Что они ни делают, не идут дела…

Разрекламированный успех украинской власти с покупкой угля в ЮАР завершился чудовищным конфузом, соизмеримым с историей контракта на строительство газового терминала, заключенного с испанским лыжным инструктором.
Как стало известно, компания Steel Mont Trading Ltd, с которой был заключен нынешний угольный контракт, отказалась от дальнейших поставок. Причин -- две, хотя они, конечно, взаимосвязаны. Первая – банальна: украинская сторона не оплатила вовремя четвертое судно с углем, которое должно стать под разгрузку 25 ноября. Для тех, кто хоть немного представляет себе, каково иметь дело с украинским правительством, нет ничего неожиданного, да и, скажем прямо, – с точки зрения общепринятых норм ведения бизнеса, ничего экстраординарного в ней нет. Ведь задержки с проплатой в несколько дней (о большем сроке речь пока явно не идет) никогда не считались критическим поводом для разрыва отношений.
Поэтому ключевой следует признать вторую причину, названную директором "Укринтерэнерго" Владимиром Зиневичем. А именно: «репутационные» издержки, связанные с украинским контрактом. То есть сам факт деловых отношений с украинским правительством крайне негативно влияет на бизнес с другими партнерами, заставляя усомниться в добропорядочности данной фирмы, поскольку возникли подозрения, что при установке цены на южноафриканский уголь имел место банальный «откат».
Ведь начался же скандал с проведенных Генпрокуратурой обысков в Минтопэнерго и последующего вызова министра Юрия Продана на допрос. Прокуратура подозревает, что цена угля была завышена на 10 долларов за тонну. В итоге на заседании Кабмина 12 ноября состоялся весьма примечательный диалог:
- У нас что, остается только два варианта: покупать уголь у России или у террористов из ДНР и ЛНР? - спросил на заседании правительства министра топлива и энергетики Продана премьер Украины Яценюк.
- Нет, больше никаких вариантов не существует, - ответил министр.
- А если закупать уголь в Австралии? В США? - продолжал настаивать Яценюк.
Продан залепетал в ответ, что, дескать, поиски контрагента в этих странах займут не меньше полутора месяцев, а имеющийся на украинских складах уголь закончится раньше (КП)
Все это так. Даже физически организовать доставку угля из столь дальних стран за меньший срок невозможно, но главная проблема, очевидно, в том, что с Украиной без стопроцентной предоплаты никто более работать не хочет, да и с оной готовы к сотрудничеству далеко не все из опасений «репутационных» рисков.
В результате премьер разразился резкой тирадой: «В силу различных событий по так называемой проверке Украина потеряла сейчас возможность закупать уголь в других странах мира, кроме, как в России и с территорий, контролируемых ДНР и ЛНР. Я прошу Службу безопасности безотлагательно разобраться в ситуации, кто стоит за вопросом передела угольного рынка».
Хотя, что там разбираться – как известно, проверка была начата по прямому указанию Петра Порошенко, поручившего на заседании СНБО 4 ноября проверить в десятидневный срок «чистоту» контракта на поставку южноафриканского угля. Очевидно, что «принципиальность» президента была обусловлена парламентской «коалициадой» и слишком большими аппетитами премьера Арсения Яценюка, имеющего к контракту непосредственное отношение, - словом, банальной политической интригой.
Теперь нужно понимать, что ориентирующаяся на президента Генпрокуратура будет продолжать проверять (видимо, с ещё большим рвением) Кабмин и Минтопэнерго, а СБУ – уж и боязно сказать, кого. Во что может вылиться «угольный» конфликт между двумя первыми лицами государства с участием силовых структур, гадать не будем, но почти наверняка «разменной» фигурой в нем окажется нынешний министр энергетики.
Впрочем, «люстрированными» также могут стать и сами «люстраторы», если «под рукой» у их оппонентов окажется несколько сот вооруженных молодых людей, с чем сейчас не проблема. В общем, «угольные» разборки, скорее всего, быстро не закончатся и обещают наблюдателям немало «веселых» минут.
Печально только то, что мы, жители Украины, в данном случае не просто наблюдатели, и ощущать последствия сорванного отопительного сезона придется нам. А ведь скандал с африканским углем – лишь «вишенка на торте» безответственной и некомпетентной политики нынешней власти в энергетике, и не только.
И еще об одном итоге угольного скандала следует сказать. Все надежды на возрождение Украины трубадуры постмайданного режима связывают с  «европейскими» реформами, которые якобы устранят коррупцию и создадут благоприятный деловой климат, после чего инвесторы прямо-таки «ломанутся» к нам. Но, как видим, с Украиной и её нынешней властью заграница уже чурается вести отношения даже на уровне «купи-продай», поскольку это негативно влияет на репутацию.
Какие уж инвестиции… Извините за такую аналогию, но это все равно, что надеяться, что мужчина женится на женщине, с которой брезгует даже поцеловаться. А ведь другой власти, кроме делящих ныне портфели победителей Майдана, в обозримой перспективе не предвидится.

Александр ФИДЕЛЬ

http://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolo … t-dela.htm