Жителям Донбасса в правах человека отказано
Вчера
Впервые в истории независимой Украины власть открыто задекларировала, что права человека – гарантии которых закреплены в Конституции и ряде международных конвенций, ратифицированных Верховной Радой, — не гарантированы на всей территории страны.
Президент Украины – гарант «соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина» (ч. 2 ст. 102 Основного Закона) – подписал соответствующий указ.
Согласно документа Киев будет информировать Совет Европы о «вынужденном» применении Украиной в зоне АТО мер, нарушающих Европейскую конвенцию о защите прав человека.
Напомним, конвенция была подписана еще в 1950 г. в рамках Совета Европы и распространяется на всех его членов, в числе которых и Украина. За соблюдением конвенции следит один из органов Совета Европы — Европейский суд по правам человека.
В указе Президента Украины № 875/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях» среди прочего говорится:
«7. Министерству иностранных дел Украины:
1) совместно с Министерством юстиции Украины:
а) обеспечить в соответствии со статьей 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в недельный срок:
• направление заявления от имени Украины в адрес Генерального секретаря Совета Европы о принятии Украины на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с имеющейся общественной опасностью, угрожающей жизни нации, меры в отступление от обязательств Украины Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
• информирование Генерального секретаря Совета Европы о принятых Украиной мероприятиях и причины их применения;
б) осуществлять периодическое, но не реже раза в месяц информирование Генерального секретаря Совета Европы о состоянии безопасности ситуации в Донецкой и Луганской областях;
2) обеспечить информирование мирового сообщества, влиятельных иностранных политических, правительственных, деловых и культурных кругов, а также иностранных средств массовой информации о причинах отступления Украины на основании статьи 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от обязательств по настоящей Конвенции, а также о принятых Украиной мерах по преодолению сложной ситуации безопасности в Донецкой и Луганской областях.»
Как видим, в тексте указа прямо признается, что украинская сторона уже прибегала к мерам, идущим вразрез с Европейской конвенцией о защите прав человека. Теперь Киев намерен проинформировать генсека СЕ — что это были за «мероприятия» и «причины их применения».
Полагаю, такое решение вызвано рядом обстоятельств.
1. Ранее со стороны ООН, ОБСЕ, Красного Креста, многих правозащитных организаций (Human Rights Watch, Amnesty International, других) звучали обвинения в совершении украинской армией и добровольческими батальонами военных преступлений. Это наносило удар по имиджу властей Украины. Т. о. данный указ нацелен на «отмывку» этого имиджа на международной арене – мол, нарушали, но «вынужденно» и в «обстоятельствах, угрожающих жизни нации».
2. Есть опасения, что миллионы жителей Донбасса могут обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобами – оснований для которых создано более чем достаточно. Киев пытается упредить эти жалобы «разъяснениями».
3. Вывести из-под юридической ответственности тех бойцов ВСУ, Нацгвардии (включая подчиненные им добровольческие батальоны), кто совершил или готов совершить военные преступления — кого задним числом, а кому предоставить индульгенцию на будущее. Прежде всего властям политически невыгодно привлекать «отличившихся» к ответственности (многие из них к тому же недавние герои майдана) – по рейтингам ударит.
4. Украинская власть хочет обезопасить тех, кто отдает приказы, проще говоря – самое себя. Не думаю, что власть боятся ответственности в международных судах (ввиду наличия западной «крыши») — хотя, напомню, военно-политическое руководство бывшей Югославии судили в Гааге. Но власть в Киеве рано или поздно сменится, и вопрос об ответственности может быть поднят.
Поэтому Киев и хочет заручиться поддержкой Совета Европы. Если СЕ поддержит позицию официального Киева и согласится с тем, что украинская власть в своих действиях может отступать от Конвенции на основании ее статьи 15, то это впоследствии усилит правовую позицию Украины.
Что до самой статьи 15 Конвенции, то она звучит так:
«Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях
1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.
3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме».
Таким образом в конвенции есть статьи, от которых Украина не может отступать ни при каких обстоятельствах! А именно:
Статья 2: «Право на жизнь
1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».
Т.е. убивать безоружных – даже ввиду каких бы то ни было «особых обстоятельств» — украинская власть на востоке не может!
Статья 3: «Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
И от этого отступать нельзя. В т.ч., например, в ходе допросов. Добавим, что ранее правозащитные организации неоднократно обвиняли представителей добровольческих батальонов в применении пыток.
Пункт 1 статьи 4: «1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии».
Статья 7: «Наказание исключительно на основании закона 1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.
2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.»
Перечисленные положения Конвенции, еще раз подчеркнем, Украина нарушать не имеет права, несмотря ни на что.
Интересно будет услышать реакцию Совета Европы на такое решение официального Киева. Прежде всего – действительно ли Украина находится в «обстоятельствах, угрожающих жизни нации»? Настолько ли угрожающих, что можно не соблюдать права человека?
И вообще: готов ли Совет Европы создавать прецеденты подобного толка?
Cергей ЛОЗУНЬКО