Фейк-пропаганда
№43(719) 23 — 29 октября 2014 г. Вчера
Многие читатели, очевидно, уже знакомы с результатами исследования, проведенного недавно мониторинговой службой «Украинское общество» совместно с Институтом социологии Национальной академии наук Украины.
«Диктаторский режим»
И тем не менее вкратце напомню данные, которые озвучила завотделом социологии, культуры и массовой коммуникации Института социологии НАНУ Наталья Костенко: если еще в прошлом году 37% украинцев доверяли массмедиа и 29% не доверяли, то на данный момент лишь 25% граждан доверяют СМИ, а 47% не доверяют. Кроме того, отметила г-жа Костенко, подобный мониторинг Институт социологии ведет с 1994 г., и «за все время наблюдения впервые зафиксирована такая ситуация, когда уровень недоверия превышает уровень доверия к медиа».
По сути это приговор майданной власти. Это оценка и той «демократии», и «свободе», и в целом тем «европейским ценностям», которые «расцвели» на Украине после прихода к власти сил, декларировавших свою глубокую приверженность всему вышеперечисленному.
Итоги исследования неумолимо свидетельствуют: до победы майдана — при «диктаторском режиме Януковича» — СМИ были честнее и объективнее, менее ангажированны и предвзяты, полнее освещали происходящее. Соответственно и доверия к ним было больше. А честность и объективность СМИ — важные составляющие и такого понятия, как свобода слова.
И, полагаю, любой, кто регулярно смотрит украинское телевидение, слушает радио, читает газеты, не мог не отметить: альтернативных точек зрения стало на порядок меньше! И то они в большинстве своем представлены лишь в печатных СМИ и в интернете.
По сути в стране установлен майданный тоталитарный режим — особенно это заметно на телевидении: все «разнообразие» точек зрения сводится к тому, что «майдан — это хорошо», «антимайдан — это плохо», «Европа — это наше все» и т. п. А до недавнего времени была еще одна: «война на Донбассе, и никаких переговоров!» Напомню, за призывы к миру в Верховной Раде народных депутатов даже избивали!
И у политиков, и у экспертов, и у журналистов, присутствующих в общенациональном информпространстве, у всех одна и та же — промайданная, прозападная точка зрения. Расхождения лишь в оттенках.
С телеэкранов исчезли реальные, основанные на отстаивании противоположных позиций политические дискуссии. Резко сократилось количество альтернативных источников информации. В частности, под политическую цензуру — в нарушение международных конвенций (что отмечали ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС, госдеп США) — попали российские телеканалы.
Майданные «демократы» выступили в качестве держиморд, наделивших себя правом решать: что позволительно смотреть и слушать «свободному» украинцу, а что нет. Кроме того, украинских граждан майданная власть явно не уважает, если не сказать — презирает, если демонстрирует своими цензурными действиями сомнение в их (украинских граждан) умственных способностях: граждане-де сами не в состоянии отличить правду от лжи и разобраться в том, что происходит.
Результат не заставил себя долго ждать: доверие к украинским СМИ на самом низком уровне за 20 лет! Откат в таких вещах, как демократия, свобода, права человека (а право получать информацию — одно из базовых), колоссальный!
Как уже отмечено, при «диктаторском режиме Януковича» средства массовой информации, по мнению граждан, врали намного меньше. Но данные исследования свидетельствуют еще об одном: пока в нашем телеэфире присутствовали российские телеканалы — граждане Украины получали больше достоверной информации! Соответственно в большей степени доверяли медиа.
Вообще цензурные запреты — самое глупое, что смогли придумать бездарные майданные бойцы информационного фронта. Впрочем, не сомневаюсь, за цензуру они и ухватились именно вследствие своей бездарности и неспособности с аргументами в руках противостоять оппонентам.
Но на дворе XXI век! Век информационных технологий. Спутниковое телевидение, интернет, мобильная связь. Остановить информационные потоки — задача невыполнимая. Ну разве что превратить Украину в Северную Корею. И то вряд ли получится — все-таки при «диктаторских режимах» Кучмы и Януковича был создан определенный задел в области свободы получения информации, который просто так не ликвидируешь.
Таким образом, цензурные запреты только выставили майданную власть в неприглядном свете, подорвали доверие как к ней самой, так и к информации, распространяемой в «разрешенных» СМИ (особенно в регионах юга и востока Украины).
Майданная пропаганда потерпела полное фиаско. Ведь ключевое для любого пропагандиста — доверие тех, кто потребляет пропаганду (читателя, слушателя, зрителя). Если доверия нет, то пропаганда дает обратный эффект: то, что пропагандист подает в качестве «белого», будет восприниматься как «черное», и наоборот.
Однако от лирики — общих рассуждений, к физике — конкретике. Разберем один пример, наглядно демонстрирующий, что у граждан есть весомые причины не доверять украинским промайданным СМИ.
Обстрел шахты «Комсомолец Донбасса»
18 октября в очередной раз подверглась артобстрелу шахта «Комсомолец Донбасса», расположенная в Кировске Донецкой обл. Принадлежит предприятие компании ДТЭК. Вследствие обстрела шахта была обесточена, 7 горняков оказались под землей. Но в этот раз все закончилось успешно: никто не погиб и не был покалечен. При помощи дизельного генератора людей подняли на поверхность и эвакуировали в безопасное место. Однако материальный ущерб нанесен существенный.
Отметим, что шахта оказывалась в районе боевых действий еще летом и вынуждена была прекратить работу. Без работы остались 4 тыс. человек. Ряд горных выработок были затоплены вследствие обесточивания. С наступлением перемирия после подписания Минского протокола компания начала интенсивные восстановительные работы. Было восстановлено основное и резервное электроснабжение, откачана вода, нормализована работа вентиляции, устранены наиболее критические повреждения. В середине октября планировали начать добывать уголь. Увы...
Что сообщают по поводу инцидента 18 октября на шахте «Комсомолец Донбасса» «честные и свободные» СМИ? Они рассказывают публике, что шахта была обстреляна ополченцами.
Например, агентство Facenews 19 октября в 10.55 размещает новость: «Больше недели боевики непрерывно обстреливают одну из крупнейших шахт Украины». (wwwfacenews.ua) Как следует из сообщения, оно основано на данных УНИАН и пресс-службы ДТЭК.
А вот «Українські Новини», сообщение от 19 октября в 14.46: «Террористы обстреляли шахту «ДТЭК Комсомолец Донбасса». (Украинские новости) И вновь ссылка на пресс-службу ДТЭК.
«Украинская правда» поступила несколько тоньше — решила опустить этот момент — кто именно обстрелял 19 октября, 11.27: «Шахта Ахметова попала под обстрел и обесточена». (Экономическая правда) Просто: шахта «попала под обстрел и обесточена». Под чей обстрел? Марсиан? Или, быть может, террористов ИГИЛ? Неизвестно. Кто-то шахту обстрелял, а кто — читателю не сообщают, пусть сам «додумается»... При том что и «УП» ссылается на заявление пресс-службы ДТЭК.
Ну что ж, идем непосредственно к заявлению пресс-службы ДТЭК от 18 октября, на которое ссылались как на первоисточник все три упомянутых нами «честных» и «объективных» информагентства промайданного толка.
Кроме того, что шахта была обстреляна, что ей причинены повреждения и что под землей едва не оказались похоронены заживо 7 горняков, в сообщении пресс-службы ДТЭК имеется и такой текст, который в упор не рассмотрели (а точнее — не пожелали рассмотреть) вышецитированные новостные агентства:
«Артиллерия не щадит ни людей, ни шахту. Каждый снаряд убивает предприятие. После полуторамесячного восстановления предприятие уже могло бы работать двумя лавами. Вечером 9 октября мы успели добыть первые 300 т угля. И тут же утром 10 октября начались обстрелы, которые с тех пор не прекращаются. На шахте сейчас минимум персонала, но люди из окон своих домов видят, как расстреливают их предприятие. И видят, что снаряды летят с северной стороны. Возможно, артиллерия и целится куда-то рядом с шахтой. Но снаряды попадают именно в нее. Ущерб от обстрелов пока что сложно посчитать, потому что под обстрелами нельзя все осмотреть». (wwwdtek.com)
Что значит — расстрел шахты производился «с северной стороны»? А это значит, что со стороны украинской армии.
В ДТЭК просто не стали называть вещи своими именами, а лишь подали намек — кто и откуда. Хотя, конечно же, и для жителей Донбасса, и для представителей СМИ, освещающих ситуацию на востоке, это был тонкий намек. Проще говоря: все всё поняли. Но «честные» и «объективные» тем не менее предпочли запускать в информпространство лживые сведения — возлагая вину одних на других.
Более того. Тогда же 18 октября в прямом эфире телеканала «112» руководитель антикризисного штаба ДТЭК Дмитрий Сахарук дал телефонный комментарий по поводу произошедшего. Желающие могут просмотреть эти видеокадры.(112.ua)
Процитирую только одну фразу г-на Сахарука: «Обстрел велся с севера, из района села Малая Орловка, шахта «Донецкая», из района, который контролируется вооруженными силами Украины».
Т. е. уже к вечеру 18 октября непосредственными очевидцами событий были расставлены все точки над «і» относительно того, кто обстрелял шахту: украинская армия. Но «свободная» пресса и 19 октября (обратите внимание на время выхода новостей) несла в массы неправдивую информацию.
Но если здесь имело место столь наглое извращение информации относительно виновников обстрела невоенных объектов — где гарантия, что в других случаях было иначе?
В связи с этой историей хотелось бы обратить внимание и на ряд других моментов.
Так, ежедневно, начиная с подписания протокола о перемирии, украинские «разрешенные» СМИ сообщают, что ополченцы нарушают режим прекращения огня. Ополченцы, и только они! А украинская армия или вообще не стреляет, или иногда — и то строго в ответ.
Спрашивается: в какой «ответ» (и кому?!) украинская тяжелая артиллерия обстреливала шахту «Комсомолец Донбасса», если, кроме персонала, там никого не было и никто оттуда в принципе не мог стрелять по украинским войскам?
Наконец, в свете этой ситуации: кто несет ответственность за многочисленные разрушения на Донбассе (суммы на восстановление которого уже исчисляются миллиардами долларов)? И по чьей вине украинские граждане будут мерзнуть предстоящей зимой?
Та же шахта «Комсомолец Донбасса» добывает специфический т. н. тощий уголь для Криворожской и Приднепровской ТЭС. На Криворожской ТЭС сейчас всего 85 тыс. т угля (9% необходимого объема), на Приднепровской — 40 тыс. т (8% потребности). Если указанные ТЭС не будут обеспечены углем — без электроэнергии может остаться Днепропетровщина и соседние области: и население, и крупные промышленные объекты, включая металлургические и горно-обогатительные комбинаты, химические предприятия.
Этими вопросами задаются хотя бы в украинском руководстве (о «чест-ных» СМИ, занимающихся фейк-пропагандой, не упоминаю) — которому отвечать за положение дел в стране?
Cергей ЛОЗУНЬКО