Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждает, что в следующие десять лет Евросоюз потеряет четверть объёма электроэнергии из-за закрытия устаревших электростанций - Евросоюз подвержен серьёзному риску отключений энергоснабжения и может потерять контроль над энергобезопасностью, если не внесёт кардинальные коррективы в свои беспорядочные законы.

«Сегодня в Европе в один прекрасный момент могут просто отключить свет. И это не шутка», – сказал Фатих Бирол (Fatih Birol), главный экономист Международного энергетического агентства.

Фатих Бирол также сообщил, что в следующие десять лет Евросоюз потеряет четверть объёма электроэнергии из-за закрытия устаревших электростанций и сокращения энергоснабжения на 150 гигаватт. К тому же из-за неэффективной структуры ценообразования в европейской электроэнергетической отрасли энергетические компании оказались в таком глубоком кризисе, что сегодня они не способны финансировать новые проекты. «Оптовые цены на электроэнергию на 20% ниже затрат на регенерацию, поэтому никто не берётся вкладывать средства. Европейскому правительству следует тщательно изучить структуру энергетического рынка», – сказал он.

Представители МЭА заявили, что миру потребуется 48 трлн долларов США для преодоления кризисной ситуации к 2035 году и предупредили, что дешёвой энергии больше не будет, поскольку нефтегазовые компании уже истощили месторождения с легко извлекаемыми запасами. Капитальные затраты выросли в два раза за последние десять лет. Более 80% всего объёма инвестиций нефтяных компаний идут на замещение истощённых месторождений.

Пока совершенно не ясно, хватит ли у нефтяных государств на Ближнем Востоке средств для инвестирования в дополнительные мощности – сегодня нефтяные доходы с огромной скоростью тратятся на финансирование социальных программ и субсидии. Цена нефти, обеспечивающая безубыточность для бюджета нефтяных компаний в регионе, достигает почти 100 долларов США за баррель.

МЭА также полагает, что проблема должна быть решена с помощью активного финансирования солнечной энергетики, гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии, на долю которых должно приходиться 60% всего объёма новых инвестиций. Остальное зависит от мер по повышению энергоэффективности автомобильного транспорта, холодильного оборудования и изоляционных материалов, инвестиции в которые вырастут со 130 млрд долларов США сегодня до 550 млрд долларов США в 2035 году. Это дешевле, чем добывать газ в Арктике или Среднеатлантическом регионе США.

Мировые запасы угля могут с избытком покрыть все потребности в энергоносителях, но это самое экологически вредное топливо с неразвитой технологией улавливания и захоронения углекислого газа (CSS). Представители МЭА сказали, что если не отучить мир от угля, то цели по сокращению объёма выбросов углекислого газа и предотвращению глобального потепления на 2 °С к 2100 году будут недостижимы.

Из-за нынешних законов в области энергетики температура повысится на 4 °С. Некоторые учёные заявляют, что этот уровень спровоцирует цепную реакцию, поскольку из-за таяния ледников в Гренландии и Антарктике поглощается всё больше тепла. «Без технологии улавливания и захоронения углекислого газа можно забыть про целевые показатели в области климатических изменений», – заявила Мария ван дер Хувен (Maria van der Hoeven), директор МЭА.

По словам представителей агентства, компании угольной промышленности как никто другой должны быть заинтересованы в освоении технологии улавливания и захоронения углекислого газа, поскольку в противном случае они могут оказаться у разбитого корыта с обесцененными активами на сумму 300 млрд долларов США после ужесточения политики регулирующих органов. В понедельник Управление США по охране окружающей среды сделало предупредительный выстрел новыми правилами, усиливающими требования к сокращению выбросов и направленными на снижение уровня загрязнения на 30% в период с 2005 по 2030 год.

В МЭА сообщили, что для предотвращения глобального потепления на 2 °С потребуется новая «инвестиционная среда» и, как следствие, более крупный объём инвестиций – 53 трлн долларов США. При этом в следующие 20 лет доля ископаемых видов топлива сократится с 82 до 65%. «Потребуется ещё 6 трлн долларов США на повышение энергоэффективности. Разница в уровне затрат весьма невелика», – сказал доктор Бирол.

В последние десять лет в мировой энергетике произошли две революции – внедрение технологии гидроразрыва пласта в США и возобновляемых источников энергии в Европе. Несмотря на то что в обоих случаях резко возросло предложение, Европе это нововведение обошлось втрое дороже, хотя это соотношение ещё может измениться в её пользу, поскольку сегодня затраты на солнечную энергию падают. Предупреждения МЭА об отключениях энергоснабжения в Европе перекликаются с заявлениями ассоциации европейской газовой отрасли Cedigaz, сделанными на этой неделе. По словам её представителей, операторы газовых электростанций консервируют свои предприятия, поскольку не могут конкурировать с дешёвым углем из США. Риск заключается в том, что инвестиции в газовые электростанции могут иссякнуть.

Однако нельзя полагаться на уголь в долгосрочной перспективе, поскольку правила Евросоюза в конечном итоге приведут к закрытию угольных электростанций общей мощностью 70 гигаватт. Представители Cedigaz сказали, что Европе грозит потеря трети электроэнергетических мощностей, при этом ветряных и солнечных электростанций недостаточно для того, чтобы её восполнить. «Нынешняя ситуация вполне может развиться в серьёзный структурный кризис», – сообщили представители ассоциации.

Основная причина проблем Европы кроется в неэффективной схеме торговли с неверным расчётом стоимости квот на выбросы углекислого газа и резкими скачками объёма поставок с ветряных и солнечных электростанций Германии, которые нарушают работу энергосистемы и парализуют энергетические компании. Научные открытия в области хранения электроэнергии могут со временем решить проблему колебаний предложения.

Европа рассчитывает на то, что сжиженный природный газ позволит поддерживать работу заводов, но это стоит немалых денег. В МЭА сообщили, что доставка СПГ стоит в десять раз дороже доставки нефти или угля, а розничная цена СПГ в Европе в три раза превышает цену на газ из США.

Гюнтер Эттингер (Gunther Oettinger), еврокомиссар по вопросам энергетики, сказал: «Если у нас не получится снизить цены на электроэнергию, мы потеряем значительную часть предприятий химической и сталелитейной промышленности».
http://aftershock.su/?q=node/238232