Публичная порка под барабанный бой
№16v(744) 1 — 7 мая 2015 г.
Самое интересное в саммите Украина—ЕС, который прошел в Киеве 27 апреля, — это реакция на него со стороны украинских медиа. Казалось бы, в столице прошло мероприятие, чрезвычайно важное для украинской власти: с руководством страны встретились председатель Европейского Совета Дональд Туск и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, которые обсудили с президентом и премьер-министром Украины перспективы взаимодействия с Евросоюзом.Тем не менее большинство украинских СМИ отзываются об этой встрече в верхах без всякого энтузиазма. Более того, высказывания высоких европейских гостей, а также их реакция на украинские просьбы и требования подвергаются чуть ли не единодушному осуждению. По всей видимости, подобная реакция наших журналистов отражает недовольство представителей государственной власти, которая, несмотря на прогрессирующий конфликт между президентом и премьером, оказалась единой в своем видении отношений между Украиной и Евросоюзом.
С точки зрения украинского руководства, Украина защищает страны ЕС, отражая «российскую агрессию», а потому имеет все основания рассчитывать на финансовую, экономическую и военно-политическую поддержку со стороны европейских держав. Они же в свою очередь обязаны прервать любые связи с Россией, не останавливаясь перед самыми тяжкими жертвами, чтобы ослабить (а по возможности — и разрушить) российскую экономику.
Проблема, однако, заключается в том, что государства ЕС не рассматривают Украину как своего защитника и не собираются вступать с Россией в конфликт (и уж тем более в вооруженное противостояние), чтобы гарантировать Украине территориальную целостность.
При этом Украина по-прежнему остается для ЕС важной страной, а Германия и Польша были бы не прочь включить ее в сферу своего влияния. Но позиция германского руководства остается неизменной: Украина должна самостоятельно преодолеть собственную экономическую слабость. Максимум, на что она может рассчитывать, — это финансовая поддержка, позволяющая избежать экономического коллапса в период реформ (точнее, радикального изменения структуры экономики, поскольку существующая экономическая модель утратила жизнеспособность).
Безусловно, российская политика в отношении Украины вызывает раздражение у европейских лидеров. И они рассматривают экономические санкции как средство воздействия на позицию Москвы. Но ожидать, что страны ЕС начнут поставлять в Украину современное вооружение (причем Киев дал понять, что расплачиваться за эти поставки в обозримом будущем не собирается) и уж тем более пришлют какие-то «миротворческие контингенты», мягко говоря, наивно.
Трудно понять, почему украинское руководство предпочитает жить в иллюзорном мире. Возможно, продолжая курс, который неизбежно должен завершиться национальной катастрофой, украинские политики хотят верить, что в последний момент их все-таки спасут. Этот расчет может оказаться верным: ЕС в нынешней ситуации будет делать все возможное, чтобы предотвратить коллапс экономики и не допустить социального взрыва. Но в таком случае сколько-нибудь значительная помощь будет оказываться только после ухода действующей власти (или хотя бы смены нынешнего курса), которая, как показал саммит, вызывает все большее раздражение у европейских лидеров из-за своего намерения заставить ЕС заниматься украинскими проблемами.
Нужно сказать, что накануне саммита украинским политикам пытались дать понять, что нужно отказаться от завышенных ожиданий и требований. В СМИ появились сообщения, что в Брюссель созвали постоянных представителей ЕС, чтобы изменить проект резолюции, которую предстояло принять в Киеве. Причем согласно этой спланированной «утечке», на правках, противоречащих интересам Украины (точнее, представлениям действующей власти), настаивали Германия и Франция.
Украинскому руководству предоставили шанс уловить намек и отказаться от заявления требований, на выполнение которых ЕС не может пойти в нынешней ситуации.
Прежде всего для внутреннего единства Евросоюза представляет серьезную угрозу желание украинского правительства получить четкие перспективы членства в ЕС. Во-первых, многие страны ЕС столкнулись сегодня с серьезными финансовыми трудностями, поэтому европейские правительства не могут пойти на неизбежные затраты на экономическую интеграцию Украины и повышение украинских социальных стандартов до приемлемого уровня. Это касается не только тех государств Восточной и Южной Европы, которым угрожает финансовый кризис, но и (даже, возможно, в первую очередь) Германии и Франции, опасающихся, что им и без того придется нести серьезные расходы ради поддержания общеевропейской стабильности.
Во-вторых, кроме Украины, на членство в ЕС претендуют и другие государства (например Сербия и Македония), экономика которых, кстати, находится в лучшем состоянии. Однако в нынешней ситуации принять их в Евросоюз невозможно по ряду экономических и политических причин. Нельзя предоставить «четкие перспективы» Украине, отказывая в них странам, в значительно большей степени соответствующим формальным критериям для членства в ЕС.
В-третьих, ЕС не собирается предпринимать шаги, которые могли бы рассматриваться Россией как свидетельство враждебного отношения. Напротив, европейские лидеры неоднократно давали понять российской политической элите, что если Кремль откажется от агрессивного курса и завышенных амбиций, то все противоречия в отношениях между Россией и Евросоюзом будут постепенно урегулированы. Украина, таким образом, требует от ЕС нанести удар по собственной внешнеполитической стратегии.
Столь же неуместными выглядят и требования предоставить безвизовый режим с Европой с начала 2016-го и направить на Донбасс европейских миротворцев, которые противодействовали бы возобновлению «российской агрессии».
Очевидно, что Евросоюз не может выполнить подобные просьбы, не рискуя вступить в открытый конфликт с Россией (развитие которого в нынешней ситуации предсказать практически невозможно) и подорвать собственное внутреннее единство (и без того оказавшееся под угрозой из-за экономического кризиса). Более того, совершив те шаги, на которых настаивает Украина, европейские политики подорвали бы американскую стратегию в отношении России, которая заключается в изоляции Москвы на международной арене и в создании трудностей для экономики РФ, но при сохранении возможности восстановления отношений в случае смены российского курса.
Однако несмотря на ясное предупреждение, украинская власть заявила на саммите свои невыполнимые требования. И получила в ответ публичную «порку» со стороны европейских политиков, которые ясно дали понять, что продолжают поддерживать Украину вопреки провальной политике украинского руководства.
Следует заметить, что украинский президент пытался смягчить ситуацию, заявив, что Киев прилагает усилия, чтобы выполнить указания Евросоюза относительно борьбы с коррупцией и проведения экономических реформ. Однако каких-либо значимых результатов этой деятельности, разумеется, привести не смог.
Впрочем, Петру Порошенко отчасти можно даже посочувствовать. Он не обладает инструментами для того, чтобы контролировать поведение олигархических группировок (не нужно забывать, что добиться отстранения Коломойского и удаления его ставленников из госкорпораций президенту удалось благодаря американской поддержке), и не может добиться изменения социально-экономического курса, который формируется правительством. Однако ему приходится нести ответственность перед лидерами ЕС за все провалы не только внешней, но и внутренней политики.
По всей видимости, украинская элита плохо поняла предупреждение, сделанное еще зимой госсекретарем США Джоном Керри. Он сказал, что борьба с коррупцией должна заключаться в ликвидации схем, в которых принимают участие представители верхних эшелонов украинской власти, и разоблачении незаконных действий предпринимателей, тесно связанных с государственным руководством.
Ничего подобного, насколько известно, не произошло. Между тем именно от того, насколько успешно будет идти ликвидация «элитарной коррупции», напрямую зависит, будут ли в Европе всерьез рассматривать перспективу взаимодействия с украинской властью. И Жан-Клод Юнкер в ходе саммита это неоднократно подчеркивал.
Украина так и не сформулировала реалистичные цели экономических реформ и не наметила пути, которыми она намерена их добиваться. Это, на первый взгляд, удивительно, поскольку экономика страны в буквальном смысле разрушается, а украинская власть при этом просит международных кредиторов реструктуризировать ее задолженность, надеется получить крупный кредит от МФВ и рассчитывает привлечь иностранные инвестиции.
Дело в том, что нынешний катастрофический курс — это своеобразный компромисс между ведущими олигархическими группировками. И в случае нарушения баланса сил они вновь начнут междоусобную войну, угрожающую новым политическим кризисом. Поэтому добиться существенного изменения нынешней экономической политики президент сможет, только проявив незаурядную волю и объединив для проведения реформ все ответственные силы общества (только такое объединение способно стать гарантией того, что реформы не будут иметь откровенно антисоциальный характер). Вызывает сомнение, что Петр Алексеевич действительно сумеет это сделать. Однако сколько-нибудь серьезная поддержка со стороны Евросоюза возможна только после начала реформы экономики. Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер на киевском саммите достаточно жестко разъяснили это.
Однако было бы ошибкой вслед за российскими экспертами говорить об «усталости» европейских лидеров от Украины. Налицо открытое раздражение поведением украинской власти, которой открыто указали на то, что та претендует на европейскую поддержку, не желая выполнять условия, без которых невозможно сотрудничество с Евросоюзом.
В нынешней геополитической ситуации ЕС не может предоставить Украину самой себе и оставить на произвол олигархических группировок, продолжающих, несмотря на экономический кризис и внешнеполитический конфликт, заниматься разделом страны.
Поэтому «порка» украинской власти на киевском саммите была заглушена барабанным боем принятой на нем резолюции. В ней есть все нужные слова о демократизации, евроинтеграции и мирном урегулировании.
Но не стоит обольщаться красивыми фразами. ЕС не собирается поддерживать украинскую власть и отстаивать национальные интересы Украины. Однако европейские государства будут сотрудничать с ее руководством, если оно станет проводить ответственный экономический курс и взвешенную внешнюю политику.
И украинским политикам необходимо без сетований и обид принять этот главный итог киевского саммита.
Дмитрий ГАЛКИН