Спикер Верховной рады Гройсман столкнулся с катастрофическими последствиями Дебальцевского котла. Он не смог выполнить прямое распоряжение своего непосредственного начальника Вальцмана (президент Украины) срочно собрать внеочередную сессию Верховной рады. Дело было серьезное, поскольку на кону стояло $17,5 миллиарда от МВФ. Действующий сотрудник Госдепартамента США Наталья Яресько, которая исполняет в данный момент роль «министра финансов», договорилась с миссией фонда о выделении средств под клятву о немедленном внесении изменений в бюджет на 2014 год.
Кабмин быстро и решительно подготовил пакет законодательных актов и, не дожидаясь отмашки Гройсмана — дескать, все готово, депутаты «ляглы и просють», — направил все еще 16 февраля на рассмотрение ВР. И тут выяснилось, что народные избранники, пришедшие в парламент «на волне европейского Майдана» (так официально считается), банально боятся собираться в центре Киева. Всему виной Дебальцевский котел, которого официально нет. Есть «дуга», которая изредка превращается в «плацдарм для наступления» в сводках спикеров АТО. «Успешные действия ВСУ» в Дебальцево вызвали такую истерическую волну в патриотических кругах националистов, что слуги народа реально боятся поджога Верховной рады.
Во время закрытого заседания лидеров депутатских групп и фракций у спикера так прямо и было заявлено: «Лучше подождать, поскольку может быть всякое — народ на взводе, войска отступают, радикальные настроения доминируют». Кроме того, приближается первая годовщина «евромайдана», которая на Украине отмечается достаточно своеобразно, четырехдневным трауром. В администрации президента Борис Евгеньевич Ложкин (глава этого органа) собрал топ-менеджеров практически всех украинских медиа и в течение часа давал ценные указания, отчетливо попахивающие пафосной некрофилией. По телевидению чуть ли не круглосуточно должны показывать хронику событий, перечислять имена «ста героев Небесной сотни», которые «отдали жизнь за европейское будущее Украины». В местах гибели «героев» должны быть установлены мощные прожекторы, направленные в небо. Их лучи будут, по мысли Бориса Евгеньевича, символизировать «бессмертные души патриотов, погибших от рук палачей». По мнению главы АП, траурные мероприятия должны снять напряжение в обществе и предотвратить поджоги зданий органов власти.
О том, что обстановка явно попахивает очередными шинами, которые будут гореть в центре города, свидетельствует не только страх депутатов собираться в Раде, но и поведение «Верховного главнокомандующего». Он взялся лично разруливать ситуацию в Дебальцево. Взял и махнул в зону АТО «встречать организованные колонны украинских войск, которые в строгом порядке, без потерь, в плановом режиме выходят на новые позиции». Вот так, никакого окружения нет и не было. Общую картину портят только посты от волонтеров в социальных сетях, изобилующие фотографиями сожженной бронетехники, и истерические эсэмэски от воинов, попавших в окружение. Однако те же законодатели времени зря не теряют. Депутат Ирина Фриз, представляющая в парламенте блок Петра Порошенко-Вальцмана, с ходу зарегистрировала законопроект, запрещающий военнослужащим пользоваться мобильными телефонами, планшетами, ноутбуками, смартфонами для «предотвращения утечки секретной информации». По понятным причинам проект Фриз депутаты пока рассмотреть не смогли.
С оглядкой на траур, а также в ожидании, когда «все рассосется после Дебальцево», парламентарии решили собраться 26 февраля. Однако возникла еще одна проблема: они снова боятся. На этот раз не поджога, а голосования за разработанный Яресько и Яценюком (премьер) пакет изменений в бюджет на 2015 год. «После голосования нас точно подожгут», — так прокомментировал ситуацию один из представителей премьерской фракции «Народный фронт». Причина банальна и проста: стал известен перечень требований МВФ, которые учло правительство в своем пакете изменений. Просто процитирую главу НБУ Гонтареву. Ей уже терять нечего, поскольку после курса 27 гривен за доллар ее называют «самкой собаки» даже во время официальных мероприятий в АП. Она озвучила то, о чем не решилась сказать Яресько: «тарифы на газ будут повышены на 280%, на тепло — на 66%». Эти цифры и раньше гуляли в интернете, однако после заявления Гонтаревой получили официальное подтверждение.
«Слуги народа» сегодня прекрасно понимают: стоит им только проголосовать за подобные поправки, как их участь будет тут же решена. Может быть, и не подожгут, однако баллотироваться уже смысла не будет. Такое резкое повышение тарифов разрушит последние иллюзорные надежды «на покращення» даже у патриотов. Не говоря о том, что миллионы людей будут просто не в состоянии оплатить подобный «подарок МВФ». Поэтому «единая демократическая коалиция» продолжила свой распад. «Самопомич» первой заявила, что не поддерживает инициативы правительства, поскольку «вместо реформ идет необоснованное повышение цен и тарифов».
Потом заорали «радикалы» Олега Ляшко. Опять «полетели гонцы» из АП к фракциям, состоящим из бывших «регионалов» («Оппозиционный блок», «Воля народа», «Экономическое развитие»). Однако выяснилось, что большинство из них находится за пределами страны и, возможно, прибудет на Родину лишь в марте. Даже показательная «посадка» бывшего лидера фракции Партии регионов Александра Ефремова (за «разжигание межнациональной розни») и возбуждение уголовного дела против лидера фракции «Экономическое развитие» Хомутынника («коррупция») не способствовали «началу диалога».
Гройсман де-факто оказался у разбитого парламентского корыта: собрать чрезвычайную сессию по требованию шефа не может, гарантировать голоса за поправки в бюджет не в состоянии… Патовая ситуация. Кредиты МВФ подвисли, в Дебальцево Верховный главнокомандующий вынужден лично исполнять клоунаду с «организованным выводом войск», о военном перевороте в Киеве сегодня говорят практически все. В общем, как говорят спикеры АТО, «ситуация динамично-напряженная».
А. Зубченко