Ржавое оружие украинской войны

02.12.2014
То, чем и в чём сражаются солдаты, красноречиво демонстрирует уровень развития их страны
«Я не знаю, чем будет вестись третья мировая война, но оружием четвертой станут камни и дубинки», - заметил как-то Альберт Эйнштейн. Что ж, если посмотреть на вооружение и снаряжение сторон нынешнего украинского конфликта, то может сложиться впечатление, что четвертая мировая уже началась…

На «ватников» без ватников

Украину накрыла волна новой моды: к нам вернулся стиль «милитари». Но если в 90-х это было вынужденное донашивание безденежным народом недорого обмундирования развалившейся СА, то сейчас это обывательское подражание эпическим «героям Майдана» и «киборгам АТО». Офисный планктон пытается втиснуть свои животы в камуфлированные брюки, хвастаясь друг перед другом интернет-покупками из Европы и  знанием специфических терминов. А гопники Троещины сменили кепки-таблетки и шапочки-пидорки на более практичные балаклавы, в которых и отмудохать прохожего под камерами супермаркета не стремно.
Щеголяют новым импортным обмундированием министры и генералы, офицеры СБУ, столичный гарнизон и расквартированные в областных центрах тербаты. Но чем ближе к Донбассу, тем меньше видно новеньких зеленых, песочных, серых, пегих курток. В зоне непосредственной близости к фронту они встречаются на порядок реже, чем на улицах Киева.
Местное население стиль «милитари» игнорирует. Во-первых, могут принять за «боевика»: патруль задержит для выяснений, а издалека могут и просто шлепнуть. Во-вторых, война и военные достали людей так, что на всех них - украинцев и сепаратистов - смотрят из-под нахмуренных бровей. Тут никто не хочет им подражать, зато многие желают им поскорее убраться ко всем чертям.
Среди военных же в новом, да еще в импортном обмундировании тут можно встретить разве что старших офицеров тыловых служб и ведомств, приехавших на дорогих иномарках в маркет за бутылочкой виски. А вот внешний вид остальных вызывает лишь сочувствие. Несмотря на бодрые рапорты властей, на бумаге переодевших армию в зимнее обмундирование еще в октябре, в реальности по состоянию на 25 ноября его получили далеко не все участники АТО.
Повезло тем, кому выдали привезенные со складов зимние бушлаты-ватники 90-х и даже 80-х годов. Но на всех старых запасов не хватило. Вот и изгаляются бойцы, кто как может – и тут выражение «голь на выдумки хитра» как никогда уместно. Носят под летними защитными куртками по два свитера, носят поверх бронежилетов гражданские пуховики и кожанки, обматывают поясницы старушечьими пледами, покупают за свой счет теплые гамаши и вязаные носки. При этом разнообразие формы таково, что она просто перестает быть формой: в одном взводе бойцы могут быть экипированы, как говорится, во что Бог послал и что волонтеры подвезли. И это не самое худшее!
Встречаются защитники Украины, похожие на французов-шаромыжников из 1812 года. Представьте себе молодого парня в каких-то застиранных серых шароварах, стоптанных кроссовках, оранжевом пуховике – и натянутым сверху на него старом милицейском кителе с погонами старлея! И рядом с ним двух практически детей, одетых словно с мусорки. И вот эта троица стоит у ларька и с жадностью глотает пирожки с горохом…
Бронежилеты – это целая тема! Они есть даже не у всех стоящих на блокпостах бойцов, которые время от времени попадают под артобстрел сепаратистов. Один на троих, и носят его по очереди, когда выходят в караул. Защитные тактические очки в ВСУ имели только Владимир Гелетей и его личная охрана, пару раз порисовавшиеся на передовой. Бинокли редкость, что такое полевые перископы никто даже не знает, приборы ночного видения и тем более тепловизоры – это почти из области фантастики, про них лишь слышали.
Как это ни чудовищно, но в армии европейской страны XXI века подобные приборы не просто непозволительная роскошь, но и вообще не положены по штату. Поэтому попасть на фронт могут лишь  благодаря волонтерам, да и то нужно проследить, чтобы тепловизор не умыкнул себе старший офицер. А ведь имей его каждый блокпост, то, возможно, не было бы окружения и сдачи 32-го, критической обстановки вокруг 31-го, бесконечных обстрелов 29-го….

«Зомбимобили» на Донбассе

Если государство за 23 года мира и полгода боевых действий не смогло собрать для своей армии достаточно теплой формы и экипировки, то проблемы с военной техникой никого уже не удивляют. В этом отношении ВСУ и Нацгвардия оказались в еще более удручающем положении, чем РККА летом 41-го. По крайней мере, нашим дедам не приходилось пытаться восстановить тягачи и бронемашины, которые после двадцатилетнего хранения вросли гусеницами в асфальт.
За всё время своего независимого существования страна, в которой находится один из крупнейших танковых заводов мира, произвела для своей армии всего один (!) новый танк. В одном-единственном экземпляре! И еще пять штук на экспорт в Таиланд. Речь идет о БМ «Оплот», который должен был выпускаться с 2009 года, но деньги на который, как это всегда происходит в Украине, куда-то запропастились.
Правда, за это время Харьковский завод Малышева сумел капитально отремонтировать аж 85 старых Т-64, модернизировав их в вариант Т-64 БМ «Булат». Это самая передовая бронетехника ВСУ, на фоне остальных нескольких сотен видавших виды «шестьдесятчетверок». Но, по имеющимся сведениям,  полтора десятка «Булатов» якобы уже безвозвратно потеряны. И это очень серьезная утрата, так как завод Малышева до сих пор не запущен на полную мощность военного времени: нет заказов, нет денег, давно ушли на пенсию рабочие-специалисты, частным фирмам распроданы некоторые производственные цеха.
И только благодаря наличию на хранении огромного количества советских танков, часть которых разбирается на запчасти, в украинских войсках пока еще на чем воевать. Но на чем! Напомним, что Т-64 был создан в 60-е годы, то есть он старше управляющих им экипажей…
Отвратительной показухой оказалась и торжественная передача Нацгвардии бронемашин БТР-4, воспетая чиновниками как «начало оснащения вооруженных сил новейшей техникой». Но ларчик просто открывался: это были 42 машины из «иракского контракта», забракованные покупателем за ненадлежащее качество брони. Таким образом, новая власть торжественно передала бойцам возвращенный брак, который вообще-то должен был отправиться на переплавку.  Что же касается выпуска БТР-4 непосредственно для ВСУ, то об этом лишь продолжают строить грандиозные планы. А тем временем с консервации сняты и направлены в войска БТР-60, созданные еще в 50-х годах прошлого века!
И тем не менее, бронетехники катастрофически не хватает: её захватывали сепаратисты, её теряли в боях, её бросали в кюветах с заглохшими двигателями. А ещё в украинской армии вообще, как класс, отсутствовали бронированные грузовики и легкие колесные бронемашины. Без которых бывает очень трудно, подчас невозможно подвести на передовую боеприпасы и эвакуировать оттуда раненых, провести быструю разведку в городе или отправить погоню за ДРГ противника. Но что ж, если не получившие должного обмундирования солдаты одеваются во что придется, то почему бы точно так же не решить вопрос с техникой? Вот и начали отечественные кулибины ваять «броневики» в автомастерских и даже на некоторых предприятиях.
С помощью «болгарки» и сварки они обшивают «КамАЗы» и «Уазики» импровизированной броней из подручного металла. Часто листовой стали нужной толщины просто не достать, и тут тоже на помощь приходит смекалка: друг к дружке приваривают порезанные прутки или швеллеры, сваривают «сэндвичем» 2-3 тонких листа, приваривают на борта снятые с петель ворота и старые капоты.
Со стороны эти кустарные «гантраки» напоминают то «бронетракторы» осажденной Одессы 1941 года, то «зомбимобили» из постаполикалиптических фильмов. За их баранками уместнее смотрелись бы панки из «Безумного Макса», размахивающие цепями и потрясающие арбалетами. Впрочем, у украинцев еще всё впереди…

Цветник на обочине

Не хотелось бы накаркать недоброе, однако Украина начинает демонстрировать поведение стороны, проигрывающей войну. Это выражается в её стремлении погрозить врагу всемогущим «оружием возмездия» - разрушительным, но в принципе бесполезным. Такая роль теперь выпала САУ 2С7, более известной как «Пион», тоже поспешно снятой с хранения и срочно готовящейся переброске на восточный фронт.
«Пион», «Тюльпан», «Гиацинт», «Акация», «Гвоздика» - советские конструкторы самоходной артиллерии любили давать своим детищам лирические имена. Теперь весь этот цветник воюет на Донбассе. Ну, почти весь, поскольку восьмидюймовки (203-мм) тут пока еще не использовались.
У сепаратистов их нет – к счастью для украинской стороны, поскольку снаряды такого калибра могут разрушить любые из существующих у них укреплений, включая знаменитые подземелья Донецкого аэропорта. У украинцев теперь они появятся, но будут в принципе бесполезны ввиду отсутствия у сепаратистов должных целей. «Пион» уникален, если он работает по бункеру, в  любом ином случае его вполне заменят РСУ «Ураган» и тем более «Смерч».
Но у всей этой артиллерии, ствольной и реактивной, есть существенный недостаток: её точность оставляет желать лучшего, особенно с учетом профессионализма расчетов. В этом отношении данные артсистемы не сильно отличаются от своих предков времен Второй мировой и даже пушек Первой мировой войны. Отсюда и регулярно залетающие «не туда» снаряды и ракеты, поражающие жилые дома, школы, магазины.
А ведь со времен первой Иракской войны (1991) цивилизованный мир полагает, что конфликты должны вестись высокоточным оружием, тем более если это гражданские конфликты на своей территории, когда разрушения и жертвы мирного населения должны быть сведены к минимуму. Увы, о таком оружии Украина может только мечтать, хотя и обладает некоторым запасом еще советских управляемых ракет, например, Х-29.
Но они почему-то не используются. То ли генералы не хотят расходовать слишком дорогое оружие (от 7 тысяч долларов за штуку), то ли эти ракеты просто не из чего запускать, так как украинские ВВС  уже давно не совершали боевых вылетов. Тоже интересный вопрос: а почему?
Независимо от причины, мы имеем весьма неприглядную картину войны. Авиация не летает, высокоточные боеприпасы не используются, основным ударным оружием является кроющая по «квадратам» артиллерия - современные аналоги орудий и «катюш» Великой Отечественной, в бой уже посылают танки 60-х и бронетранспортеры 50-х годов, а также самодельные броневики. И всё это на фоне острой нехватки на фронте не только бронежилетов, средств связи и наблюдения, но и элементарного зимнего обмундирования. Кажется, что еще год войны – и её точно будут вести дубинами и топорами одетые в шкуры дикари.
И ведь что самое поразительное: это страна, которая обладала крупнейшими запасами вооружения, многие годы добивалась статуса мирового производителя и экспортера военной техники, заявляла себя авиационно-космической державой, у которой когда-то военных училищ было больше, чем бухгалтерских ВУЗов. Ну и где это всё?

Виктор Дяченко
http://www.from-ua.com/articles/331751- … voini.html