Рыба с гнилой головой
№41(717) 9 — 15 октября 2014 г.
На встрече с представителями крупных иностранных компаний (т. е. с потенциальными инвесторами в нашу экономику) президенту Порошенко и премьеру Яценюку пришлось услышать неожиданные претензии.
В разговоре о бизнес-климате и свободе предпринимательской деятельности в Украине иностранцы высказали свое возмущение по части соответствия демократическим стандартам грядущих парламентских выборов. А также относительно чистоты партийных списков пропрезидентской и пропремьерской политических сил.
Тон дискуссии задал глава инвестиционной компании Dragon Capital Томас Фиала. По его словам, несмотря на громкие декларации властей предержащих о проведении честных выборов, места в партийных списках продавались по $3—4 млн. «И я имею в виду все партийные списки, включая ваши», — подчеркнул Фиала, обращаясь к Яценюку и Порошенко.
Казалось бы, при чем тут продажа мест в партийных списках — и бизнес-климат?.. А все дело в доверии. Если власть сначала обещает честные выборы и чистые списки (как минимум те, к формированию которых имеет непосредственное отношение), но затем декларации расходятся с реалиями — можно ли верить всем остальным словам руководства страны?
Настороженность инвесторов вполне логична. Сегодня власть не выполняет обещания относительно честных выборов — завтра будет то же самое с лозунгами о борьбе с коррупцией, утверждении верховенства права, прозрачных и равных для всех условий ведения бизнеса.
Из уст Петра Порошенко мы слышали много красивых фраз о том, как страна вот-вот «заживет по-новому». Толкать спичи Петр Алексеевич умеет. Однако мне он все больше и больше напоминает своего кума Виктора Ющенко. Тот тоже мог часами рассказывать о высоких материях, растекаться мыслию по древу о демократии, свободе, европейских стандартах... И все это на фоне вопиющего неуважения к Конституции и законам.
Лично я нисколько не сомневаюсь, что и от нынешнего президента Украина получит такую же «жизнь по-новому». Буду рад ошибиться в прогнозах, и тем не менее — не верю в Порошенко-реформатора и убежден, что из его «Стратегии-2020» выйдет полный пшик.
Народная мудрость гласит, что рыба гниет с головы. Но у такой «рыбы», как Украина, голова уже гнилая. Со всеми вытекающими последствиями для страны.
Словоблудие о реформах мы слышим уже много лет. Каких только грандиозных программ и наполеоновских планов не было представлено публике за годы независимости! А в итоге, как говорил Кравчук, имеем то, что имеем.
Любая реформа должна начинаться с себя. Для президента, для власти в целом — это прежде всего строгое и неукоснительное соблюдение Конституции и законов, четкое исполнение своих обязанностей и функционального предназначения.
Как показывает наш опыт, если глава государства в самом начале своей каденции вольно обращается с законодательством, то и впредь будет то же самое. И мотивация не имеет значения. Сегодня — выборы, рейтинги, желание угодить толпе, а завтра найдутся иные «не менее веские» причины. Это как у алкоголика повод выпить.
Какова погудка — такова и пляска. Как начинается президентство — так оно и продолжится...
3 октября президент посетил Львов. Как бы с рабочей поездкой. Как бы — потому что выступление г-на Порошенко во Львовском национальном университете (ключевая часть визита) оказалось не чем иным, как предвыборной агитацией. Львиная доля речи президента была посвящена тому, какие великие свершения ожидают Украину после избрания нового парламента — в котором партия «Блок Петра Порошенко» намерена взять наибольшее количество мест. Презентованная несколькими днями ранее «Стратегия-2020» теперь стала главной предвыборной фишкой БПП. Видимо, неслучайно этот документ был озвучен не в начале президентства, не летом, а именно под выборы.
Во Львове президент позволил себе ряд, мягко говоря, странных заявлений. Например: «Я абсолютно уверен, в новой Верховной Раде не будет Коммунистической партии», — с пафосом объявил Порошенко, сорвав аплодисменты.
А чего же шансы других политических сил не прокомментировал? Прошелся бы по всему списку участников выборов: эти попадут в ВР, эти не попадут. Расставил бы, как говорят, по жиру и ранжиру.
В принципе президент вообще не должен был даже заикаться о шансах той или иной партии на прохождение в ВР. По той простой причине, что главе государства запрещено заниматься агитацией (или контрагитацией) на парламентских выборах. Тем не менее. Еще можно было бы как-то понять, если бы он сказал что-то вроде «я полагаю» или «я надеюсь» (что КПУ, мол, не будет в Раде). А тут категорически и безапелляционно: «я абсолютно уверен»!
Откуда, позвольте спросить, такая уверенность? Порошенко что-то такое знает о готовящихся фальсификациях в ходе выборов, которые не позволят КПУ попасть в Верховную Раду? Ведь только при таком условии — если со стороны власти поступил соответствующий «заказ» на коммунистов — можно делать столь категоричные заявления.
Иными словами: президент публично позволил себе предопределить итоги выборов. Оказывается, именно он, а не избиратель, решает — кому в парламенте быть, а кому нет.
Г-н Порошенко, извините за грубость, показал большой кукиш сотням тысяч, а то и миллионам избирателей, намеревающихся отдать свой голос за Компартию: голосуй не голосуй, все равно получишь... «европейскую демократию».
Боле того — заявление президента вполне может быть воспринято как сигнал для действий. И чиновники задействуют административный ресурс, чтобы помешать Компартии пройти в парламент. А национал-экстремисты способны узреть в словах Порошенко гарантии полной безнаказанности за бесчинства в отношении КПУ (кстати, ни один из тех подонков, что громили с начала года офисы партии, чинили расправы над ее активистами, не наказан).
Подчеркну: это выступал не журналист, не политолог, даже не рядовой политик, а глава государства — являющийся гарантом «додержання Конституції України, прав і свобод людини і громадянина» (ч. 2 ст. 102 Основного Закона).
Вообще во Львовском национальном университете из уст Петра Порошенко прозвучало много странных пассажей. Например, он пооткровенничал, что принял решение о роспуске парламента после того, как «всего лишь 228 депутатов проголосовали за признание ЛНР и ДНР террористическими организациями».
Не будем даже углубляться в тему — с кем теперь власть ведет то ли переговоры, то ли консультации о прекращении огня, с кем собирается договариваться о будущем Донбасса в составе Украины. Заметим только, что данные переговоры можно было бы начать значительно раньше (что сохранило бы тысячи жизней) — не настаивай власть на тезисе «это террористы, а с ними никаких переговоров».
Но дело даже не в этом, а в представлениях главы государства о парламентской демократии, о его уважении к Основному Закону. Ведь решение президента объявлять или не объявлять досрочные выборы может базироваться только на конституционных основаниях, исчерпывающий перечень которых указан в ст. 90. Не может гарант исполнения Конституции при принятии решений ориентироваться на политическую целесообразность, на свои предпочтения и персональное отношение к позиции того или иного депутата (группы депутатов).
Основной Закон четко определяет: голосовать или не голосовать (за что бы то ни было) — это право депутата, это его личная позиция. Человек, наделенный мандатом от избирателя (а не от президента!), сам решает — что, на его взгляд, соответствует интересам народа и государства, а что нет. Президент же, очевидно, уверен, что есть некое единственно верное мнение, на которое все должны ориентироваться и которое все должны поддерживать. Но ведь это же не демократия, а тоталитаризм.
Так вот, возвращаясь к словам Порошенко о его «абсолютной уверенности», что в следующей Верховной Раде «не будет Коммунистической партии».
Настоящий президент, осознающий весь груз своей ответственности, мог бы позволить себе сказать максимум следующее: я не разделяю позиции КПУ, не являюсь сторонником коммунистической идеологии, но я сделаю все от меня зависящее, чтобы обеспечить Компартии (равно и всем остальным политическим силам) полноценное участие в выборах.
Но ничего подобного не прозвучало.
Что, впрочем, и понятно. Пришлось бы объяснять — почему в ходе «честных, открытых и свободных» выборов ряд политических сил, оппозиционных нынешней власти, не могут вести элементарную агитацию. Предвыборные штабы подвергаются погромам (как это было с КПУ на Волыни). Партии не имеют возможности проводить свои акции (вспомним нападение на организованный коммунистами марш мира в Харькове). Кандидатов в депутаты зверски избивают (нападение на Нестора Шуфрича в Одессе).
Если экстремисты покушаются на известного политика, депутата Верховной Рады — то что убережет рядовых оппозиционеров? О какой свободной и демократичной избирательной кампании может идти речь?
А ведь обеспечение выборов — это, согласно Основному Закону, прямая обязанность президента. Но вместо того чтобы направить свои усилия на реализацию конституционных свобод и гарантий, «гарант» всецело погрузился в избирательную кампанию своей политической силы. Да еще и позволяет себе совершенно недопустимые заявления.
Cергей ЛОЗУНЬКО