Врач армии Наполеона Доминик Пьер де ля Флиз попал в плен под Смоленском, остался после войны жить в России. Женился на племяннице русского генерала Василия Гудовича и переехал на Украину в Киевскую губернию.
Получил должность чиновника от медицины, увлекся этнографией украинских крестьян и составил неплохое жизнеописание жизни предков цеевропейцев "Этнографическое описание крестьян Киевской губернии", где показал во все красе их склонность к высокому искусству, чистоте и "каканью розами".
Немного красноречивых цитат:
ОСНОВНЫЕ СКЛОННОСТИ
трудолюбвые они наши ...
... однако сельские жители этого края вообще менее склонны к труду, по сравнению с жителями других губерний, в частности великорусских, нередко встречаются бедняки, даже в благоприятных от природы местах, причиной является праздность и склонность к пьянству. Поскольку потребности в них ограничены, то для их удовлетворения можно работать немного, отсюда и следует, что достаточно часто у них есть только необходимое; они совсем не думают о будущем; так, когда случается плохой год, то есть неурожай, падеж скота или что-то другое, это их захватывает врасплох.
В губернии совершенно незаметно особой склонности к тому или иному занятию, то к определенному ремеслу, разве что некоторые из самых богатых.
Следует отметить, что те, которые благодаря своей работе или какому занятию собрали определенные средства, не знают, что с ними делать и не создают себе лучшего состояния, поэтому прячут деньги, а иногда даже закапывают в землю, не говоря об этом и детям, и таких примеров много.
ДОМАШНИЙ БЫТ. ОПИСАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ЖИЛЬЯ
Дома из навоза дворцового типа
Эти дома оберегают от холода и сухие, пока их не разрушает время, тогда они оседают в землю и приобретают вид сырых погребов. Тогда в них очень сыро, что приводит к заболеваниям. В некоторых местностях, где нет леса, стены дома выплетают из лозы или соломы, обмазывают глиной и белят, но такие дома непрочные, зимой в них холодно и сыро, их стены не защищают от внешней температуры и пропускают холод, особенно, когда дуют сильные ветры; я заметил, что в них болеют чаще, чем в деревянных домах.
О каминах
В комнате всегда есть печь, дымоход которой редко делают из кирпича, обычно его плетут из лозы и обмазывают глиной изнутри и снаружи. Этот дымоход выводит дым на крышу, что должно быть везде. Но во многих хижинах дым проходит под крышей и через него, и хотя пожаров случается немного, нельзя отрицать, что опасность их существует, тем более, что жители часто оставляют необмазанимы дымоходы, если глина обвалилась.
Голодранцам еще понадобилось распоряжение о чистоте.
Поскольку было распоряжение построить везде дымоходы, уже почти не встречается домов, в которых бы не было трубы и приходилось бы держать двери открытыми все время, пока топится печь, чтобы выходил дым. Такая неудобство, кроме того, что в домах невозможно было жить, создавала устрашающий грязь, жители становились гадкими, у них появлялись неизлечимые болезни глаз, которые становились причиной многих случаев слепоты, теперь же количество слепых заметно уменьшилась.
И сами едим и тут же свиней кормим
Теснота в домах вредна для здоровья и приводит к заболеваниям, особенно в тех случаях, когда несколько семей живут в тесном помещении, а тем более зимой, когда здесь находятся телята, козы, овцы и еще и свиней кормят. А во время высиживания яиц в помещении много птицы. Такие условия портят воздух и делают всегда влажной пол , которая служит полом.
Чистота в помещениях наблюдается не везде; в частности, в Радомышльском уезде, у бедных крестьян, где слишком много людей живут в одной тесной комнате, часто мало порядка и много грязи;.
Все дома украшены в стиле барокко
крестьяне никогда не белят своих домов, разве что иногда обводят окна что создает контраст белого цвета с почерневшими стенами зданий, так что села имеют мрачный вид.
Люстры со Сваровски
... каждом доме есть болван ", покрытый побелены тканью, который спускается с потолка посреди комнаты, внизу подвешена металлическая решетка, где зажигают лучину, которая дает ясный потрескивающий огонь для освещения хижины вечером.
Европейская фурнитура
В их домах совсем нет мебели, разве что иногда шкаф и несколько простых стульев.
Европейский этикет
Ложки, которыми они пользуются, выточенные из дерева, отполированные, покрытые лаком и также составлены в ряд в шкафу. Вилки им почти неизвестны.
СУМКИ ОТ КУТЮР
Два в одном: шапка и сумка
Свитки достаточно хорошо защищают от дождя, они широкие, конечно, длинные, сзади в них капюшон, в котором спереди есть две прорези для глаз; его натягивают на голову, чтобы защититься от дождя и ветра в непогоду. Во время путешествия этот капюшон часто играет роль сумки: в него кладут хлеб.
Верхняя одежда
Когда кожух новый, он ослепительно белый; его воротник, сделанный из черной овчины; когда кожух немного поносят, это белье вскоре исчезает, он загрязняется, покрывается пятнами, кожа сморщивается после того, как ее смочили; старый, он становится темным, сальными, очень непривлекательным на вид, как это бывает у бедняков; когда же кожухи изнашиваются и рвутся, то плохо защищают от холода. Поскольку кожухи и свиты не имеют пуговиц, то их взимают поясом из темно-красной шерстяной ткани.
и туфли на высоких каблуках
Зимой они обертывают ноги сухой, мягкой и гладкой травой, которая называется опилки или "волася" , а сверху обматывают полотном . Это растение растет в лесах и ее заготавливают на зиму. Лапти грубо плетутся из липовой или ивовой коры, а лапти, которые, в частности, носят крестьяне Полесья, делают просто из кусков старой кожи, которыми обертывают ногу. Оба вида таких сандалий закрепляются на ноге веревками или ремешками.
Хотя в такой обуви легко ходить, и крестьяне этого края ходят гораздо быстрее, чем там, где носят большие и тяжелые сапоги, которые затрудняют ходу, особенно по мокрой и глинистой раскисшей земле, хотя эти сандалии очень удобны летом и в сухую погоду, однако они очень вредят здоровью своих владельцев, когда холодно и мокро, а особенно зимой. В это время тряпки, которыми обмотаны ноги, а также наложен в это обувь солома, сено и трава опилки, о которой уже упоминалось, становятся мокрыми, из-за чего их ноги всегда мокрые, и часто мерзнут зимой. Это приводит к полному переохлаждения, а отсюда насморка, плевриты, воспаление легких, ревматизме. С другой стороны, шнурки и ремешки, которыми обвязаны ноги, сдавливают сосуды, препятствуют кровообращения, приводящие к варикозов и к ранам, которые трудно лечатся.
В Радомышльском уезде все женщины и девушки надевают только лапти или лапти, стопы заматывают грубым полотном и обвязывают веревками вокруг ноги.
ГАСТРОНОМИЯ
Накормили весь мир мЪясом
Изредка крестьяне едят говядину, чаще свинину, баранину или птицу, но только на праздник или в воскресенье.
За рыбой - на Дон, а в днепре что?
Богатые имеют соленую или сушеную рыбу, по которой многие ездят на Дон, чтобы купить для себя или на продажу.
Сталин дотянялся еще 200 лет назад
Лет десять назад, когда эти села еще не принадлежали к государственных имуществ, голод был такой, что говорят, некоторые люди, питались мхом и лишайниками, которые собирали в лесах, на болотах и на стволах деревьев, смешивая с почками липы и ольхи, а также гречневой, ржаными отрубями и рожками этого злака и делали из этого что-то вроде хлеба. Это вызвало заболевание, которые приводили к смерти или становились неизлечимыми, а от рожок многие становился эпилептиков.
ИХ НРАВЫ И ПРОСВЕЩЕННОСТЬ
О трезвости
За исключением воды, здесь нет других напитков, кроме водки, пива и изредка меда, который крестьяне не пьют, потому что он дорогой, и потому что два последних напитки часто безвкусные и кислые. Кваса нигде не употребляют, и если бы удалось приучить крестьян готувать его, особенно там, где вода плохая, то можно было бы уберечь жителей от многих болезней.
Крестьяне пьют много водки, особенно на праздники и в воскресенье, на свадьбах, крестинах и похоронах. Нередко можно встретить пьяных людей, особенно в кабаках, хотя с тех пор, как были приняты меры по уменьшению количества лиц, которые отдаются этому злу, во многих селах пьяных значительно меньше. И все же нередко пьянство становится причиной воспалительных заболеваний и апоплексий.
Крестьяне этой губернии вообще не любят игр и развлечений, характерных для других мест. Наибольшее удовольствие они получают от бездействия или пьянства.
В апреле на день св. Юрия крестьяне целыми семьями выходят на свои поля, где посеяно рожь и пшеницу, с собой берут водку и еду и гуляют там до вечера, у них это одно из основных весенних праздников.
В каждом украинском селе жил нобелевский лауреат по медицине
В период падежа скота крестьяне вовсе не обращаются к ветеринарам, они только пускают животным кровь, считая, что это достаточный средство от всех заболеваний животных, а после такой операции, которая специализируется только в начале падежа, они оставляют все на природу, считая это карой Божьей . Некоторые сыплет на хвосты животных зерна мака, другие окуривают их травами, то при этом говоря. Вообще, услышав о появлении заразы в некоторых соседних селах, они ставят с той стороны небольшие осиновые кресты при въезде в село, то же делают во время холеры.
Крестьяне считают эпидемические заболевания делом злого духа, который, в виде чудовища проходит по селам. В доме, в окно которой он заглянет, обязательно умрет один или несколько человек.
У них все всегда было по любви
Крестьяне Киевской губернии редко женятся по любви как с одной, так и с другой стороны, в основном же по привычке или согласно представлениям, что неженатый мужчина не может вступить в разряд хозяев.
Зарабитчанство
Многие из них, как мужчины, так и женщины, особенно с Радомышльского и Овручского уездов, ежегодно отправляются во время жатвы в разные уголки Киевской губернии, богатой на зерно; они зарабатывают себе хлеб, помогая в сборе урожая и получают за это четвертый или пятый сноп. Вернувшись домой осенью, они идут работать на бумажные, стеклянные или другие фабрики, или отправляются в поисках работы в ближайших городов.
И о морали
Так, они вообще думают мало, а душевные страдания, такие острые у людей высшего сословия, им совершенно чужды, потому что желание их прочь ограничены. Они вообще малочувствительны, их грусть непродолжителен. Потеря тех, кто был им дорог, угнетает их недолго, они так же мало сочувствуют страданиям других;
И О ГЕРОЯХ
Я часто слышал, как вместо ругани использовали имя Мазепы
Среди народа распространена также рассказ о разбойнике по имени Мамай, изображение которого встречается во многих домах. В Чигиринском уезде близ села Черкасс меня водили к огромному, уже давно засохшего дуба. Его называют дубом разбойника Мамая. Когда-то в тени этого дуба он устроил свое пристанище, а на ветвях этого дерева вешал поляков и евреев, попадали ему в руки, и его самого на нем позже повесили.