После создания СССР возникла идея создания национальных видов танца. Задачи были выполнены советскими хореографами строго по указаниям - больше всего сил было уделено зрелищности грузинской лезгинки. Традиции русского балета были творчески переработаны хореографами, преимущественно еврейскими. Любовь к особой роли грузинского народа нашла своё танцевальное выражение. Зато возникли проблемы с созданием особой чеченской лезгинки или кабардинской лезгинки. Фонды выделили более скромные.
Отношение народа к танцам до появления телевидения в целом было "малокультурным" - никто не брал на себя обязательств ограничиваться строгим, предписанным сверху набором движений. Подбирали движения под себя, поэтому терские казаки или кабардинцы танцевали лезгинку, не обращая внимания, что в ней грузинского или сугубо дагестанского. Точно также пресловутая русская присядка не запрещала танцевать без приседаний, махать руками в стиле грузинской лезгинки или брать элементы "цыганочки", то есть хлопать руками по лодыжкам и подскакивать. Вдобавок, во многих местах танцевали под разные мелодии и делали разные движения в зависимости от музыки. Не было жесткой унификации стилей танца по принципу национальности, было нечто иное - различие стилей танца в зависимости от мелодий. Лезгинку разные народы танцевали схожим образом, поскольку мелодии задавали схожий ритм и настроение. По этой же причине часто не было некой принципиальной разницы между беларусским, русским и украинским танцем. Молдавские отличались в силу традиций, но там чаще танцевали под скрипку, в итоге имели другой ритм и настроение. Впрочем, и здесь сходство музыки и стиля, например, славян-буковинцев и молдован, свидетельствовало, что народ не очень-то придерживался принципой - это движение славянское, а то движение молдавское.
Могучая советская хореография, подкрепленная всей мощью традиций русского балета, позволила создать целую систему танцев. Причем принцип социалистической иерархии культур, где русская национальная культура своим "убожеством и бесцветностью" должна была подчеркивать красочность и самобытность иных культур, требовал, чтобы украинские танцы были заведомо более красочными, чем русские. Поэтому в гопак ввели акробатические элементы. Позднее эти элементы советского новодела американцы безо всяких ссылок на авторство и авторские права использовали при создании брейк-данса - национального танца негров, который негры не желали и не хотели придумать до того момента, как этот танец придумали для них. Суть брейк-данса проста - подчеркнуть физическое превосходство негров. Гопак преследовал схожую цель - подчеркнуть особую силу и акробатичность украинцев на фоне других народов. Правда, если гопак в идеальном исполнении требовал гимнастов-разрядников, то брейк-данс оказался ещё круче. Для качественного исполнения брейк-данса желательно иметь как минимум уровень кандидата в мастера по гимнастике и соответствующие кондиции - маленький рост, способность спокойно сесть на шпагат, иметь отличные навыки в акробатике. Впрочем, даже гопак в лучшем виде простому крестьянину никогда доступен не был. А воину-козаку при исполнении гопака в стиле ансамбля Александрова мешали бы большая мышечная масса и большой рост. Недаром хорошие гимнасты и акробаты в большинстве своем низкорослы.
Естественно, хорошая гимнастическая и акробатическая подготовка легко используется в единоборствах. Единобоства изначально всегда включали в себя подготовку в виде акробатических упражнений, растяжку, мостик и т.д. Упражнения среди прочего способствуют координации и скорости движения. Однако выдумать боевой гопак мог только идиот, который ничего не смыслил ни в истории русского балета, ни в логики советского, "национального" новодела, ни в истории казачества.
Если вы откроете первую страницу повести Гоголя Тарас Бульба, то сразу наткнетесь на описание тренировочного, кулачного боя. Удары наносятся в корпус, удары в голову и шею запрещены. Если добавить сюда право наносить удары ногами, то получим классический вариант японского карате. Пожалуйста, тренируйтесь, отрабатывайте удары и защиту. Контрольная проверка с ударами в голову будет во время кулачного боя в праздник. Всё это было у русских, было у украинцев, было у массы иных народов. Во времена Тараса Бульбы никому не пришло бы в голову заниматься "боевым" гопаком. Надевали доспехи, брали в руки деревянные сабли и рубились. Потом дворянство придумало для себя особые рапиры с безопасным наконечником, а до этого от Рима до Японии использовали деревянное оружие, неспособное повредить доспехи, вдобавок, часто его покрывали кожей для мягкости. Подобный вид спорта и военной тренировки существовал вплоть до начала 20-го века. Например, Чехов впервые познакомился с Гиляровским в спортзале, где Гиляровский упражнялся в бое на эспадронах (саблях) с напарником. Правда, доспехи уже использовались спортивные. А сейчас существует спортивный бой на "саблях". Раньше доспехи были более тяжелыми, они ещё более надежно защищали тренирующихся. Таким же образом тренировались сабельному бою, сидя на лошадях.
Другое дело, что огнестрельное оружие сделало доспехи бесполезными. Поэтому к концу 19-го века доспехи сохранились не в каждой казачьей семье и не в каждой дворянской семье. Многие просто не имели возможности нормально тренироваться. Поэтому чаще семейные предания сохранили иные способы тренировки, необходимые для перехода от условного боя с противником к реальному, когда в удар вкладывается сила несколько иначе. Это рубка лозы на скаку, отработка удара по струйке воды. Но раньше главным способом тренировки был бой в доспехах. Точно также искусство вращать саблю было исключительно вспомогательным способом тренировки мышц кисти руки. Ничто никогда не могло заменить реальный спарринг.
Кстати, пресловутые затрещины как символ особого, славянского боевого искусства тоже вздор. Да, затрещиной можно нокаутировать соперника, но логика боя, которую мы видим у Гоголя, показывает, что, скорее всего, касание пальцами как при затрещине или оплехе, а не касание основанием ладони, использовалось для имитации ударов по голове - пальцами в нокаут или в нокдаун не отправишь, но, если попал пальцами, значит, мог достать кулаком. А при наличие шлемов использовать оплеуху для отработки ударов совсем логично. Не надо забывать, что тренировка направлена на развитие навыков, а не имеет целью искалечить соперника.
Боевой гопак - типичный пример бреда, который возникает в головах под влиянием советского новодела. Реальный казак или дворянин, который с детства тренировался и регулярно спарринговал на саблях, просто зарубил бы насмерть любого спеца по боевому гопаку. И не таких убивали. Например, нам много говорят о ниндзя. Да, они много умели - крались, подслушивали. Но в подавляющем большинстве случаев бой между ниндзя и самураем кончался в пользу самурая. Самураи были выше ростом и массивнее, они не могли так долго висеть на кончиках пальцев и ползать по стенам, зато они отлично владели мечами и готовились отразить любое нападение. Вжик мечом и нет ниндзя. Кстати, и на Западе дворяне готовились против разных неожиданностей - нападение с дубинкой, удары ногами и т.д. Хорошее владение шпагой позволяло расправиться с любым крестьянином, возомнившим себя непобедимым от успехов в драке на дубинах или от умения ударить ногой.
Советский новодел - страшное явление. Казалось бы, под соусом борьбы за национальное новодел пора выбросить, ан, нет, новодел оказывается сильнее. Причем, новодел оказывается особенно удобным для дураков. Твори, выдумывай, пробуй. Русский балет в принципе позволял имитировать всё, что угодно - бой на саблях, цирковую акробатику, танец маленьких лебедей, перетягивание канатов. Украинский гопак был создан для того, чтобы украинский обыватель смотрел на сцену и восхищался - ах, какие мы культурные и крутые. Но танец это не боевые искусства. И, вообще, была бы задача создать чукотский гопак краше украинского, создали бы. И боевой чукотский гопак создали бы. Кстати, и с западенческим национализмом пора разобраться - где его больше сочиняли, во Львове, на Западе или в Москве.