Сокрушительный триумф
Сегодня
Топ-новость дня вчерашнего: «На авиасалоне Ле-Бурже «Антонов» заключил крупный контракт с Саудовской Аравией!»; «Нам есть что предложить миру!»; «Легких крыльев!»... Количество восторженного слюноиспускания на строку текста зашкаливает. Стрелки «перемогометров»-в красных секторах. Цензор.net, УНИАН, ТСН, Укринформ, fakty.ictv- все отметились в панегириках «контракту века». По цитируемым информагентствами словам представителя Саудовской Аравии «...Королевство хочет не просто покупать, а производить у себя новые самолеты "Ан". Заключенное соглашение - подтверждение намерений украинской и немецкой сторон помочь Саудовской Аравии построить и оснастить такое предприятие. Технологиями его обеспечат немецкие специалисты, строительство будет курировать Украина, а строить преимущественно местные. По законам Саудовской Аравии, их работников в такой схеме должно быть не менее 70%.»
«Это будет не один завод по производству самолетов "Ан-132". В будущем это будет целый авиастроительный комплекс интегрированных между собой сооружений».
Ну, злонамеренное (или от скудоумия?) наделение избыточно позитивным содержанием действий с провальным результатом- родовая черта отечественных медиа. А склонность невежественной в большинстве своем аудитории видеть желаемое вместо реальности так и вообще аксиомично. В этом и объяснение на первый взгляд парадоксальному факту, когда когнитивные искажения подменяют в массовом сознании подлинное явление его вывернутым наизнанку образом. Ложь-это правда. Капитуляция- це перемога.
Теперь, собственно, о «перемоге». Из цитированных декларативных положений можно понять, что поставки продукции АНТК потенциальным контрактом не предусматриваются. Речь не идет также и о концессии по типу Build-Own-Operate (строительство-владение-управление), или хотя бы Build-Operate-Transfer ( строительство-управление-передача). Имеет место банальная скупка технологического задела украинского (а вернее-еще советского) авиапрома под видом инвестпроекта. Да, на какое-то время- на стадии опытно-конструкторских работ и опытного производства отдельно взятого образца- данный контракт мог бы обеспечить условную занятость части персонала АНТК, имеющего к этому опытному производству отношение. А дальше- в средне- и долгосрочной перспективе- неизбежна деградация производства в Украине- ибо весь производственный цикл оказывается за пределами страны.
Речь не идет, повидимому, и о покупке саудитами лицензии на производство будущего Ан-132- ведь они полностью оплачивают разработку и опытное производство, а, стало быть, украинский производитель утрачивает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности.
Что же в сухом остатке в очередной раз «здобули»? Странное «кураторство» строительства высокотехнологичного объекта в чужой стране- с перспективой загрузки работой чужого персонала и чужой промышленности. Никто из «журналистов» и «экспертов» не поинтересовался- почему вчерашняя декларация о намерениях действительно уникальна? Почему Boeing, Airbus, Embraer и прочие не спешат «курировать» строительство авиазаводов с законченным производственным циклом ни у саудитов, ни у китайцев, ни у прочих платежеспособных субъектов рынка потребителей гражданской авиатехники? Да потому, что потенциал в этой сфере является исключительной частью того, что именуется национальным достоянием. Есть желание и возможность- покупайте готовую продукцию-в комплекте с гарантийным и сервисным обслуживанием и соответствующей номенклатурой готовых изделий- но монополистами в производственном цикле будем мы.
Своеобразная трактовка патриотизма записными патриотами давно не удивляет. Как и стратегическое невежество временщиков, бездарно дерибанящих остатки созданного не ими.. Но комплимент господам отечественным ньюсмейкерам я все-таки скажу. Подать ярчайший пример деиндустриализации как триумф украинской индустрии- это, знаете, уметь надо...
Александр Пашин