История первая. Я приехал в Кандагар как представитель сопредельного государства. Ничего там за двадцать лет не изменилось. На первый взгляд. На самом деле изменилось отношение людей к нам.
- Как вам живется? – спросил я у одного из бывших известных полевых командиров.
- Воюем, – коротко ответил он.
- Ну и как противник? – спросил я.
- А, - махнул он рукой. – Это не мужчины. Они только знают – ракеты. Мужчины так не воюют. Сначала сто ракет, потом появляется один солдат. Ты выйди на поле! Один на один! Как мужчина! Покажи силу! Я тебе расскажу историю. Это было во время войны с шурави(советский военнослужащий в Афганистане). Нас было сто пятьдесят человек. Нам нужно было пройти в долину. На высоте по дороге засели шурави. Мы точно знали – их там пять человек. Мы вначале пошли напрямую. Застрочил пулемет. Мы в обход. Там тоже нас встречает пулемет. Мы с трех сторон к высоте. Так нас с трех сторон поливают пулеметным огнем. И так шесть дней! Шесть дней мы не можем прорваться в долину. Потеряли сто человек. Наконец, на седьмой день на высоте кончились патроны.
Мы добираемся до высоты. Там пятеро молодых солдат. Каждому из них двадцати ещё нет. Голодные, - у них еда пять дней назад кончилась. Не пили двое суток. Еле держатся. А смотрят – волками! Готовы загрызть заживо! Я посмотрел на них, сказал: «Всё, шурави. Читайте молитву!». Клянусь всеми святыми – мы были готовы растерзать их на куски! И все пятеро сомкнулись, взялись за руки, и встали в ряд. Мужчины! Мы их накормили, напоили, завязали раны, на следующий день дали им в руки их оружие, и я сказал: «Шурави, я хотел бы, чтобы мои сыновья были такие же, как вы. А теперь идите». И они ушли. Но никто из них за всё время не оглянулся назад! Вот противник! А ты спрашиваешь – американцы…
История вторая В конце девяностых нашими стартовыми комплексами начали пользоваться "потенциальные друзья" из-за океана. Их понять можно: надежность наших ракет выше в несколько раз, а стоимость пуска - на порядок ниже. Вот и решили америкосы запускать свои спутники на наших "Протонах" и "Союзах". Естественно, при подготовке к пуску вражеских космических аппаратов штаты присылали своих специалистов.
Космодром Байконур, 95-я площадка, самая дальняя от города (часа 2 на машине ехать, на мотовозе - еще дольше). Специально для "дорогих иностранных гостей" была отстроена вполне приличная (по нашим меркам) гостиница, с ресепшеном, официантами и баром на первом этаже.
И как раз в это время, офицеры Академии Можайского проводили работы по продлению ресурса стартовых комплексов.
Режим работы специалистов из Можайки был не особо тяжелый. Никаких начальников кроме тех.руководителя группы, построения - побоку, никаких докладов и отчетов, проживание в той же гостинице, как проснулись - так и поехали работать, как закончили - сели в баре ужинать и отдыхать. Ребята делали свою работу, и благодаря отсутствию начальников - делали ее хорошо и без помех.
Так уж получилось, что специалисты из США примерно в то же время спускались в бар при гостинице, дабы поужинать и употребить удивительно дешевых Российских алкоголя и сигарет.
Само собой, после "дринка" начинались попытки "межвидового" общения. Пендосов приглашали за стол, или кто-то из офицеров к ним подсаживался - не суть важно. Отсутствие знаний языка у обеих сторон, при хорошей дозе Казахстанской водки - для общения не помеха. Рассказывали, как один подполковник объяснял американцу их военную несостоятельность на пальцах: "У нас рокет ланч! И бжжж, и флай, флай до вашей Америки, а потом… Нюклеар экспложн! И все, вам всем ЭНД!" И американец согласно кивал, тыкаясь своей улыбкой в стопку.
А янкесы смотрят на наших, и соображают по-своему. Группа офицеров не ниже подполковника, на построения не ходят, живут в гостинице, пропуск у них куда угодно, ходят с загадочными приборными кейсами и каждый день бурно ужинают, не жалея денег. Видимо вот ОНИ - самые главные! Надо общаться.
И конечно при Можайской группе был прикреплен "специальный товарищ" из "специальной структуры". Дабы пьяные офицеры не сболтнули ничего, что хранится под грифом "Секретно" и выше. Взрослый такой, плотный, почти лысый мужичок, душа компании, любитель пошутить, знаток анекдотов и не дурак выпить. Настоящий ФСБшник.
И как оказалось, шутить он умеет.
Воду из-под крана на Космодроме пить нельзя. Будет расстройство желудка. Собственно, и без воды из-под крана легко подхватить инфекцию - тамошняя еда, жара под 45 градусов в тени, степь, дикие верблюды и местные жители.
Специально для американских "гостей" ФСБшник повесил у ресепшена лист с надписью на английском: "Во избежание развития кишечных инфекций следует выпивать в сутки не менее 3 литра воды"
Пендосы прочитали. Они черти послушные. Закупились водой в 5-литровых канистрах. И так от местной еды не всегда "комфортно", а они еще воду хлебают литрами. Стало еще хуже. Едва оторвавшись от унитаза, амеры спустились в бар и скупили всю оставшуюся воду - поняли, что беда. Три дня пили воду и дристали. Когда кто-то из наших обратил внимание на отсутствие "потенциальных друзей" в баре, ФСБшник подошел к своему обьявлению, хлопнул себя по лысине и засмеялся: "Ну блин! Я же ошибся! Не 3 литра, а 0,3 литра! Как же я так!"