«Линия Порошенко», или Стена украинского плача
17.11.2014
Почему украинские политики так увлеклись фортификацией?
"Если мы не можем победить Россию, то давайте от неё хотя бы отгородимся!" – такое послание украинских властей своему народу читается в новом национальном проекте «Стена». Мега-стройка призвана разделить две конфликтующие страны рвом и стальным забором, освоив при этом, по разным оценкам, от 500 миллионов гривен до 1,5 миллиарда долларов…
За высоким, за забором
Первые рвы на украино-российской границе появились еще в 2006 году, в эпоху президентства Ющенко и первого обострения отношений Киева и Москвы. Тогда в коридорах «оранжевой» власти национал-патриоты носились с идеей разорвать с Россией все мыслимые отношения, изолироваться от неё эдакой «великой стеной», и не только в политическом смысле. Правда, до строительства стены дело так и не дошло, ограничились несколькими десятками километров наспех вырытых рвов.
Энтузиастами затеи выступила Погранслужба, чей руководитель Николай Литвин, видимо, «отрабатывал» перед новой властью свою политическую амнистию: назначенный при Кучме в 2001 году, он благополучно пережил Майдан-2004 (как и его брат, спикер Владимир Литвин), трех президентов и оставался в должности до осени 2014-го.
Правда, обещанный противотанковый ров оказался обычной канавой, способной остановить разве что автомобиль. За 2-5 лет (в зависимости от типа грунта) её неукрепленные стенки размывались и осыпались, так что в настоящее время от тех «Литвиновых валов» остались лишь заросшие бурьяном колдобины. По существу, они являлись не фортификационными сооружениями, а, скорее, символом тогдашней политики – задиристой, позёрской и бестолковой…
Вновь о рвах вспомнили в марте 2014-го. Когда «зеленые человечки» Путина аннексировали Крым и подошли к границе Херсонской области, там кто-то оперативно выкатил пару бульдозеров и наспех вырыл несколько километров траншеи. Тоже сугубо символичной, призванной продемонстрировать «решительность украинских военных». Но в итоге это лишь подчеркнуло их небоеспособность.
Через несколько дней новоназначенный донецкий губернатор Сергей Тарута заявил о начале земляных работ на украино-российской границе в его области. В отличие от предыдущих фортификационных опытов Украины, «ров Таруты» был уже больше похож на оборонительное сооружение: при ширине 4 метра и глубиной 2, он являлся почти полноценным инженерным заграждением.
Стоит заметить, что Тарута оказался провидцем, а возможно, даже знал о дальнейшем развитии событий: пройдет несколько месяцев, и через этот участок границы действительно пойдет российская военная техника. Но защищать его было уже некому, да и ров остался так и не выкопанным. Одной из причин этого была высокая стоимость работ: Тарута первый заявил о том, что это стоит «дороже, чем 50 самолетов». Учитывая, что строительством должен был заниматься его брат, не исключено, что тогдашний губернатор рассчитывал устроить из этого успешный бизнес...
А в июне этого года со своим проектом «великой стены» выступила Днепропетровская ОГА во главе с Игорем Коломойским. «Мирную Финляндию от Сталина спасла линия Маннергейма», - заявил он, выложив на стол уже готовую смету на строительство защитной полосы вдоль всего украино-российского кордона.
Ров, решетчатый стальной забор и проволока под напряжением, наблюдательные вышки и противопехотные мины: полная стоимость «забора Коломойского» оценивалась им самим в 150 миллионов евро. По курсу стремительно падавшей национальной валюты – около двух миллиардов гривен! В стране таких лишних денег не было – по крайней мере, чтобы отдать их губернатору одной из областей, пусть даже взявшему на себя роль главного защитника Украины от сепаратизма. Поэтому проект Коломойского остался проектом, пищей для политических острот и журналистских фельетонов…
Однако в сентябре о начале реализации проекта «Стена» заявили в Кабмине. Похоже, что сделано это было на фоне провалившегося наступления ВСУ на Донбассе, по еще горячим следам Иловайской трагедии. Расписавшись в своем бессилии победить не то что Россию, но даже несколько тысяч её «добровольцев», украинская власть оставила идеи блицкрига, заключила перемирие и начала срочно окапываться.
Фортификационная лихорадка охватила всех: солдат, волонтеров, политиков. На фронте возводят полосы обороны с блиндажами и ДОТами, в тылу строят блокпосты до самого Киева, а вдоль границы с Россией решили всё-таки протянуть какие-то заграждения. Но в том-то и беда, что «какие-то»: по своей сути эта «стена Порошенко» представляет собой упрощенный вариант «забора Коломойского», который годился лишь на то, чтобы огораживать им автостоянки…
Копать или не копать?
Выставочный участок будущей «стены» посетил сам премьер Яценюк, который долго пытался перекусить стальною решетку какими-то педикюрными ножницами. Тщетность этой попытки привела его к неверному выводу: вместо идеи воспользоваться «болторезом» и вообще заняться физкультурой, в голове премьера возникла иллюзия несокрушимости и непреодолимости такого забора.
Разумеется, что телезрители, со смехом наблюдавшие за пыхтящим Арсением Петровичем, пришли к совершенно противоположному мнению. А поскольку в течение вот уже полугода различные прожекты «стен» и «рвов» на украино-российской границе преподносятся обывателям как средство абсолютной защиты от российского вторжения, то те, не будучи идиотами, поднимают эти канавы и заборы на смех. Свою долю в высмеивание этой затеи вносят и категорические противники любых моделей укрепленной границы с Россией, многие из которых еще верят, что с ней можно помириться и продолжать «сотрудничать». И уж совсем не до смеха тем, кто обоснованно полагает, что строительство «великой украинской стены» - это просто афера по распилу бюджетных средств.
В итоге этот проект так и не получил поддержки в обществе: его фанатами остались лишь политики, чиновники и национал-патриоты. Для последних его технические характеристики неинтересны, ведь для них он является, прежде всего, символом окончательного отделения от России. Таким образом, украинцы разделились на пассивное, критикующее «стену» большинство, и активное, власть имущее большинство, уже приступившее к её возведению.
Но где же истина? Нужна ли Украине укрепленная подобным образом граница или же это политический бред и бессмысленное зарывание денег в землю?
Вопреки заверениям противников фортификации, она актуальна даже в XXI веке, в эпоху современного, как нам кажется, оружия. Даже укрепления, создаваемые два столетия назад, такие, как парижская «стена Тьера», по сей день являются непреодолимой преградой для бронетехники. Чтобы создать наступательную переправу через широчайший ров с пятиметровым каменным эскарпом, потребовалось бы согнать целый парк инженерных машин. А за то время, пока бы они работали, обороняющиеся успели бы сосредоточить на этом участке огонь артиллерии или выдвинуть туда группу быстрого реагирования.
Рвы, стены, заборы, минные поля – всё это предназначено для того, чтобы не остановить, а лишь задержать движущегося противника. Это, образно выражаясь, лишь щит. Но любой щит хорош только для того, у кого есть меч и кто готовь драться, хотя бы обороняясь - в ином случае и щит будет просто бесполезен. Когда Коломойский вспоминал «линию Маннергейма», ему стоило бы заодно вспомнить, что финны не уклонялись от столкновений с Красной армией, а открывали огонь на поражение первыми, лишь завидев бойцов в остроконечных шапках. А вот ВСУ всячески избегают огневого контакта с частями российской армии, опасаясь ввязаться в открытую украино-российскую войну.
Представим, что на границе построена мощнейшая оборонительная полоса: настоящий противотанковый ров, надолбы, высоченный забор из стальных «клинков», все заминировано и опутано колючей проволокой, установлены видеокамеры и дистанционно управляемые пулеметы. И вот на неё прет колонна российской армии: впереди саперы и инженерные части, следом бронетехника, «КамАЗы» с солдатушками. Как поступит украинская сторона? Возможно, по эту сторону забора выйдет полковник Мамчур со своим батальоном – и они вновь спляшут перед россиянами гопака. Возможно, там будет бегать какой-то генерал с мегафоном и непрестанно голосить в него «останній раз попереджую: ви вторглися на терени незалежної української держави!». А возможно, птенцы гнезда Литвинова за малую мзду просто закроют на это глаза и не станут препятствовать вторжению.
Поэтому прежде, чем строить систему серьезных оборонительных заграждений, Украине прежде стоило бы обзавестись боеспособной армией и решительной властью, готовыми ударить по любому, кто начнет переползать через противотанковый ров. А значит, пока что не стоит даже заикаться об их строительстве.
Второй вопрос – стоимость и эффективность таких укреплений. По мнению некоторых аналитиков, на строительство «линии Порошенко» вдоль всей российской границы Украина потратила бы больше средств и времени, чем на воссоздание ядерного арсенала, который ей пока тоже не по карману. Кстати, стоит вспомнить, что «линия Мажино» дорого обошлась для французского бюджета. Да и небольшая «линия Маннергейма» на узком Карельском перешейке, с самыми простыми ДОТами, больно ударила по карману финских налогоплательщиков.
Всякие оборонительные линии вообще очень дорогое удовольствие. А вот их имитация – это просто бессмысленная трата средств. Но что именно создают сегодня на украино-российской границе, сказать трудно. Понятно одно: это не оборонительная линия, это даже не попытка задержать противника, потому что через эти канавы и легкий решетчатый забор может, не останавливаясь, проскочить любая гусеничная бронемашина.
Сами же политики и чиновники путаются в своих пояснениях и заявлениях. Если одни из них воинственно грозились не пустить в Украину российские войска, то другие говорили лишь о передвигающихся на автомобилях российских «террористах» и утверждали, что хотят построить аналог израильского «разделительного барьера».
Что ж, это идея, но пустая, поскольку все желающие попасть на территорию Донбасса российские «добровольцы» не петляют по лесным дорожкам, а спокойно пересекают границу через пограничные пропускные пункты. Ранее их пропускали украинские пограничники, теперь эти пункты захвачены сепаратистами. Кроме того, они могут без проблем въехать в Украину и через другие пункты пропуска, если только на плечах у них нет РПГ, а из рюкзака не торчит ствол автомата.
Третьи вежливо поясняли, что им просто обидно за державу, и они хотели бы с помощью канавы и забора бороться с контрабандистами. Однако, как и в случае с «террористами», профессиональные оптовые контрабандисты не ищут объездных дорог, их фуры и вагоны спокойно пересекают границу, потому что они заранее договорились с руководством погранслужбы. А строить укрепленную линию для того, чтобы задерживать перепуганного мужичка на старых «жигулях» с полным багажником сала – ну это просто смешно.
Одним из самых экзотических было обоснование казенных трат от министра агрополитики Игоря Швайки. Оный заявил, что «стена» защитит Черниговскую область от массового вторжения из России… диких кабанов. Которые, мол, являются опасными разносчиками свиной чумы, а потом угрожают украинским хавроньям.
Впрочем, не менее иронично воспринимаются и версии о строительстве «стены» для защиты от нелегальных мигрантов – по версии забора на американо-мексиканской границе. Однако там он действительно нужен, потому что «Хосе» ползут в Штаты, как муравьи, пытаясь пересечь границу на всем её протяжении. А вот въехать в Украину со стороны России, опять же, можно спокойно и через погранпост. Визовый режим с нашей агрессивной соседкой Киев так и не установил, поэтому и никаких нелегалов с её стороны просто быть не может. Да и после его введения (что повлечет за собой аналогичный ход Москвы) поток мигрантов, скорее, будет направлен не в Украину, а из неё…
Арсений Яценюк уже торжественно возвестил, что Украина стоит «восточную границу Европы». Вложив в этот эпатаж всё: стремление заявить об Украине как о части Европы, желание загнать Россию в чисто азиатские рамки и отделиться от неё забором и намерение уговорить Европу оплатить этот банкет.
«Мы привлекаем средства наших европейских партнеров. Сам проект - это 100% исключительно украинские товары и производство», - заявил Яценюк, не подумав, что тем самым огласил главный секрет украинской власти. Ведь этот проект, по сути, является обыкновенным бизнесом, причем покупателю предлагают совершенно ненужный ему товар. В отличие от Евро-2012, на котором очень хорошо заработали «попередники» Яценюка и который оставил после себя хотя бы несколько новых вокзалов и гостиниц, от «стены Порошенко» никакого толку не будет никому. Даже её назначение до сих пор точно неизвестно!
Тем не менее, европейцев уже раскрутили на двести с лишним миллионов гривен, и еще столько же будет взято из украинского бюджета. Однако есть мнение, что указанной сметой в 500 миллионов гривен нынешняя власть не ограничится – этих денег явно не хватит всем желающим олигархам и чиновникам, жаждущим погреть руки на очередной стройке века. Вполне возможно, что на неё могут направить «свободные» средства, оставшиеся от иностранных кредитов после выплаты долгов по предыдущим, а это около полутора миллиардов долларов. А также привлечь средства военного налога.
Словом, те люди, которые несколько лет назад успешно потратили бюджетный миллиард на борьбу со свиным гриппом, теперь обувают страну на еще одну кругленькую сумму, чтобы построить пограничную «стену», которая, будь она построена грамотно, в соответствии со своим назначением, еще могла бы послужить державе. Но будучи лишь бессмысленной имитацией, она станет украинской стеной плача по бездарно профуканным деньгам…
Виктор Дяченко
http://www.from-ua.com/articles/329968- … lacha.html