), должен был шокировать любого вменяемого парламентария и побудить к экстренному поиску путей для кардинальной смены ситуации. Ведь из доклада следовало, что разрыв отношений с Россией обошелся Украине в колоссальную сумму потерь — $17 млрд. И тенденции таковы, что потери Украины в перспективе будут только расти.
За этой цифрой — потеря валютных поступлений (а значит, удар по национальной валюте), снижение доходов бюджета (а с ними сокращение социальных программ), уменьшение количества рабочих мест. За этой же цифрой — углубление долговой ямы. То, что недополучено на российском рынке, приходится перекрывать займами. А последние (в отличие от средств, которые страна могла заработать на рынке РФ) надо будет отдавать, их необходимо обслуживать, т. е. платить проценты, плюс исполнять драконовские условия кредиторов — МВФ, ВБ (а другие финансовые институты Украине денег не дают).
«К недополученной выручке в $17 млрд. следует добавить потери экспортных поставок из Украины в страны СНГ, которые находятся в орбите РФ, вследствие скоординированных российской стороной действий по вытеснению украинского экспорта с их национальных рынков».
Особенно сильно пострадали высокотехнологичные отрасли, сфера машиностроения. «Сегодня основу экспорта в РФ составляют продукция машиностроения, недрагоценные металлы, минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. По итогам 2014 г. выручка от их экспорта в РФ снизилась в 2,4 раза, до $7 млрд. Сократился экспорт в РФ украинской высокотехнологичной продукции (в 2014 г. на рынок РФ приходилось 27,8%) и средневысокотехнологичных товаров (зависимость от рынка РФ в отдельные годы достигала 50%). Рынок РФ остается крупнейшим рынком сбыта отечественных товаров конечного потребления (в 2014 г. на РФ приходилось 30,3% экспорта таких товаров)», — подчеркивали эксперты НИСИ.
Даже при радикальном сокращении украинско-российского товарооборота Россия все равно продолжает оставаться главным рынком сбыта украинской высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью. Как отметили аналитики НИСИ, «в РФ продолжает экспортироваться наибольшая доля украинской продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому поиск альтернативных рынков сбыта для отечественной продукции является приоритетной задачей». Где искать эти альтернативные рынки — об этом в НИСИ не обмолвились ни словом. Что и понятно: нет рынков, способных стать альтернативой российскому. Все рыночные ниши давным-давно заняты, тем более когда речь идет о сфере высоких технологий. «Подвинуть» всемирно известные мировые бренды с освоенных ими рынков — задача неподъемная для украинских производителей.
Скажем прямо: вернуть «домайданные» объемы экспорта в Россию Украина уже не сможет никогда. Как говорится, свято место пусто не бывает. Те ниши, где ранее присутствовали украинские товаропроизводители, ныне активно занимают как сами российские предприятия, так и иностранцы. Кроме того, в России запущен маховик импортозамещения. Причем первыми пострадавшими, чьи товары и услуги будут замещаться продукцией собственного российского производства, станут украинские предприятия.
Тем не менее многое вернуть можно. И чем раньше будут сломлены нынешние тенденции на сворачивание торгово-экономического сотрудничества с Россией и развернуты в противоположную сторону (восстановления связей) — тем больше Украине удастся спасти «своих» традиционных ниш на российском рынке (они же — источники доходов страны). Всякое промедление в этом вопросе, выражаясь словами классика, чьи памятники массово рушатся в нынешней Украине, для отечественной экономики смерти подобно. Ибо, повторимся, ситуация не статична — никто не сидит и не ждет, когда вернутся украинские производители, их активно заменяют другие.
Само собой, для разворота негативных тенденций в торгово-экономических отношениях между Россией и Украиной нужны политические предпосылки. Прежде всего — решение конфликта на Донбассе. Тут наиболее реальный путь — выполнение Минских соглашений, в частности их политической части.
«Реформы» Яценюка
Второй удар, что называется, под дых украинская экономика получила от т. н. «реформ», проводимых правительством Яценюка.
Недавно один знакомый в ответ на мои слова о том, что программа сотрудничества с МВФ означает эвтаназию для нашей экономики, удивленно вскинул брови: «Ты хочешь сказать, что МВФ ставит цель уничтожить экономику Украины?»
Нет, МВФ такую цель перед собой не ставит. Фонд вообще не думает, что будет с экономикой Украины. Фонд интересует лишь финансовая стабилизация и возврат заемных средств (естественно, с процентами), которые он предоставляет.
Сама по себе финансовая стабилизация — это, безусловно, благо. Другое дело, за счет чего она достигается. Финансовая стабилизация по рецептам МВФ неизменно выливается в уничтожение перспектив экономического роста в тех странах, которые подписывают в обмен на кредиты программу сотрудничества с фондом.
Реформы (если их можно так назвать) от МВФ — это всегда примитив. Там нет сложных многоходовых схем, когда за счет экономического роста страна получает дополнительные доходы и с них возвращает займы.
Реформы МВФ сводятся к тотальной экономии и всевозможным ограничениям, прежде всего — к сокращению государственных расходов (в первую очередь на социальные программы). Реформы МВФ — это «насос», выкачивающий из «реформируемой» экономики остатки средств. Расходы сократить, льготы упразднить, налоги (прямые и косвенные) повысить, зарплаты и пенсии заморозить (а еще лучше сократить) и т. д. — вот стандартный набор «реформ» от МВФ. Такие «реформы» может проводить, извините, любой дурак.
Отмена льгот, дотаций, прекращение (сокращение) государственных программ помощи украинской промышленности и сельскому хозяйству вкупе с усилением налогового бремени (именно это происходит в последние полтора года) означает лишение производителей оборотных средств и возможностей осуществлять капвложения (т. е. развиваться).
Замораживание зарплат и пенсий, сокращение социальных выплат, повышение коммунальных тарифов на фоне увеличения налогов (на Украине умудрились обложить оными даже пенсии!) — это уничтожение отечественного потребителя. Экономике не на кого работать. Зачем производить товары и услуги, если никто не сможет их приобрести, ибо не за что?
О каком развитии малого и среднего бизнеса в таких условиях может идти речь! Яценюк гордится тем, что облегчил регистрацию субъектов предпринимательства. Да лучше бы он ее усложнил, но сохранил потребителя, имеющего средства на приобретение товаров и услуг.
Поэтому мы и наблюдаем обвальное падение продаж автомобилей, компьютерной и бытовой техники, одежды, качественных продуктов питания и т. д. А все это — разоренные малые и средние предприятия, недополученные доходы бюджета, потерянные рабочие места.
Можно привести массу примеров того, как «реформы Яценюка» — при попытке просчитать их последствия на несколько шагов вперед (не уверен, пытались ли проделывать это в правительстве) — приводят к уничтожению украинской экономики и ставят крест на перспективах ее развития.
Возьмем коммунальные тарифы и строительство, которое до недавнего времени было одной из наиболее активно развивавшихся отраслей украинской промышленности.
Несложно спрогнозировать, как повлияет кратное повышение коммунальных тарифов на строительную отрасль. Дома и квартиры обслуживать стало значительно дороже. Следовательно, сократится количество построенных домов и квартир, а те, которые все-таки будут строить, — станут меньше по количеству комнат и квадратуре.
Что это значит? Это значит — меньше кирпича, бетона, отделочных материалов, электрических приборов, сантехники, мебели и далее по длинному списку всего того, что сопутствует строительству. Радикальное сокращение производства в строительной и во всех смежных с ней отраслях. Экономическая аксиома: доллар, вложенный в строительство, дает 10 долларов прироста в смежных отраслях. Соответственно каждый не вложенный в строительство доллар приводит к точно такому же обратному кумулятивному эффекту для экономики.
И это только один-единственный пример, хотя их можно привести десятки.
Продолжение «реформ» в рамках программы сотрудничества с МВФ (которая принята в русле курса на евроинтеграцию) — это деиндустриализация Украины и обречение украинских граждан на жизнь в нищете на десятилетия вперед.
Ну и посыпем голову пеплом относительно ушедшего поезда — кредитной линии РФ в рамках известных договоренностей Януковича — Путина конца 2013-го. Российский кредит как раз обеспечивал Украине экономическое развитие. Москва не ставила условий сделать нищими украинских граждан (уничтожить потребителя). Кроме того, российский кредит сопровождался договоренностями о снижении цен на газ (читай: повышением конкурентоспособности украинских производителей через значительное удешевление сырья), преференциями в доступе на российский рынок, увеличением участия украинских предприятий в кооперационных программах с российскими партнерами. Запад ничего подобного Украине не предлагает.
Военный информационный фон
Крайне негативно отражается на украинской экономике, деловой активности и инвестиционном климате информационный фон — и тот, что создается внутри самой Украины, и тот, который складывается (об Украине) в мире. Он действует на представителей бизнеса — как отечественного, так и зарубежного — как «Раптор» на комаров.
Что мы слышим ежедневно от высокопоставленных представителей украинской власти — президента, премьера, депутатов, военных? Что «Украина на пороге войны с Россией» и «российское вторжение может начаться в любой момент», что «Россия сосредоточила на границах с Украиной столько-то тысяч солдат и единиц техники».
Те же тезисы озвучиваются многими представителями Запада, особенно активны по данной части представители НАТО и американского госдепа.
Спрашивается: кто будет развивать бизнес в стране, которая стоит на пороге большой войны с Россией — второй военной державой мира, к тому же ядерной? Кто понесет деньги в такую страну? Ответ очевиден: никто. Наоборот, все вышеперечисленное — это сигналы к бегству из страны, к выводу (спасению) капитала.
И речь даже не о том, насколько соответствуют действительности данные заявления, а насколько они являются частью информационно-психологической войны. И пока они звучат — на подъем экономики, на приход инвестиций рассчитывать не стоит.
Только когда деловой мир убедится, что причин для военного столкновения между Украиной и Россией нет, что войны не будет, — только тогда появятся основания надеяться, что капиталы придут в страну, а предприниматели станут развивать свой бизнес.
Иными словами, необходимо срочно искать политическое решение конфликтной ситуации на востоке. Наиболее реальной на данный момент «дорожной картой» деэскалации являются Минские соглашения.
Из этой же серии — ежедневно звучащие призывы ввести военное положение, возобновить наступление, вести войну «до победного конца».
С телеэкранов депутаты, политологи, военные эксперты, волонтеры и пр. рассуждают о том, как было бы хорошо, если бы президент объявил военное положение.
И не суть важно, есть в планах Порошенко введение военного положения, или нет. Достаточно назойливых месседжей на эту тему, формирующих мнение, что это вполне возможно.
Я глубоко убежден: если Украина введет военное положение и попытается возобновить наступление на Донбассе — Россия тут же объявит о признании ДНР и ЛНР по образцу Абхазии и Южной Осетии, подпишет с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (т. е. о военных союзах) и официально введет свои войска на территории, контролируемые Донецком и Луганском.
В ходе рассуждений о необходимости введения военного положения неизменно звучит тезис о том, что в этом случае государство-де сможет поставить под контроль частные предприятия (в т. ч. и большого бизнеса, т. н. олигархов), заставить их работать на оборону, появятся правовые основания для реквизиции собственности предприятий (автомобилей, сырья, оборудования и т. д.) на нужды фронта. Вот, мол, как будет хорошо и славно.
Несложно представить, что обо всем этом думает деловой мир. Скажем, инвестор рассуждает: вложу средства в Украину, создам бизнес, а тут раз — военное положение, и бизнес попросту перейдет под госконтроль, да еще и какую-то часть имущества реквизируют. И тот, кто уже ведет бизнес на Украине, задумывается не о том, как развиваться дальше, а как бы сбыть активы — чтобы их не отобрали «за просто так».
Таким образом информационный фон, создающий военные ожидания, уничтожает украинскую экономику. Соответственно — пока бизнес не услышит, что войны не будет, что введение военного положения исключается — не будет и экономического развития, наоборот, сохранятся тенденции к сворачиванию деловой активности на Украине.
Безусловно, мы перечислили далеко не все причины. Можно добавить и люстрацию, в ходе которой вычищаются профессионалы с большим опытом госуправления, а на их место приходят дилетанты. И политические репрессии в отношении оппонентов майдана, прежде всего из числа бывших «регионалов». А это десятки тысяч (и это по минимуму) лиц, имеющих отношение к бизнес-среде, владеющих капиталами. Эти капиталы «сторонников Януковича» — вместо того чтобы работать на украинскую экономику, выводятся из нее.
Кроме того, масса законов с сомнительными нормами, например позволяющими конфискацию собственности «сепаратистов», — при том что само понятие «сепаратизм» крайне размыто. Под «сепаратизм» могут подогнать и несогласие с политикой действующей власти, и антивоенные заявления, и связи с тем или иным «неправильным» лицом. При том, извиняюсь на слове, верховенстве права, которое наличествует в стране, из кого угодно могут сделать «сепаратиста» — было бы желание расправиться или «отжать» бизнес.
Пока те факторы, на которые мы указали, в силе — экономический подъем на Украине невозможен. Но способен ли майданный режим на глубокую коррекцию своей политики? Опыт полутора лет говорит, что не способен. Из чего логически вытекает: при сохранении власти «героев майдана» Украина обречена на жизнь в перманентном экономическом кризисе.
Cергей ЛОЗУНЬКО