«Пиплхейт» — это человеконенавистничество в современной обертке. Ненависть, как мода, как способ самовыразиться. Так же, как слушать R’n’B или цеплять на свою «девяточку» брызговики Sparco. В итоге сегодня уже можно говорить о некой субкультуре, носителей которой называют «пиплхейтерами». И таковые множатся с каждым днем.
Некоторые из них ненавидят конкретные социальные или этнические группы, другие — всё человечество в целом. Среди них следует выделить «экстремальных» и представителей «группы поддержки». Первые бьют или расстреливают людей, а вторые — сидят у компьютеров и лайкают идейные месседжи первых.
«Пиплхейт» — еще одна прогрессирующая и смертельно опасная болезнь современности. Она уже принесла миру немало горя, а может принести еще больше, если не бороться с ней хотя бы на информационном уровне.
«Я аплодирую!..»
Расправы Андерса Брейвика в Осло, Дмитрия Виноградова в Москве, человека, называемого Ярославом Мазурком в Киеве (что бы им ни двигало), — все это яркие примеры радикальной нелюбви к ближнему. Казалось бы, с точки зрения адекватного человека, никакого оправдания их поступкам нет и быть не может. Но давайте посмотрим, сколько людей их открыто поддерживает?
Заглянем в интернет-пространство. К примеру, один из видеороликов, иллюстрирующий «Декларацию независимости Европы» Брейвика, собрал более 600 позитивных оценок, а число лайнкувших публичную страницу норвежского стрелка в Фэйсбуке переваливает за 800...
Уже бывший юрист российской аптечной сети «Ригла» Дмитрий Виноградов, совершивший 7 ноября массовое убийство на месте своей работы, перед злодеянием выложил на собственной странице «Вконтакте» авторский манифест, в котором человечество предстает в образе «мусора» и «раковой опухоли». Вот небольшая выдержка:
«Я ненавижу человеческое общество и мне противно быть его частью! Я ненавижу бессмысленность человеческой жизни! Я ненавижу саму эту жизнь! Я вижу только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. Это единственно правильное и стоящее из всего того, что каждый из нас может сделать в своей жизни, это единственный способ ее оправдать, это единственный способ сделать мир лучше. Путь выживания и самосовершенствования человека ошибочен, он ведет в тупик, к уничтожению всего остального, всего действительно живого. Эволюционируйте! Осознайте, наконец, свое истинное значение и место в этом мире! Поймите, что вы здесь лишние, вы — генетический мусор, которого здесь быть не должно, мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, мусор, который должен быть уничтожен».
Опубликованный Виноградовым манифест получил более 20 тысяч «сердечек» от пользователей соцсети...
«Караванского стрелка» причислить к идеологическим «пиплхейтерам» мы не можем, исходя из тех данных, которые есть в СМИ. Однако в данном случае довольно показательным является то, что видео расстрела охранников торгового центра понравилось более 900 пользователям «Ютуба». А вот примеры характерных комментариев под видеоматериалом:
«Я аплодирую! Парень — молодец. Этих козлов нужно мочить публично, не в комнатке охраны, а в торговом зале, чтобы другим неповадно было. Хамят, провоцируют покупателей, избивают покупателей в подсобках — пусть посмотрят внимательно, как классно один человек завалил пятерых».
«Как это ни за что убиты? Они были убиты, потому что нельзя человека трогать и лишать свободы передвижения. То, что он их убил, я считаю правильно».
Куда уходят корни
«Пиплхейт» нетрудно рассматривать с политико-философской и социально-экономической точки зрения. Намного сложней — через индивидуальную психологию. А корни проблемы уходят именно в эту плоскость.
Современное человеконенавистничество связанно с «классической» мизантропией. Это —отвращение к людям, которое зачастую сопровождается навязчивым желанием наказать человека за то, что он — человек. Способы реализации этого желания можно условно разделить на две группы: физические и психологические. Первые — это непосредственно грубое насилие, вторые — это как раз таки разнообразные манифесты и художественные продукты, в которых нас пытаются убедить в том, что мы — не что иное, как ошибка природы...
Мизантропия, как правило, проистекает из эмоциональных расстройств личности, возникающих вследствие органических и социальных причин. На последних остановимся подробней.
Например, к нарушениям в психике могут приводить отдельные ценности и установки, культивируемые в обществе. Что у нас сегодня культивируется? Успех, сила, конкуренция, рациональность, сдержанность и т.д. По тем или иным причинам не каждый может соответствовать всему этому. Кто-то смиряется и находит свой путь в чем-то более светлом, а кто-то начинает ненавидеть общество за то, что оно установило такие культы, которым бы и хотелось соответствовать, но не получается, а раз не получается, тогда нужно ненавидеть и общество, и то, что в нем культивируется.
Проблемы в самом себе «пиплхейтер» не ищет, он — хороший, честный и правильный. К слову, Виноградов планировал, как отмечалось в российских СМИ, после расправы над коллегами покончить и с собой тоже, но якобы у него просто не осталось патронов. А может быть, дело в том, что он себя любимого к «генетическому мусору» не причислял, полагая, что он выше всех, и просто хотел самоутвердиться в собственных глазах? Такая себе сверхкомпенсация. Здесь уместно вспомнить об исследованиях американского психолога Карен Хорни (1885 — 1952), считавшей, что результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей, мол, враждебен не я, а те, кто меня окружает.
«Спасите наши души»
Как предотвращать наступающий тренд «пиплхейта» на общественном уровне? Во-первых, этим должно заниматься государство, способствуя развитию психологической культуры в обществе: создание центров по оказанию бесплатных или доступных для широких слоев населения психологических и психотерапевтических услуг. Помимо этого нужна серьезная информационная кампания с целью убедить сомневающихся граждан в том, что в обращении к психологу или психотерапевту — ничего зазорного нет, это нормально и общественно приемлемо. И чтобы в городских больницах сидел не только душеврачеватель-нарколог, но и специалист, который может помочь тем, кто разочаровался в жизни и не видит в ней никакого смысла.
Несомненно, в данном случае нельзя обойти вниманием роль церкви, которая сегодня должна искать подход к молодежи, среди которой, в основном, и развивается «пиплхейт». Новая форма мизантропии в большей мере свойственна генерациям Х, Y и подрастающему Z. На культуру этих поколений серьезное влияние оказали либеральные ценности, многие из которых «узаконивают» человеческие страсти и порой ведут к саморазрушению личности. Экс-глава Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар заявляет, что Западная Европа в последнее время все больше отходит от христианских ценностей, подменяя их ценностями достатка и благополучия. «И в этом состоит большая опасность. Поэтому все, что идет к нам из Западной Европы, и считается у нас априори „лучшим“ и „прогрессивным“ должно тщательно проверяться. И критика этого должна быть сильной», — подчеркнул священнослужитель. И с ним трудно не согласиться. Ведь следующей жертвой моды на ненависть может стать любой из нас.