Признаки масштабного экономического кризиса все отчетливее проявляются на Украине
Задержки зарплат бюджетникам, «банки сейчас играют в МММ», велика угроза обвала национальной валюты – так эксперты описывают происходящее в экономике Украины. Страна уже столкнулась со второй волной кризиса. Надежда на спасение, судя по всему, та же, что была в аналогичном случае у Белоруссии: на Россию.
«Вопрос стоит очень остро: как найти собственный курс во время второй волны экономического кризиса», – заявил в среду на заседании правительства премьер-министр Украины Николай Азаров. «Задача очень сложная: в условиях сокращения спроса на внешних рынках на наши товары, дефицита кредитных ресурсов сохранить бюджетную и экономическую стабильность», – добавил он.
Пока же правительство инициирует кредитование экспорта. «Без мощной специализированной финансово-кредитной поддержки нашим экспортерам не выиграть конкуренцию», – отметил Азаров. При этом он выразил уверенность, что вскоре «удастся построить систему экспортной поддержки, когда иностранные покупатели будут получать украинские товарные кредиты для приобретения украинских самолетов, кораблей, турбин, компрессоров, горных машин и т. п.», передает БИЗНЕС-ТАСС.
О второй волне кризиса в Украине говорит низкий рост экономики страны. «Мы ориентировались на экономический рост примерно 3,5%. Хорошо, если будем иметь плюс по завершении года», – сказал накануне Азаров на съезде Федерации работодателей Украины. Причины замедления роста, по словам Азарова, в ухудшении ценовой конъюнктуры по традиционным товарам украинского экспорта вкупе со снижением спроса на них, а также невысокий урожай зерна.
Могло бы быть и хуже
Азаров пытается успокоить население страны. По его словам, экономика Украины сейчас переживает не самые худшие времена в своей истории, ситуация в 90-е годы была значительно сложнее, передает УНИАН.
«В 90-е годы, когда у нас стояло три четверти предприятий, легче было? Когда мы рассчитывались гробами, навозом, когда у нас бартер процветал. Легче было? Давайте, друзья мои, сразу скажем и не будем пессимистическими прогнозами пугать наших людей. Мы прошли с вами очень трудные времена, когда, к большому сожалению, не понимая, что делали, потеряли 70% ВВП страны», – заявил Азаров.
Премьер уверен, что у Украины достаточно сил, чтобы справиться со стоящими перед ней проблемами. Однако другие специалисты не так оптимистичны.
«Будем надеяться, что правительство не будет делать резких и глупых шагов, тогда так плохо, как в 90-е годы, действительно не будет», – говорит газете ВЗГЛЯД старший экономист Центра социально-экономических исследований CASI Украины Владимир Дубровский. «Но само по себе сравнение уже показательно: Азарову уже нечем оправдываться, кроме того, что бывало и хуже», – добавляет он.
По его мнению, вторая волна кризиса означает, что кризис никуда не уходил, просто временно улучшалась внешняя конъюнктура.
«Базовые экспортные отрасли украинской экономики: химия и металлургия – крайне зависимы от ситуации на внешних рынках. Промышленность сейчас плохо себя чувствует, потому что на входе сталкивается с монополией Газпрома, а на выходе – с конкурентным рынком, на котором спрос снижается», – указывает экономист.
«Химическая и металлургическая продукция была конкурентной на внешних рынках, в частности в Европе, за счет дешевой электроэнергии, то есть дешевого российского газа. Как только энергия стала стоить дорого, конкурентное преимущество исчезло, – поясняет Дубровский. – Правительство делает попытки диверсифицировать поставки газа, что похвально, но это даст результат только через несколько лет».
Однако правительство Украины могло избежать второй волны кризиса, если бы извлекло уроки из кризиса 2008–2009 годов, считает Дубровский. «Правильная экономическая политика заключалась в том, что надо было создать хорошие условия для развития малого и среднего бизнеса, снизить налоговое давление на него, даже частично за счет увеличения налогов для старых отраслей: химии и металлургии. Во-вторых, надо было ввести свободный курс гривны и экономить бюджет. Сделано же было все наоборот. Курс национальной валюты оставался фиксированным, ситуация с малым и средним бизнесом стала катастрофична», – указывает Дубровский.
По его мнению, украинское правительство рассчитывало, что конъюнктура на внешних рынках будет улучшаться, однако просчиталось.
«При сохранении нынешнего экономического курса перспективы очень плохие. В Украине уже сейчас начался фискальный кризис, чего я даже не думал. Налоговое давление, которое уже выросло до 25% ВВП, не может расти до бесконечности. Предел уже достигнут, уже просто не получается больше собирать. В итоге пошли задержки зарплат бюджетникам. Это все может потянуть за собой и банковский кризис в стране. Ставки по депозитам уже сейчас нереальные. Это значит, что банки на Украине сейчас играют в МММ», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Госкомстат Украины накануне сообщил, что, по данным на 1 ноября, задолженность по выплате заработной платы в стране составила свыше 896 млн гривен (более 100 млн долларов). Сам же Азаров считает, что ситуация с задержками выплат зарплат «некритичная, но неприемлемая». Азаров сегодня также пообещал, что правительство Украины выделит дополнительные средства на выплату зарплат в декабре. «Все могут быть уверены, что новогодние праздники мы встретим как положено – с хорошим настроением и оптимизмом», – уверил он.
#{ussr}Что касается банковской сферы, то около половины украинских банков оказались на грани банкротства, их счета заморожены, выплаты по депозитам и зарплатным картам прекращены, сообщила «Русская служба новостей». Проблема кризиса не в росте доллара, а в том, что банки предлагали ставки по вкладам от 22 до 26% годовых, однако к моменту выплат не смогли собрать нужные суммы денег.
В самом трудном положении в связи с прекращением выплат по зарплатным картам оказались семьи гражданских моряков дальнего плавания в Севастополе, которые получают зарплату в долларах. У банков нет валюты, а получать гривны семьи отказываются, передает РСН.
«Как выходить из этой ситуации, правительство явно не знает. Будучи загнанным в угол, оно может начать делать резкие и неправильные шаги. Например, один из последних – это попытка ввести 15-процентный налог на продажу наличных. Это преступный шаг. Даже если это только разговоры, чтобы посеять панику и заставить людей сдать валюту перед ожидаемой девальвацией национальной валюты, это все равно преступление», – считает Дубровский.
Что делать
«Правительство должно провести кардинальную либерализацию экономики, принять меры по защите прав собственности, чтобы полностью изменить имидж страны. Это поможет повернуть финансовые потоки обратно, привлечь инвесторов, которые сегодня бегут из страны. Однако чтобы предпринять такие радикальные меры, украинской власти надо полностью поменять цели. А это невозможно. Даже если нынешнее правительство будет вынуждено что-то делать в этом направлении, оно будет делать это так неуклюже, что результата не будет. Даже Кучма был на голову выше нынешнего правительства Украины», – рассуждает Дубровский.
В итоге правительство Украины, по его мнению, пойдет по самому простому пути: будет искать деньги извне, что только запрячет проблему вглубь, но не решит ее. Только до конца этого года бюджету Украины нужно 30 млрд гривен (около 4 млрд долларов), которые негде взять, замечает экономист.
Помочь могут Россия или МВФ. «Но МВФ ставит условия проведения реформ, в том числе повышения тарифов на электроэнергию. Взять деньги у России – это еще более жесткий вариант, потому что Россия поставит условия вступления в ТС и продажу ГТС. Одалживать у России – это как одалживать у «братков», которые потом с «лохами» смогут делать все что захотят. У МВФ по крайней мере более прозрачные условия. К тому же если МВФ даст, к примеру, 1 млрд долларов, то это гарантия, что Украина сможет получить еще 4 млрд на внешних рынках. МВФ выступает неформально гарантом», – считает Дубровский.
В 2010 году экономика Белоруссии также оказалась в кризисной ситуации, страна решила ее денежными вливаниями. Выбор был такой же: взять деньги у МВФ или у России. Белоруссия на фоне замораживания отношений с МВФ пошла на сделку с Россией. В итоге Белоруссия отдала Газпрому полностью свою газотранспортную систему «Белтрансгаз», а в обмен получила денежную поддержку, в том числе в виде кредитов из ЕврАзЭС, а главное – дешевый газ и большие объемы беспошлинной российской нефти.
Украина, по сути, стоит сейчас перед аналогичным выбором. Дубровский считает, что Украина вряд ли сделает такой же выбор, как и Белоруссия. «В Украине сильны интересы олигархов. А российские олигархи для них не только друзья, но и конкуренты. Они боятся вступать в более тесный союз с Россией из-за страха быть съеденными», – говорит Дубровский.
«Скорее всего, в нынешней ситуации правительство начнет печатать деньги. Единственное, где есть запас, – это практически нулевая инфляция. Но, конечно, рост инфляции вызовет негативную реакцию населения и инвесторов», – считает экономист.
Впрочем, сейчас Украина стоит на перепутье нескольких дорог, и предсказать, по какому пути она пойдет, крайне сложно, резюмирует собеседник газете ВЗГЛЯД.
Текст: Ольга Самофалова
http://www.vz.ru/economy/2012/11/28/609098.print.html