Из жизни Л.Х.Н.
---
Интервью
Гендиректор завода имени Малышева - об АТО, сокращениях и рейдерском захвате
Алексей Грищенко
"STATUS QUO", Харьков, 02.09.2014, 17:48
Завод имени Малышева, белов, ато, продукция для ато, кб морозова21 августа генеральным директором ГП "Завод им.Малышева" (Харьков) был назначен Николай Белов. Завод является основой бронетанкостроения Украины. Он специализируется на выпуске и модернизации тяжелой и легкой бронетехники для Минобороны Украины и иностранных заказчиков. Это танк БМ "Оплот", модернизация танка Т-64 до вида БМ "Булат", бронетранспортеры БТР-4, модернизация бронетранспортеров БТР-50. Основную номенклатуру продукции гражданского назначения составляют тепловозные дизели и запчасти к ним.
Новому директору, который на заводе Малышева начал работать еще в 1997 году, не нужно время, чтобы войти в курс дела, поэтому он сразу после назначения согласился дать комментарии относительно ситуации на заводе.
Бронетехника для АТО
- В целом у завода заказов на 4,3 млрд. грн., но основная их часть приходится на таиландский контракт на поставку танков "Оплот". Этот контракт очень важен, но сейчас главная задача для меня - организовать производство и поставку современной бронетехники для армии Украины. Есть контракт на модернизацию танков Т-64 до уровня Т-64Б1М, контракт на производство 10 новых танков "Оплот" и БТР-4 для армии. Будут другие контракты, в частности, ожидается заказ на производство "Дозоров-Б". Готовится партия БТР-4 для отправки в зону АТО для Нацгвардии, машины, условно говоря, проходят покраску. Часть БТР поставит завод им.Малышева, часть – ГП "Харьковское КБ им.Морозова" (ХКБМ). Отмечу, что БТР производится на опытном заводе ХКБМ им.Морозова. На заводе им.Малышева освоено серийное производство основных узлов и сборка БТР, которую ведут в том цеху, где производится сборка танков.
Что касается заказа на модернизацию Т-64 для армии, то минимальная партия составит 10 машин, но в зависимости от финансовых возможностей заказчика и ситуации в зоне АТО заказ может быть увеличен до 100. На заводе также ремонтируют технику, которая была повреждена в зоне АТО, производят новые решетчатые экраны для защиты от обстрела из гранатометов.
Завод готов работать хоть и круглосуточно, чтобы удовлетворять потребности армии, но нужен четкий заказ, подтвержденный финансированием, которого пока нет. Проблема в том, что в последние полтора года завод начал судиться с Минобороны. А по закону Госказначейство не может перечислять деньги на предприятие, если идет судебный процесс. Эта проблема - с судебными исками - решаема, просто этим вопросом не занимались. Нужно ехать в Минобороны, общаться с ответственными за финансирование военными, и за две недели вопрос будет решен. В целом моя задача - наладить рабочие, стабильные и оперативные горизонтальные связи с Минобороны и МВД.
Оборонное производство
- Напомню, что объем наших заказов на сегодня составляет 4,3 млрд. грн. Но если в 2012 г. объемы производства составляли 250 млн. грн., в 2013-м, благодаря отгрузке пяти танков на экспорт, - 300 млн. грн., то за первое полугодие 2014 г. - всего 23 млн. грн. При этом точка безубыточности составляет для завода 500 млн. грн. объемов производства в год, и наша задача - достигнуть ее. А план производства на 2015 г. - около миллиарда гривен. Поэтому сейчас главная цель - упорядочить производственные процессы. Предыдущая команда была склонна к развитию ремонтных технологий, но завод им.Малышева - серийное предприятие, а это совершенно другое направление. На заводе восстанавливают производственные процессы, в ближайшее время будет запущен сталелитейный цех, так как нам очень нужно отливать броневые детали.
От нашего завода зависит работа многих других предприятий. Мы будем давать им заказы, и это будут не только входящие в "Укроборонпром" заводы. Сотрудничаем, например, с ГНПО "Коммунар", которое входит в Государственное космическое агентство и производит для нас системы управления бронетехники.
На заводе им.Малышева очень много свободных площадей, поэтому была идея сосредоточить на этих территориях производство всего того, что завод получает по кооперации. Но производить электронику на заводе им.Малышева было бы неправильно. Это совсем другая технологическая культура. А вот что нам близко - так это производство брони. Сейчас мы осваиваем технологию изготовления корпусов для "Дозоров". Это небольшие бронированные автомобили, сконструированные в КБ им.Морозова. Завод им.Малышева традиционно производил мощную броню для танков, а для тонкой брони существуют свои особые технологии. Одна из таких применяется на Лозовском кузнечно-механическом заводе. Мы разработали свою технологию. Думаю, проблем с нашей броней не будет. Есть особые моменты с броней, когда человек должен чувствовать, что с ней происходит, и у нас такие специалисты сохранились. Проблем в организации производства "Дозоров" мы не видим, как не видят их и в КБ им.Морозова. Главный вопрос - кто будет покупать эти машины.
Гражданская продукция
- Производство гражданской продукции на заводе полностью прекратили. Персонал ушел, но станки остались. В первую очередь будем восстанавливать производство дизелей Д100, приглашать работников. Школа дизелестроения в Харькове сохранилась на базе Харьковского политехнического института, так что все можно восстановить. Есть заказы на поставку дизелей для тепловозов, работающих на горнообогатительных комбинатах Украины, потенциальный потребитель также - Одесская железная дорога, где эксплуатируется около 200 секций тепловозов ТЭ10. По-прежнему нуждается в запчастях для Д100 Казахстан. Хотя они организовали у себя производство тепловозов с другими дизелями, но старые еще работают. Закупает запчасти, в том числе коленвалы, Туркмения. Очень хорошо зарекомендовал себя дизель 4Д80Б, который устанавливают на маневровом тепловозе ЧМЭЗ. Тепловоз получает как бы вторую жизнь, железнодорожники очень довольны. А вот дизель Д80, которых выпустили всего 20 штук, нужно основательно дорабатывать.
Что касается оборудования для нефтегазовой промышленности, то оно не сохранилось. Было много разработок, но увлеклись гигантоманией. В результате буровую вышку А125, которую строили по контракту с НАК "Нефтегаз", под нагрузкой так и не испытали.
Была еще одна тема - оборудование для добычи угля. Бурошнековые конвейеры были поставлены в Китай, после чего там организовали свое производство, отказавшись от наших услуг. Украинские шахты отнеслись к бурошнековым конвейерам как к вспомогательному оборудованию, и деньги на них не выделяли.
Броня крепка?
- После истории с Иракским контрактом общественность обеспокоилась надежностью техники, которую производят на заводе им.Малышева. Это и понятно, ведь сейчас предприятие поставляет технику для нашей армии. Хочу успокоить людей: наша техника - одна из самых надежных в мире. Что касается причин отказа Ирака принять БТР-4, то дело совсем не в трещинах, которые были обнаружены в броне. Профессионалы знают, что корпус бронетранспортера около года "гуляет", пока не установится окончательно. Это происходит потому, что при сварке в металле возникают внутренние напряжения, которые постепенно исчезают. Может, например, неправильно закрываться дверь из-за деформации корпуса или могут появиться трещины, как в случае с Ираком. Есть технологии устранения трещин и последствий деформаций корпуса в целом, о них знают все строители бронетехники. В случае с иракским контрактом вопросы нужно задавать прежнему руководству "Укроборонпрома": были большие проблемы во взаимоотношениях посредников, руководства "Укроборонпрома" и окончательного заказчика, были внутренние проблемы в "Укроборонпроме". Сейчас все эти проблемы устранены.
...
Есть идеи сотрудничества с иностранными производителями бронетехники. Я общался с представителями польского концерна "Бумер". Их позиции сильно ослабило решение правительства закупать импортные танки "Лепард", но они продолжают работать, у них много интересных решений, и, может быть, мы будем с ними плотно сотрудничать даже и в кооперации. Если будет нужно, то мы сможем поставлять технику по стандартам НАТО. Если этого не потребуется, то у нас есть много других заказчиков.
Кадры
- Работа на заводе в целом идет стабильно, но есть долг по зарплате за два месяца - июнь и июль. Зарплату за июнь погасим в ближайшее время. Кроме того, будем выплачивать премии тем, кто работает в полторы и две смены. Отмечу, что мы не заставляем людей работать - они сами остаются.
К сожалению, если в 2012 г. на заводе работало 4 тысячи человек, то сейчас - только 2,5 тысячи. На предприятии ввели трехдневный режим работы, отменили надбавки специалистам, которых нужно удерживать. Многие уволились: мы потеряли почти всю технологическую службу, большие потери среди станочников. Но после начала этого кризиса прошло только два месяца, и люди еще не успели укорениться на новых местах. Я постараюсь вернуть их на завод.
Всего планируется набрать только инженеров около 100 человек, не снимается проблема станочников. Будем обращаться за помощью в наши профильные вузы; аэрокосмический университет, ХПИ и автодорожный. Рассматриваем и возможность привлечения выпускников техникумов. Но сейчас, прежде всего, нужны инженеры, и вот почему. Например, наш главный технолог Николай Гожев - специалист высочайшего класса. С ним пройден серьезный путь от разработки проекта участия в турецком тендере до проекта пакистанской ремонтной базы. Но его возраст - 65 лет, и ему нужна помощь в работе на компьютере. Так что без инженеров новой формации нам будет очень сложно. Приглашая людей на завод, обещаю, что зарплату будем платить в срок, и ее уровень будет достойным.
...
Внешние риски
- Ничего критического, что может повлиять на работу завода, не предвидится, хотя сложности есть. Если взять, например, энергоносители, то завод не сможет использовать газ для отопления цехов, как это было раньше: газ для нас очень дорог. Поэтому разработаны варианты отопления отдельно для некоторых цехов, будет применяться дровяное отопление булерьянами на небольших участках, которые нельзя перенести в другие отапливаемые цеха.
А вот, например, ситуация с валютой, которую по постановлению НБУ нужно будет продавать в полном объеме, для нас вообще не критична. Валюта у нас никогда не задерживалась, поэтому нам все равно - сдавать по частям или всю сразу. На счетах деньги задерживаться не должны. Единственная может быть проблема, если нужно будет закупать что-то за рубежом. Но мы сейчас этого практически не делаем.