Корреспондент «Руси» в Краснодаре — о том, как казаки и православные противостоят «современному искусству» и гей-культуре
Краснодарский край все чаще привлекает певцов, артистов и художников всех мастей. Интуиция им подсказывает верно: средняя зарплата у местных жителей приближается к 30 тыс. в месяц, люди готовы платить за развлечения. Билеты на московские антрепризы стоят здесь от 700 до 4 тыс. рублей, билеты на концерты — от 500 до 5 тыс. рублей. Топ-звезды обходятся дороже: цена билета на концерт Стинга, например, доходила до 25 тыс. рублей.
Kazaky оказались геями
Концертные агенты говорят, что вкусы краснодарцев в большинстве своем не отличаются от предпочтений большинства россиян: и здесь аншлаги собирают Михайлов, Лепс и Ваенга — все трое традиционно дают в городе по несколько концертов в одну поездку. Однако везти на Кубань что-то этакое концертники не берутся — слишком много подводных камней. Один из важных факторов — казачество, которое все чаще проявляет свою позицию. В их активе — запрет выступления провокационного шоу Kazaky в Геленджике. Тогда казаки Геленджикского районного казачьего общества Кубанского казачьего войска заявили, что считают пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации под казачьим названием неприемлемой и оскорбительной для потомков кубанских казаков. После этого письма атамана Геленджикского РКО Константина Зырянова владельцам ночного клуба пришлось отменить концерт киевского коллектива, известного далеко за пределами Украины и России и, кстати, снявшегося в одном из клипов Мадонны.
Еще один «любимый» артист казачества — Борис Моисеев. Противостояние с ним в Анапе, например, идет уже без малого 10 лет. Началось все в 2004 году, когда певец выступал на Летней эстраде. Тогда анапские верующие вместе с казаками и настоятелем местного Свято-Серафимовского храма отцом Александром устроили пикет у входа на концертную площадку. Их плакаты, посвященные борьбе с содомией, вгоняли в краску прохожих, а перед строем казаков прогуливался выкрашенный голубой гуашью петух. В 2010 году история повторилась — перед концертом казачество и духовенство снова провели в Анапе пикет. На сей раз петуха заменил маленький козлик с табличкой «Борька», наряженный в парик и бюстгальтер. Надо сказать, что в Краснодаре концерт состоялся в середине ноября и прошел без эксцессов.
Краснодар, в свою очередь, прославился борьбой с галеристом Маратом Гельманом. Точнее, еще раз прославил его на всю Россию. В начале года галерист по приглашению губернатора Ткачева планировал открыть в городе Центр современного искусства. Однако группа казаков и православных сорвала открытие первого проекта Центра — выставку Icons. Прорвавшись через заслон полицейских, один из участников несанкционированного пикета, известный в Краснодаре священник отец Алексий (Касатиков), плюнул Гельману в лицо. Позднее губернатор Кубани выразил сомнения, что краевые власти будут сотрудничать с галеристом. Сам Гельман пока не отказывается от краснодарского проекта. Вероятно, понравилось.
Между тем казачество и православные активисты теперь пристально следят за развитием современного искусства в Краснодаре и считают историю Гельмана закрытой.
— Уверен, больше ничего происходить в городе не будет, он просто организатор выставок и, безусловно, рад тому пиару, что ему сделали на Кубани. Такие люди специально идут на провокации, чтобы создать шумиху — он этого добился. Больше ему здесь делать нечего, — говорит председатель межрегиональной общественной организации «Православный союз» Роман Плюта. — Надо сказать, мы отслеживаем мероприятия, которые в городе проходят. Афиши с Моисеевым мы тоже, кстати, видели, казаки предлагали отреагировать... Конечно, я считаю, что мы имеем право влиять на развитие культурной жизни города. У нас есть гражданское общество, люди в нем разные. Активисты-экологи, например, могут проявлять активность, а православные — почему нет? Более того, они должны это делать, их обязывает вера, активная жизненная позиция заложена в самом понимании христианства
Стринги в обмен на Стинга
Активистам есть чем заняться: историй с сомнительным пиаром и провокационным искусством в Краснодаре становится все больше. Так, перед концертом Стинга один из модных ресторанов провел акцию, где посетителям предлагалось обменять свои стринги на диск с автографом Стинга. Ранее ночной клуб, где должно было состояться выступление группы «Градусы» (исполнителей хита «Голая»), предложил голым людям попасть на концерт бесплатно. А один из торговых центров ко Дню матери провел провокационную фотовыставку MILF, где были снимки в жанре «ню». Организаторы заявили, что хотят заявить и о другой ипостаси мам — сугубо женской. При этом надо сказать, что термин MILF переводится как «сексуально привлекательная женщина среднего возраста».
Организаторы другой неоднозначной фотовыставки — «Подножный корм в стране отчаяния», подозревая, что экспозиция может вызвать вопросы, сразу обозначили, что увидеть ее могут только горожане старше 18 лет. Выставка была посвящена размышлениям на тему «чрезмерного потребления собственного положения в жизни». По словам одного из организаторов Николая Хижняка, никакого давления со стороны казачества и священнослужителей он не заметил. Николай объяснил это тем, что все было в рамках приличия. У православного активиста Романа Плюты своя версия — об этой выставке они просто не знали. Между тем Хижняк считает, что странно даже говорить о попытках казачества и православных активистов диктовать, что считать искусством и что выставлять.
— С чем они это сравнили? С экологией? Нет, экология — это физическая материя, то, что касается нас всех, в чем мы живем, а выставка — это духовное, индивидуальный проект одного человека. Если тебе не нравятся работы — просто не приходи. Кому-то что-то диктовать не стоит.
Активисты следовать этому совету не намерены: по их наблюдениям, за последние годы в обществе вырос уровень напряжения, нападок на духовно-нравственные точки идентичности народа стало больше, риторика в отношении церкви и нравственных основ стала предельно жесткой и целенаправленной.
— Если раньше это были отдельные провокации, то сейчас интенсивность возросла, — считает Роман Плюта. — Да, мы стали чаще выступать. Может, это связано и с тем, что церковь и казачество стали больше ощущать свою силу. Хотя я бы сказал по-другому: это люди видят в церкви единственную силу и последнюю опору.
Иллюстрации для материала предоставлены порталом «Анапа.инфо»
Анастасия Морозова (Краснодар)