СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Украина » воспоминания блоггера - 1991 год


воспоминания блоггера - 1991 год

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

часть 1

На носу – 1 декабря. В общем и целом – это первый день зимы. В условиях же украинских частностей – это день, когда в стране в 1991 году провели референдум с вопросом «Подтверждаете ли Вы акт провозглашения независимости Украины?». Чуть более 90% его участников ответили «да, подтверждаю», открыв тем самым, как любят говорить в СМИ, новую страницу в истории Украины.

Как по мне, сегодня самое удачное время (в журналистике говорят – «удобный новостной повод») пролистнуть эти запыленные и кое-где обгрызенные и надорванные страницы назад, вернувшись в 1991-й. Меня вообще эта дата как-то тревожит: она уникально точно отделила мое детство от моей взрослости (в том году я закончил школу и поступил в вуз), Советский Союз от независимой Украины. Ну, и вообще перетряхнула все до основанья, а затем… Я почему-то думаю, что если как-то понять то время, то в мире (ну, или хотя бы в Украине) произойдут некие значимые перемены. Какие? Не знаю.

Но жизнь сограждан (их тогда еще было в разы больше, чем сейчас) именно в тот год превратилась в невероятный мир, который лучше других на практике показывает, что такое анархия, как система общественного устройства.

По степени сумбура, невероятности открывающихся возможностей и свободы воли отдельного индивидуума мир начала 1990-х был уникален. Я могу найти лишь один аналог ему – разухабистая и невероятная свобода конца ХХ века в чем-то похожа на то, что описали в Двенадцати стульях и Золотом теленке Ильф и Петров. А как иначе? – Исторически единый процесс. С одной лишь разницей: в 1920-х находилась точка входа в безумный и страшный коммунистический мир, а на 1990-е пришлась точка выхода. Впрочем, точкой это не назвать, скорее – прямой: мы как-то не до конца еще вышли наружу из-за вроде бы уничтоженного физически, но не исчезнувшего в людях железного занавеса. Это я не об открытости Украины миру говорю, а об отношении украинцев к бытию, определяющему и их сознание, и мироустройство вокруг.

Не буду уж более тянуть самца семейства кошачьих за те органы, которые определяют его половую принадлежность, и перейду к описанию некоторых деталей быта первого года независимости, ибо считаю, что только через подобные описания и можно что-то разобрать в тумане 1991-го.

Ящик водки и сигареты

Если подумать, то 1991 год начался для меня примерно летом. До того было окончание школы, всесоюзные экзамены и всесоюзный выпускной, уже прочитанный Огонек и Новый мир, много Цоя (как раз недавно вышел Черный альбом – уникальный для советского пространства пример маркетинговых технологий), смутные планы на будущее, что-то непонятное по телевизору и явственное дыхание перемен.

А вот летом… Летом я, во-первых, поступил в киевский политех. Во-вторых, почти сразу же случился путч, который ввел меня в экзистенциальную тоску. Чтобы объяснить природу ее происхождения, придется прогуляться по шкале времени в 1980-е.

Зачем советская молодежь, а конкретней, ее представители мужского пола, получив полное среднее образование, отвлекались от улично-музыкальных драм и поисков себя, и налегали на учебники? Она, молодежь то есть, хотела продолжить обучение – уже в вузе. Но это формально – на деле же советские юноши не хотели исполнять свой воинский долг. Они и многие другие долги не хотели исполнять, но от прочих можно было отвертеться в те годы уже без особых проблем (я, например, когда «по выслуге лет» вышел из пионерии, абсолютно свободно проигнорировал попытки школьного актива принять меня в ленинский комсомол). А вот карательная воинская машина, усиленная участковыми милиционерами, рыскающими по однотипной советской застройке в поисках призывников, была готова схватить и перемолоть любого. Так что и сражаться с ней нужно было ответственно и с полной самоотдачей.

Армия в те времена была сложной для восприятия системой. Ее имидж тяготел к крайностям – или штрафбат с ужасной дедовщиной, или героический (по пацанячьим понятиям), но беспощадный Афган. Середины – то есть, двух лет, проведенных осмысленно и без идиотизма, не существовало. А значит, в армию не желало идти большинство.

Поступление в вуз либо отдаляло перспективу службы и уполовинивало ее (если стал студентом какого-нибудь пединститута), или, если попадаешь в серьезный инженерный вуз с военной кафедрой, и вовсе давало спасительный военный билет без пребывания в шкуре рядового бойца.

Тонкость с ГКЧП была в том, что они явно собирались вернуть пугающую всю прогрессивно мыслящую молодежь систему забора в армию даже студентов инженерных вузов. Такое уже практиковалось (по тем временам – совсем недавно), – если я не ошибаюсь, с 1984-го по 1986-й: в тот короткий период студентов после начала второго курса забривали в солдаты, через два года возвращая догрызать почерневший, как обкусанное яблоко, гранит науки. Парочка моих старших знакомых таким образом чудесно прокатились в Афганистан, к счастью, вернулись невредимыми, и к моменту описываемых событий готовились стать дипломированными советскими инженерами.

Не стали – исчез сам Союз. Впрочем, вначале быстренько рухнул ГКЧП. В тот момент я вздохнул свободней, и прибыл из города, где я рос, в Киев, в общежитие политеха, вместе с которым и погрузился в бурные воды свободы.

Оставлю за бортом этого повествования неожиданно легкий, как-то не по-советски демократичный процесс обретения страной независимости (для меня его олицетворением служит съезд Руха в ДК КПИ, во время которого у входа в оное заведение раздавали листовки, убедительно доказывающие – будет Украина самостоятельной, и на каждого ее жителя свалятся тонны металлопроката, декалитры молока, центнеры мяса и хлеба, а также килограммы золотовалютных запасов). Для меня независимость как-то смазалась в пылу последних предучебных и первых учебных дней. Когда же туман знаний слегка рассеялся, я увидел мир, ставший тотальным базаром.

Нынешнее подрастающее или уже подросшее поколение принято считать слишком меркантильным. Ха! – настоящий рай (или даже ад) меркантилизма сошел на нашу грешную землю в 1991 году. Тогда каждый чем-нибудь торговал, и мечтал «подняться» (слово, подразумевающее то, что сегодня называют «раскрутиться» - разные глаголы, используемые для описания одного явления, считаю метками времени). Если и есть разница между нынешним обществом потребителей и тем, прошлым, то оно заключается в настроении – сегодняшние люди настроены прагматично, их предшественники из 1990-х были, как ни крути, романтиками. Даже бригадные пацаны, подарившие культуре распальцовку, и готовые все разложить по понятиям и по жизни, тоже были романтиками – грубыми, но мечтательными махновцами 1990-х. Впрочем, прагматики были и тогда, что убедительно доказывает нынешний состав Верховной Рады, правительства и списки самых богатых украинцев – это они тогда умудрились не просто выжить, а еще и выжать из ситуации все возможное. Теперь правят миром – ну и бог им судья (а кому ж другому их судить? – остальных-то они в состоянии купить; впрочем, к богу-то они тоже контакты пробивают, но описание быта украинских священников и церквей выходит за рамки того, о чем я здесь пишу).

Вернусь к теме всеобъемлющего рынка-базара. Торговля в тот момент стала определяющим фактором в жизни страны и ее столицы...

(планирую продолжить)

0

2

часть 2

Выглядело все фантасмагорично: прямо на тротуаре можно было найти самый широкий (и, что характерно, неожиданный) ассортимент продукции, которому позавидовал бы любой нынешний супермаркет. Мне, почему-то, больше всего запомнилась продажа какими-то мужиками у метро Политех фантастических по потенциальной убойной силе трехлитровых закатанных банок с импортным (это если судить исключительно по буквам на этикетке – истинное происхождение вряд ли знали и сами продавцы) питьевым спиртом. С бутилированным алкоголем до 40% оборота тогда были проблемы (о них – ниже), а спирт можно было купить свободно с рук, разбавить, и даже для эстетики подкрасить (хоть в зеленое, хоть в ядовито-красное) ужасным порошком в пакетиках – знаменитым по тем временам сухим соком Юппи. И советско-новоукраинские граждане, духовно опустошенные годами горбачевского «сухого закона», а также пытающиеся как-то справиться со стрессом, вызванным необходимостью зарабатывать не на привычной работе, а где-то непонятно где, охотно употребляли такой вот эстетский самопал.

Еще помню импровизированные пивные торговые точки – поставленные кругом прямо на асфальт посреди пешеходной зоны ящики с хмельным напитком, внутри которых обычно восседал некий не вполне трезвый и частично посиневший (зимой) или почерневший (летом) субъект, торгующий алкоголем на виду у милиции. Такие «пивбары» как-то очень точно отображали суть нового украинского государства.

Конечно, упоминая стихийные рынки Киева, нельзя не вспомнить и о вершине пирамиды – подтрибунном пространстве Республиканского стадиона (рынок Патент; тогда такие названия – «патент», «менеджер» - любили). Здесь любой покупатель с равной долей вероятности мог приобрести что угодно, или расстаться со своими деньгами без всякого их обмена на товар, а просто по воле крепких ребят в кожанках. Но стадион – это было уже явление макроэкономического уровня. Я же тут все больше о микро, правда, с проекций на макро.

Двадцатое общежитие киевского политеха (оно же – первая «книжка» (здание в форме раскрытой книги), если ехать по Борщаговской из центра) в 1991 году являло собой действующую мини-модель как торгующего Киева, так и всей взболтанной развалом СССР Украины.

Здесь были представлены (и почти в стерильных лабораторных условиях смешаны) основные типажи активной части тогдашнего общества, включая спивающихся от многолетнего академотпуска потомков технической и сельской интеллигенции; каких-то наркоманов; тяготеющих к богатым иностранцам студенток максимально облегченного поведения; отслуживших в горячих точках и восстановившихся студентов (один такой, «поучаствовавший» в усмирении саперными лопатками закавказских волнений, тихо, но непоколебимо опустошался финансово и эмоционально в игровых автоматах, открытых в общежитском полуподвале); бомжей (возможно, бывших студентов); бродячих милиционеров; разноплановых просто студентов. Присутствовали и антагонисты: крепкая рэкетирская молодежь, а также бывшие или действующие комсо- или профработники, делающие первые шаги в бизнесе.

Острой приправой к этому кипящему борщу служил широкий спектр обитавших в общаге национальностей.

Иностранцы в чистом виде были представлены африканцами (про них могу сказать лишь то, что они невероятно любили водку и неожиданно хорошо говорили по-русски), арабами (смысл их жизни в Украине исчерпывался беспорядочными половыми сношениями с местным женским корпусом), остатками кубинцев (интеллигенция на общем иностранном фоне, - о студентах с острова Свободы ходили легенды, что в советские времена они били африканцев вместо наших ребят, возмущенных поведением чернокожих, но не могущих бить дружественных СССР иностранцев) и китайцами (невероятные трудоголики – только учились).

Но были и «новые иностранные», - завезенные еще в советское время (каким недалеким оно тогда было) по обмену из других республик студенты. Среди них выделялись молдаване, знаменитые своими абсолютно безбашенными даже на том разудалом фоне попойками (одни такие как-то накидались в усмерть, выбросили из окна своей комнаты на стоящую внизу иномарку тумбочку, в итоге имели серьезные неприятности, отягощенные кровью и «постановкой на счетчик», с какими-то бандитами). Еще молдавские товарищи торговали в общаге своими «национальными товарами»: шмурдяками различной степени отвратности, королем которых было ароматизированное вино Букет Молдавии, а также сигаретами (тогда считалось, что именно в Молдавии делают настоящее советское Мальборо).

Еще одним организованным этническим «студформированием» были азербайджанцы. Они почти ничем национальным не торговали, за исключением откровенно самопального коньяка Коч-Кор (кажись, такая этикетка была наклеена на бутылки этой спиртосодержащей жидкости, подкрашенной крепко заваренным чаем). Зато выделялись невероятной предприимчивостью, способностью красть все, что лежит (не важно, плохо или хорошо), связями с преступным миром Киева (прежде всего – с авдышевцами, у которых многие знакомые мне азербайджанцы были на подхвате), пристрастием к воскуриванию анаши. Ну и умением накапливаться в невероятных количествах в любых помещениях, где проживает хотя бы один их земляк.

Я сам обитал в одной комнате с представителем знойного Закавказья (а еще с нами жил татарин из Казахстана – парень умный, но безбашенный еще покруче, чем молдаване, в итоге севший за вооруженный разбой), и даже в определенной степени рад опыту подобного межнационального общения.

Смешение народов в общежитии вполне соответствовало пост-советской Украине (кого в ней только не оказалось), причем предприимчивые кавказо-закавказцы в этом котле чувствовали себя уверенней других. Чему в немалой степени способствовала их организованность, а также прозрачность границ, означающая для горячих парней с юга возможность в любой момент оказаться на родине, вне зоны досягаемости местных бандитов или милиции.

Не менее пестрой была и рыночная инфраструктура общаги. Государство в этой зоне свободной торговли присутствовало в виде буфета на первом этаже.

(вероятно, продолжу продолжать)

0

3

часть 3

Более-менее официальный частный капитал представлял салон игровых автоматов в подвале, совмещенный с магазинчиком, основным ассортиментом которого были сигареты и какие-то жевательные резинки с шоколадными батончиками. Еще в холле одного из этажей существовал видеосалон (эта разновидность бизнеса, наряду с компьютерными клубами, судя по всему, была стартовой для многих современных успешных бизнесменов), который, к слову, связал в моей памяти в один узел молдаван и азербайджанцев.

Дело в том, что салоном владел примерно 30-летний аспирант из Закавказья с тихим, но высоким голосом и певучими интонациями немного неграмотного русского. Каждый вечер этот сын Азербайджана с некоторой гордостью выносил из своей общежитской комнаты видеомагнитофон, доставлял его в отгороженную часть холла, где на стенке висел телевизор, перед которым стояли пять рядов кресел а-ля школьный актовый зал (с дерматиновой обивкой, секциями по три кресла – очень характерные). Цена билета на вечерний сеанс была, кажись, 1,5 руб. (тогда еще рубли ходили, ребята! Адзин рубель, бир сум, бир сом, бир манат – ничего эти словосочетания не говорят?), ночной (с более откровенными кинолентами) – 2 руб.

Аспирант (уж и не помню, как его звали), не только продвигал искусство в массы, но и, пользуясь схожестью азербайджанского и турецкого языков (ею тогда желали воспользоваться многие его земляки) организовывал автобусные туры украинских челноков в Турцию. Ну, и сам порой ездил.

Именно из его уст я услышал короткую, но насыщенную историю про молдавских пограничников.

Как-то аспирант, в ходе обычной, в общем-то, беседы, своим льющимся голосом неожиданно произнес: «Мне раньше говорили, что все молдаване – пи..ватые, а я не верил. А теперь – да, пи..ватые». Оказалось, что к столь неприглядным выводам рассказчик пришел при пересечении кордона. Погранцы из Молдавии хотели устроить в автобусе шмон. Азербайджанец, ни минуты не раздумывая, тут же предложил им по десять баксов с человека (неплохой, к слову, куш по тем временам – покупательная способность доллара в 1991 году была невероятной), лишь бы они никого не трогали. Стражи границы отказались от предложения, потом прошлись по салону, что-то проверили, посовещались, и сделали то, чего закавказский видеоноситель не ожидал, и понять так и не смог. «Они сказали – проезжайте свободно», - со взлетающим с каждым словом вверх недоумением передал он слова пограничников. И добавил, уже уходя интонационно вниз, как бы добивая всех уроженцев солнечной Молдовы: «Мне раньше говорили, что молдаване – пи..ватые, а я не верил».

Прозрение азербайджанца (на всякий случай, прошу прощения у представителей Молдовы – ничего личного, только история) не так уж и лишне в данном тексте: аспирант-бизнесмен в несколько анекдотической форме выразил генеральную идею 1991 года: «Кто не берет денег, если у него есть такая возможность, чем бы он при этом ни руководствовался – тот лох». Эта «мудрость» была как бы развитием макродевиза тех лет: «Государство так долго нас обманывало по-крупному, а мы если и тырили у него, то лишь по мелочи, – так пора же восстановить паритет».

Подобное отношение к госинтересам тем легче прижилось, что о неминуемости наказания речь не шла в принципе. Люди из представителей различных общественных слоев и формаций превратились в просто людей, которые действовали в своих индивидуальных интересах. Идеальная анархия, не отягощенная никакой навязанной государством моралью. Завлекательная штука для стойких индивидуалистов, готовых бороться каждую секунду, но весьма губительная для общества: в среде сильных довольно быстро происходит естественный отбор, в котором побеждают, как это ни странно, не сильнейшие, а самые организованные (как правило – воры или власть). Активный генофонд уничтожается (победителям не нужны сильные соперники) или размывается (пост-советский человек беспрестанно искал, где лучше), и пока вырастает новое поколение людей, готовых постоять не только за себя лично, но и за свою социальную группу, получаем позднего Кучму.

Но здесь речь идет о 1991-м – тогда о существовании «мершавенького» директора Южмаша я, признаюсь честно, и не подозревал. Да и когда мне было им интересоваться – жизнь вертелась вокруг иного.

Я уже писал о всепроникающей абсурдности возникающего капитализма. Чтобы завершить тему, приведу примерный перечень тех товарных групп, которыми ворочали мои вузовские знакомые 17-24-х лет отроду, в 1991-м: банальные легкие наркотики, ворованное барахло, консервы, бытовая техника, видео и музыкальные кассеты, шмотки, товарные партии металлического лома и туалетной бумаги (о двух последних пунктах стоит будет написать подробней, потому что они были следствием мощного экономического явления тех лет – бартера).

Еще был самый загадочный продукт. Перед тем, как назвать его, я скажу, что сам ни разу данный товар не видел, и те, кто его продавал, тоже его с собой не носили, - физически он нигде никогда не фигурировал. Однако это не мешало ему быть чуть ли не манной небесной, то есть, товаром, способным принести продавшему его мгновенное и надежное обогащение. Речь идет о сухом змеином яде. Еще раз повторюсь – его никто не видел, цена была весьма туманна, но судя по числу предложений, где-то под Киевом находилась половина мировых запасов этого продукта, которая только и ждала ловкого посредника.

Однако яд – это было эдакое над-явление. Проза жизни была проще и понятней.

Низовыми звеньями супермаркета «общежитие №20», как и всей торгующей Украины, служили разнообразные индивидуалы, в любом случае далекие от экзотического яда. В общежитских условиях они сконцентрировали свои усилия на двух видах товаров – сигаретах и водке (в крайнем случае – вине). И то, и другое тогда было в жутком дефиците, требовало не только денег, но и (если речь шла о приобретении в госмагазинах с целью последующего спекулятивного заработка) выстаивания в совершенно сумасшедших и диких (по настроению) очередях. Однако добытые где-то на стороне, водка и табак могли быть проданы в общежитии с приличной наценкой. Особенно велика была маржа при ночных продажах, - тогда круглосуточных магазинов не существовало, так что в темное время суток пропадала даже эфемерная конкуренция со стороны внешних торговцев.

К слову, почитайте номера московского Коммерсанта за первые годы 1990-х – где-то среди них вы (как и я, в свое время покупавший это издание у торговцев с асфальта в переходе у метро Площадь Льва Толстого) обнаружите подробнейший обзор цен на импортные сигареты на пост-советском базаре №1 – московских Лужниках. Статья, полная графиков, и аналитики по трендам и тенденциям (схожая с современными обзорами фондового рынка), явственно вам докажет, что сигареты были ключевым товаром для всего пространства бывшей одной шестой части суши. Так что мои непрекращающиеся в данном тексте попытки притянуть общежитие ко всей Украине, вполне обоснованны.

Объявления о том, какая комната чем торгует, вывешивались прямо на первом этаже. Часть точек действовала давно, и потому вовсе не требовала рекламы.

(есть настроение не останавливаться на написанном)

0

4

часть 4

Сервис был отлажен так, что любой общежитский кавалер, желая выпить-покурить в обществе прекрасных дам (да и без этого общества), мог, не покидая здания, хоть в час ночи, хоть в три, прошвырнуться по знакомым адресам, и купить и водки, и сигарет.

Самым доступным предложением в общаге (а поначалу – и чуть ли не единственным) были сигареты Столичные и Космос. Сегодняшний украинский курильщик вряд ли их и пробовал (я сам уже десять лет не курю, могу ошибаться, однако, думаю, эти марки больше в Украине не выпускают), но фишка в том, что такой продукт, как сигареты общежитские Столичные образца 1991 года, он и не увидит никогда. Даже если найдет музей быта того времени (а таких, вроде, и нет) или обратится к интернет-ресурсам, ностальгирующим по 1970-1990-м.

Все дело в фасовке. Обычно в цивилизованном мире сигареты продают в пачках, чаще в твердых, реже – в мягких. Правда, советский человек, переживший табачный кризис конца 1980-х, добавил бы деталей в подобное единообразие. Я, например, сам видел в перестроечные годы, как на одном провинциальном базаре сигареты продавали мотками – это был Полет без фильтра, который с завода вывезли (как вариант – сперли) еще до того, как нарезали под размер пачки. То есть, покупатель приобретал такой примерно метровой длины «шланг» сигарет (ну, или несколько «шлангов» – здесь стоит сказать еще об одной непривычности: эти «сигареты» продавали на вес – сама форма продаваемого продукта не оставляла иных вариантов, разве что, можно было бы еще продавать по сантиметрам). От этого «шланга» можно было элегантно отламывать свою норму, и курить именно столько, сколько хотелось, не оставляя излишне «жирных» бычков, но и не мучаясь от лишне-втянутого дыма.

Так вот, в 1991 году в общежитии сигареты с фильтром продавали… Ну, мотками их технически не продашь, это понятно, надеюсь. Их продавали, завернутыми в обычную тетрадную бумагу. Фасовку производили ребята из двух комнат, которые удачно устроились работать (уж и не знаю кем) на киевскую табачную фабрику. Они и тащили с работы сигареты россыпью, на месте уже оборачивая их бумагой, по 20 штук в каждый «сверток». Так и продавали. И конкуренции не боялись – в государственной торговой сети отечественные сигареты тогда были невероятной редкостью. Импортный же производитель, где бы он ни был представлен, предлагал более дорогие варианты. По вечерам, когда ребята приходили со смены, под дверьми их комнат чуть не очереди выстраивались – многие знали, что свежий табачок подвезли.

Бизнес молодых работников табачной фабрики (как и производство отечественных сигарет, собственно) изрядно подкосили челноки, буквально за несколько месяцев в концовке 1991-го наводнившие все торговые точки иностранными сигаретами. К слову, первыми относительно доступными и массовыми импортными сигаретами были Магна (о них говорили, что их производят для американских солдат, а потому подмешивают в табак нечто, снижающее потенцию – уж не из-за этой ли легенды данная марка пропала с прилавков?), Бонд и Конгресс.

За этими «пионерами» на истосковавшуюся по табаку страну пролился целый сигаретный дождь. Разнообразию начала 1990-х позавидуют и нынешние специализированные магазины – каждый уличный ларек предлагал обширнейший ассортимент, завезенный (судя по названиям и надписям на пачках) из самых неожиданных мест. Попадались, например, китайские и египетские сигареты. Часть табачной продукции того времени, произведенной неведомо где, определенно затачивалось под местный рынок. Иначе откуда бы взяться таким сигаретам, как «Лолита», или разнообразным и бесконечным «манхеттэнам», «голливудам» и прочим «амэрикен блендам». Даже если речь шла об известных марках, не уверен, что конкретные пачки сигарет были поставлены в Украину официально, да и вообще были выпущены фирменными заводами.

Впрочем, если денег было мало, приходилось курить даже не контрафакт, а шо попало. Самым кошмарным «шо попало» в моей памяти остались сигареты без фильтра Астра, какого-то среднеазиатского (таджикского или узбекского) происхождения. В том, что это был полностью оригинальный товар, произведенный там, где и было указано на пачке, я уверен. Потому что сигареты были сырыми (фирменный признак всех постсоветских сигарет оригинального производства той поры, - их торопились сделать и сбыть как можно скорее, ведь спрос был невероятно велик). В данном случае это оказалась супер-сырость – поддерживать в отдельных «астринах» тление усилиями легких обычного человека было невозможно. Пришлось сушить пачки на батарее где-то сутки, после чего стал понятен замысел производителя – делая сигареты сырыми, он оберегал здоровье покупателей. Потому что с сухим табаком эта Астра становилась термоядерным продуктом, пары затяжек хватило бы, чтобы завалить табун лошадей.

Наблюдая всеобщую тягу окружающих к табаку, я с парой дружбанов захотел тоже сыграть на ней. Тем более, что разброс цен в разных точках на карте родины (а границы были еще прозрачны, так что за товаром можно было ездить хоть в Москву, хоть в Сибирь) был достаточно широк. Мы пару раз выдвигались на периферию, скупая там что подешевле, и пытались продать все в Киеве подороже. Но ограниченность в оборотных средствах, и то, что мы и сами курили, как-то сводили наши проекты в ноль. Тогда я понял, что дистрибуция сигарет – дело, требующее некоторой подготовки и навыков.

Ко всему к концу 1991-го в стране, говоря языком деловой прессы, усилились инфляционные процессы. Власти  уже в начале 1992 года выпустили купоно-карбованцы. С этими бумажками (они были одного типоразмера, без разницы по номиналу – очень неудобная особенность), поначалу все было более-менее, но потом – понеслась душа в рай, начали на них размножаться нули. Все это еще на начальном этапе создало некоторые сложности со спекуляциями табаком, если не было доступа к производителям или первому звену экспортеров.

Иное дело – водка. Недаром, ой, недаром, евреи в прежние времена держали на Руси-Украине не табачные лавки, а шынки. И не зря царская России ввела госмонополию на водку. Посмотрите на современный корреспондентовский ТОП-100 самых богатых – водочников там хватает, поболе их там будет, чем представителей IT-сектора, к примеру.

Я, вместе со своими однокомнатниками, убедился в блестящих перспективах водочного бизнеса сразу же, как только мы начали спекулятивные операции с беленькой.

Водку в 1991 году официально продавало лишь государство (и именно это делало ее столь удобной для спекуляций – держава-то наша, по старой памяти, даже не подозревала о рыночном ценообразовании, равно как и о гибкости производственных планов, а ведь спрос-то зашкаливал), значит, и рассчитываться за нее надо было по законам, определенным властью. Потому самое время упомянуть об одной интересной валюте, которая ходила в то время (конкретней – в 1990-1991 годах) параллельно с советским рублем до введения купоно-карбованца.

(продолжу)

0

5

часть 5

Речь идет об отрывных купонах.

В стране – так (для удобства) назову это образование по обе стороны от даты развала Союза – ходило слишком много денег и слишком мало нужных населению товаров. Чтобы как-то уровнять оба этих компонента перекошенной экономики, власти выпустили отрывные купоны – разграфленные на квадраты листы формата А4, с прямоугольным полем в центре (там стояла печать организации, которая их выдала, и располагалась горделивое название всего этого безобразия – «картка споживача»). Вокруг, как поля на шахматной доске, были «выстроены» отрезные сектора-квадраты с указанием номинала – 1 руб., 3 руб., 5 руб. и месяца, на протяжении которого они действовали. Приходишь в госмагазин, и платишь в двойном размере – рублем и купоном. Отличие в одном – с купонов сдачи не давали. Такое вот вращение макулатуры в природе.

Без купонов водку не продавали. Я же на первом курсе занимал общественную должность финстаросты, получал для группы стипендию (первая была 17 руб. на человека – это где-то на 42 буханки украинского хлеба): деньги раздавал, а купоны ребята брать не хотели – родителей этим добром вдоволь на предприятиях снабжали. Таким образом, я ежемесячно получал значительную купонную «наличность», которую и внес в «уставной фонд» нашего маленького коммерческого предприятия. Мои «однокамерники» - веселая интернациональная компания – скинулись рублями. И образовался капитал, достаточный для старта.

Рыночная экономика и математика сулили приличные прибыли: покупка по 10 руб. за бутылку (что-то такое, точной цифры не помню), продажа – от 15 руб. (если на носу праздники – до «двадцатки»).

Стартовали мы с ящика водки. Верней, вначале где-то в центре купили вина, бутылок восемь. В общаге их у нас перекупили за пару дней. Логично решив, что от добра вина не ищут, мы взялись за водку.

Она научила простому правилу: хороший человек должен быть если не с кулаками, то, как минимум, с локтями. Чтобы распихивать конкурентов. Без всякой злобы – исключительно ради возможности дышать.

Почему локти? Водка в государственных магазинах той поры была не только продуктом ректификации спирта, но и символом борьбы за права измученных трудящихся. Прежде чем добраться до желудков, «беленькая» проходила несколько этапов.

В магазинах ее начинали продавать после обеда, кажись, с 14-00. Это уже само по себе повышало градус напряжения (ожидание водки хуже самой водки), но прочие условия доводили его и вовсе до невероятных показателей.

Для торговли дьявольским сорокаградусным напитком в магазинах того времени отводили обособленные помещения с отдельным входом, отгороженные от остального торгового зала если не кирпичной стеной, то хотя бы металлической клеткой. Все походило на бои без правил, только в спорте действуют профи, дерущиеся в клетке, а здесь внутри находился продавец-мужчина и ящики с водкой, а вся активность осуществлялась добровольцами снаружи.

Какие очереди стояли за водярой! Бессмысленные и беспощадные, как русский бунт.

Я до сих пор явственно помню два эпизода. Первый связан с гастрономом, современный адрес которого – Вадима Гетьмана, 34 (между Индустриальным мостом и Лебедева-Кумача, прямо напротив остановки общественного транспорта). Водку там продавали с отдельного входа – крыльцо с тремя-четырьмя ступенями, железная дверь, ведущая во внутреннюю квадратную комнату, где напротив входа был с помощью металлической решетки отгорожен закуток для продавца и товара.

Очередь всегда начиналась с улицы. И ее внешняя часть всегда была бесконечной, слегка говорливой, состоящей, как правило, из городской инженерной и рабочей интеллигенции, - людей в целом смиренных и терпеливых.

Мы много раз там скупались, и каждый раз ключ к успеху операции был в руках уже упомянутого мною ранее татарина – Хасана.

Слегка отступлю от темы водки. Если бы меня попросили нарисовать образ монгола для фильма о Киевской Руси, я взялся бы описывать Хасана. Высокий, с кривоватыми кавалерийскими ногами, взрывным темпераментом, быстрый в движениях, с круглым непроницаемым лицом – раскосые глаза, усы отдельно от бороды, густые черные волосы. Если улыбается, то как-то недобро.

За водкой с ним ходить было большое удовольствие. Сделает отмороженное лицо (то есть, не улыбается), скользнет вдоль очереди – и привет, уже в дверях, а потом – и внутри. И ведь ничего особенного не делает, даже локти почти не пускает в ход. Вот как это объяснить? Только каким-то мистическим цепенящим ужасом, который сохранился в наших славянских душевных недрах перед кочевниками с востока.

Короче – Хасан внутри, пора лезть за ним. И я, с сумкой и деньгами, не внушая никакого ужаса, а только лишь извиваясь и делая вид, что меня мама за хлебом послала, толкаюсь за ним.

За дверьми всегда открывалась иная сторона той же очереди – в забитом пространстве где-то пять на пять стоит плотная толпа мужиков, одетая в черное, и с испитыми чернеющими лицами. Дышат перегаром, медленно нависают над клеткой с водкой и продавцом. Местная алконавтия, они проскальзывают заранее в боковую дверь, когда через нее в магазин вносят водку. И толкаются, делая стояние людей на улице почти бессмысленным.

Именно здесь однажды, прямо по головам мужиков, натурально полз к окошку, через которое осуществлялась торговля, какой-то уголовник. Посиневший от наколок, молодой, крепкий, невероятно озлобленный, он еще на входе запрыгнул на своего соседа, когда понял, что даже страх окружающих не поможет ему нахрапом пробиться вперед. Парень запрыгнул – и пополз по верху. Его вынужденно поддерживали (слишком плотно все стояли), и зек по-пластунски, надавливая на головы локтями и ударяя ботинками, быстро добрался до цели. Зло прохрипел на продавца, который уже через пять минут торговли начинал смотреть на окружающих обезумевшими глазами (а потому ему было все равно, куда и кому совать водку, лишь бы получить деньги), отоварился, отполз назад, спрыгнул и вышел на улицу.

Идеальная иллюстрация 1991 года, его правил, законов, да даже и самой сути.

Но люди-то, вот эти, по которым только что прошлись, а они утерлись и продолжили рваться к водке, – они же не были олицетворением тупости, серости и покорности. Они были наши, в общем-то, хорошие люди, не забывшие коллективные ценности, законов товарищество и братства. Потому что и в описанном случае, и в прочих других всегда поддерживали (и не только головами) тех счастливцев, которые добрались до окошка, и покупали вожделенный напиток. Тогда ведь на одного человека давали по четыре бутылки (исключение – если есть справка о свадьбе/похоронах – с ней давали ящик – 20 шт; кое-кто профессионально приторговывал такими справками, в буквальном смысле зарабатывая на своей радости или горе). А мы-то вдвоем-втроем приходили за ящиком. И когда продавец орал – «чего берешь так много, кто с тобой?» эти самые люди всегда поднимали руки. И продавец сникал, и отпускал именно ящик. И бутылки тоже передавали над головами (ведь парой добираться до окошка было бессмысленно – один проталкивался и покупал, а второй уже принимал товар где-то в относительно спокойном уголке). И никогда эти пьяницы не крали передаваемую водку, не покушались на нее, и старались даже не уронить.

Тоже знак времени, какой-никакой, тоже иллюстрация – народ 91-го.

Второй же из запомнившихся мне водочных случаев был скорее комичным. Просто в очереди, которую я намереваюсь в этом месте вспомнить, я не стоял, а лежал. Долго и без результата. Зато весело.

Дело было напротив Киевского института инженеров гражданской авиации – как каждый в прошлом уважаемый советский вуз, нынче он называется университетом.

Напротив главного входа в центральный корпус института был один из первых известных мне ночных отделов, где торговали водкой, - где-то с часу ночи. На официальность этих операций указывал чернильный штамп на этикетке продаваемых бутылок, с повышенной (по случаю ночи) ценой – 15 рублей. На всякий случай напомню, или открою глаза: на советских, и первых пост-советских продуктовых (да и не только) товарах, прямо на заводе на этикетке выбивали отпускную цену (или две-три – в зависимости от так называемого территориального пояса: всего их было три, от самого доступного европейского до дорогого северно-дальневосточного).

Вторым, и даже более надежным, чем штамп, доказательством того, что ночная торговля водкой была законной, служили два-три наряда милиции. Они подъезжали за полчаса до открытия отдела, и дубинками ровняли волнующуюся очередь, каждый из участников которой – в основном, молодежь, многие – в синих шинелях, официальной форме одежды студентов-авиаторов, - хотел пробраться к дверям, чтобы войти в них именно в момент старта продаж. Динамичное такое стояние за водкой получалось.

(продолжу)

0

6

часть 6

Накануне Нового года мы прибыли сюда, подсчитав, что даже завышенная закупочная цена в праздничную ночь позволит получить итоговую прибыль.

Но, как сочинил когда-то русский эпический писатель (периодически еще и пописывавший стихотворения) Лев Толстой, «чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить». Купить в этой сумеречной торговой точке водку оказалось делом непростым.

Дело в том, что двери, ведущие внутрь ночного отдела, охраняли два милиционера, пуская-выпуская клиентов по очереди. С улицы ко входу вели примерно десять не очень крутых ступеней шириной метра в два-три, - на них как раз помещалась шеренга из пяти человек. Чем ближе к лестнице располагались люди в очереди, тем естественней стремились занять место на ней – потому «хвост» (крайние) был худым, а «голова» расширялась до пяти человек в ряд, и в таком «расширенном» составе упиралась во входные двери.

На тех, кто стоял на ступенях, действовали два разнонаправленных вектора силы. С одной стороны – менты, отпихивающие ретивых в момент открытия (для впуска-выпуска клиентов) двери, - они создавали откатное движение. С другой – задние в-очереди-стоящие, видя открывающуюся дверь, усиливали натиск вперед. Напомню, что пространства для маневра в стороны у них не было – пара нарядов милиции стояла по бокам и пыталась поддерживать порядок.

Так, под ритм, задаваемый дверью, толпа и колыхалась – назад-вперед, назад-вперед.

Я оказался в середине тех, кто стоял на лестнице, и в течение часа неоднократно пересчитывал покоренные или сданные мною ступени. Третья, четвертая, пятая. Четвертая, третья, вторая, третья, четвертая. Пятая, шестая, седьмая, шестая, пятая, шестая. Причем в этом пересчете я был как маленький Будда – в смысле отрешенности от мира и сосредоточенности на счете. А как себя еще мог вести человек, который натурально пролежал почти 60 минут на стоящих сзади?

Специфика очереди была такой, что ноги тех, кто оказался на ступенях, примерно на метр опережали голову. В такой позиции начисто отсутствовала точка опоры. Потому я, вместе с соседями, безвольно колебался по лестнице, заглядывая в темное зимнее небо.

Моя нирвана закончилась примерно через час, когда стояние на морозе стало вовсе уж бессмысленным. Водку купил Хасан, вновь воспользовавшись врожденным славянским страхом к своей монгольской наружности, но взял лишь четыре бутылки. Мы выкинули белые флаги, и объявили об отступлении на заранее приготовленные позиции.

Примерно через полгода после описанного случая, в силу разных причин, мы отошли от спекулятивных операций с беленькой. И, надо сказать, сделали это достаточно вовремя. Потому что к концу 1992 года в общежитии (равно как и в стране) началось первичное бизнес-структурирование.

Цивилизованная торговля пришла в общагу в виде не совсем цивилизованных бригадных ребят, которые целенаправленно душили индивидуальные «торговые точки». Они делали это тщательно, как будто были детьми сотрудников советского ОБХСС, поднаторевших в постоянной борьбе со спекулянтами, и почерпнули у своих родителей опыт и хватку.

То, что не смогла (да и не пыталась) сделать милиция, рэкетня провернула блестяще: свободная экономическая зона в общаге прекратила существование. Именно так – студенты не стали платить дань (это не было целью крепких ребят), а прекратили розничную торговлю. И тут же пошли в гору дела подвального коммерческого магазина и пары ларьков, появившихся между общежитиями где–то двумя-тремя месяцами ранее. Знающие люди серьезно утверждали, что рэкет и владельцы перечисленных торговых точек создали то, что в милицейских сводках принято называть организованным преступным бандформированием.

Ларьки – это тоже символ эпохи. Работали круглосуточно, давали широкий ассортимент (на самопальных ларечных полках располагались даже некоторые продукты питания в виде бульонных кубиков, польских консервированных паштетов и кошмарных кетчупов в красных пластиковых бутылочках), и всем своим пошарпанным видом олицетворяли цивилизацию.

С тех пор окрестные студенты уже не искали, где бы купить водку или курево подешевле (тем более, что провернуть такое уже стало невозможно – рынок структурировался не только на уровне общаги), чтобы продать подороже. Они мечтали устроиться ночным продавцом во все активнее плодящиеся ларьки, чтобы заработать себе на жизнь, и, заодно, приторгнуть личным товаром.

Их жизнь ларечная была не сладка – спали черти на чем и, если быть откровенным, черти где (по факту – на товаре), в любой момент готовые проснуться на стук ночных покупателей. Но что же делать – это была школа капитализма, только не по программе MBA, а для наемной рабочей силы.

Тоже самое происходило и по стране. В отсутствие госконтроля частную торговлю прибирали к рукам самые сильные, не понимая, что подобное структурирование играет против большинства из них: власти не могли справиться со стихией, но они уже могли контролировать тех, кто слегка усмирил анархию, и встал над нею.

Все дело в классовом расслоении общества, мать его, о котором так упорно писали коммунисты. Пока все были взбаламученной серой массой, анархия процветала. Как только в толпе проклюнулись успешные и богатые, проснулась и власть.

Уже к середине 1990-х закон в лице милиции и силовых структур так окреп, что отжал многих строптивцев от рыбных мест, или заставил их платить, - рэкет стал государственным. Подобное определение сегодня кажется затасканным, но попробуйте его опровергнуть не просто исходя из идейных соображений, а покопавшись в фактах нашей недавней истории.

Будем считать, что моральное обязательство ввести в повествование немного морализаторства я выполнил, - во власть нашу, в самую душу ее, плюнул. Значит, теперь могу переходить к следующей части моего рассказа, и повернуться лицом к людям 1991 года.

(если дочитали до этого момента, то уже догадываетесь, что я планирую продолжить)

0

7

часть 7

Наши люди

Выше я уже описывал мир 1991 год, как нечто взволнованно-перемешанное, и вскользь упоминал о людях, населявших то время и пространство. Думаю, стоит уделить им еще немного внимания. Впрочем, почему им? Скорее – нам, ведь «я тоже из этих», как пел Шевчук.

Уверен, что необычайная лабильность, охватившая пост-советских людей, не менее важна при описании того времени, чем всепроникающее желание заработать. Они как бы шли рука об руку - предприимчивость (или желание быть предприимчивыми) и неустойчивость (сознания, морали, местоположения). Обе эти характеристики стали, как по мне, ключевыми у «хомо постсоветикус».

Социальная лабильность образца 1991 года была явлением многогранным. Сказать, что стерлась граница между классами – не сказать ничего. Стерлось все, что только можно.

Условно говоря, в 1991 году любой инженер имел неплохие шансы стать уголовником, а любой уголовник вполне мог проснуться владельцем небольшого банка. Впрочем, стремительные рейды вверх-вниз по имущественной иерархии – это вторично. Страна наша тогда была миром бродяг в самом широком смысле. И потому люди как-то проще сходились друг с другом.

Началась эпоха всеобщей винегретизации. Люди перестали видеть проблемы в сословных условностях-условных сословностях. Наверное, главной в те годы стала стратегия выживания, а она не предусматривает глубоких реверансов в сторону положения родителей или происхождения.

Отношение друг к другу у людей тогда могло быть звериным, или даже нежным, но в любом случае каким-то близким. Так, трое ребят из соседней комнаты – дети сельской интеллигенции, с неизжитым патриархальным духом, - как-то отправились на Крещатик знакомиться с девушками. Просто, по их мнению, исключительно на центральной улице столицы можно было встретить киевлянок своей мечты. Они и встретили три «мечты», которые в итоге весьма мирно прожили у них в комнате два месяца, периодически покидая «очаг» ради работы, – а трудились бойкие молодые девчонки в столице проститутками. Но ни «кавалеров», ни «дам» это дело как-то не смущало: «дамам» жить негде было, а «кавалеры», переполненные провинциальной рыцарственностью, не могли им отказать в бесплатном убежище.

К слову, наш интернациональный коллектив (о котором я упоминал выше неоднократно), треть которого имела азербайджанские корни, просто-таки трещал по швам от наплыва всевозможных скитальцев, бросавших в разное время якорь в общаге. Какой фантастический круговорот лиц проходит перед моими глазами, стоит мне начать вспоминать то время! Некая поэтесса, которая сама распространяла свои книжечки; какие-то прикарпатские воры; грузинские «братишки»; базарные торгаши; разбитные разводные дамы; и – зе бест! – один натуральный палестинский урка, и один араб, который, судя по всему, прибыл в Киев для того, чтобы активно обращать в ислам всех вокруг.

Человеческое смешение тех лет помогало не только выживать, но и зарабатывать. Ведь из-за винегретизации отношений практически все двери в стране, которая раньше была частью государства вахтеров и надписей «Посторонним вход воспрещен», теперь оказались если не распахнутыми, то слабо притворенными. Заходи, куда хочешь, предлагай себя или свои идеи.

17-18-летние, мои одноклассники или знакомые в начале 1990-х свободно входили на заводы, в главные приемные, и работали с «красными директорами» по вопросам бартеров, например. Хотя еще парой-тройкой годков ранее людей такого возраста и такого социального бэкграунда дальше проходной и не пустили бы.

Я сам убедился в прозрачности дверей, правда, не заводских, а банковских, и не в 1991-м, а чуть позже – в 1993-м. Но сути дела это не меняет – свобода чрездверидвижения сохранялась все первую половину того сумбурного десятилетия.

Моему опыту свободного проникновения в банковские структуры предшествовал финт вполне в духе того времени: я с приятелем решил на время бросить КПИ в виду его полной бесперспективности. К этому шагу нас, потенциальных инженеров-механиков со специализацией «обработка металлов давлением» (к слову, как учит нынешнее время, неплохая специализация – из нее до миллиардера вырос Пинчук и еще какой-то из нынешних олигархов) подстегнул опыт похода на практику в кузнечно-штамповочный цех завода Большевик.

Трудно поверить, что сегодня это солидное режимное предприятие скукожилось до каких-то пары строений, поглощенное мощным торгово-развлекательным комплексом. Впрочем, о том, что завод кончит чем-то подобным, можно было догадаться уже в первый годы независимости. Ведь на огромной цеховой территории, забитой оборудованием, в момент появления нас, студентов-второкурсников, трудились не более шести человек. Трое – начцеха, его зам и технолог – встретили нас, и провели показательно-описательную экскурсию. Они сделали все, что смогли, чтобы заинтересовать нас. Но могли они немногое: показывать пресса, молоты и прочие горизонтально-ковочные машины, но об их работе лишь рассказывать. Потому что на весь цех (а помещение это было большим и высоким) имелось трое рабочих, которые занимались весьма содержательным производственным процессом – на маленьком молоте (не на большом молотке, а именно на молоте – это такой агрегат) рубили прутки, предназначенные, как оказалось, для могильных оградок. Символично так.

В общем, замерший цех и прочие прелести тогдашнего функционирования промышленного потенциала Украины настроили нас с приятелем не на обучение премудростям ковки и объемной штамповки, а на становление в качестве идейных борцов за денежные знаки. Но для начала мы решили подковаться, и отправились в провинциальный Славянск, Донецкой области, где в тот момент один амбициозный человечек открыл едва ли не первый коммерческий вуз, который (вполне в духе времени) должен был готовить различных менеджеров-маркетологов и тэ-дэ и тэ-пэ.

Сейчас я еще немного расширю лирическое отступление перед переходом к теме банков, потому что не могу пройти мимо Славянска просто так.

У меня есть такое устойчивое внутреннее убеждение, что в некоторых городах или даже их частях по необъяснимым законам иногда консервируется определенный исторический период. Это трудно передать словами, и тяжеловато в деталях показать, но, к примеру, в родном для меня Ивано-Франковске есть район, который не только зданиями, но и общей атмосферой, царящей даже в магазинах, безусловно ассоциируется с 1970-ми. А вот брусчатка и старые рыночные ряды в центре того же города – это, для меня, 100%-й отсыл куда-то в 1930-е.

Интересно, что в крупных городах подобное как-то слабо ощущается. В мегаполисах всегда, даже в старых, однотипно застроенных районах, живет активный дух настоящего. И такие, казалось бы, мощные носители  исторического духа, как киевская Борщаговка, заповедник хрущевок и гостинок, - по ощущениям все равно оказываются лишь современным спальным районом с плохими характеристиками. Ожидаемого по интерьеру духа 1960-70-х там нет, если не считать за него перегарные ароматы в уличных наливайках.

Так вот, в этом плане город Славянск для меня законсервировал в себе дух начала 1990-х. Я, правда, там давненько был, но то, что видел ранее, было почти лубком на первые пост-перестроечные годы, такой выпуклой картинкой, которую можно было смотреть даже руками. Нигде более, даже тогда, в годы юности, я не видал столь отвечающего времени населенного пункта.

На эту 1990-стость Славянска работали сразу несколько факторов. Во-первых, пошарпанный вокзал в неимоверной путанице ж/д путей, забитый толпами людей – как символ страны, съехавшей с катушек и вставшей на колеса. Во-вторых, небольшой палисадник сбоку от вокзального здания, который почему-то облюбовали местные инъекционные наркоманы – весьма заметная социальная группа того времени. В результате они оказывались одними из первых горожан, которые встречались приезжим, и производили на гостей Славянска незабываемое впечатление – частично лишенные конечностей или с ними, но распухшими, на костылях и с палками, с лицами демонов, прошедших все круги рая. В-третьих, за зданием вокзала находилась (думаю, и находится) остановка троллейбуса, ходящего как бы по кольцу (то есть, без выраженных конечных, на которых салон полностью освобождается от пассажиров). Этот рогатый общественный транспорт в славянских условиях оказывался почти смертельно забит по утрам местными жителями, с серыми лицами стремящимися на работу. Такой давки я не видел нигде. И только в Славянске я живьем наблюдал пассажиров, едущих на задних подножках троллейбусов (на них водители становятся, когда проводят операции со штангами). Нечто похожее мне встречалось исключительно в советских фильмах про 1920-40-е годы, когда хулиганистые герои схожим образом передвигались на трамваях.

Ну, и в-четвертых, дух предпринимательства, пронизывавший этот донбасский город. Ярче всего для меня он выразился одной ночью.

Прибыв в город на учебу, мы поселились в местном частном секторе – скопище одноэтажных домов и невероятно лужистых проселочных улиц между ними. Однажды, поздно возвращаясь к месту жительства, наш коллектив брел между луж, подозрительно напоминающих размерами если не озера, то, как минимум, пруды. В одном месте, на переходе между двумя «прудами», мы были встречены мощной фигурой. Фигура была одета в темное, от нее веяло перегаром и закусью, ее покачивало. Но ботинки этого человека каким-то чудом оставались неподвижными, не давая ему сойти с узкого сухого перешейка между лужами. В общем, все условия для падения пьяного мужика лицом в глубокую и мутную воду были соблюдены, но он почему-то не падал. Наверное, его держал донбасский характер.

Так вот, при нашем приближении мужик, не переставая тополем раскачиваться на ветру, начал что-то мычать и совершать движения руками (ногами, он, что характерно, не двигал, что в его ситуации было очень разумно). Мы напряглись, ожидая чего угодно. Например, того, что он попытается взять с нас плату за проход по сухому участку.

Но «фигура» прочистил горло и выдал, причем довольно четко, следующее: «Мужики, если вам сантехника или керамика нада [а Славянск славился своими керамическими производствами] – то аж бегом!». В то, что он сумеет «аж бегом», мы засомневались, и ответили, что в другой раз. Потом как-то боком обошли эту статую первородного коммерсанта, который даже будучи вусмерть пьяным, даже глубокой ночью и даже посреди глухой улицы искал сбыта своим товарам. Ну, и отправились дальше, оглядываясь назад, как бы проверяя – как там идет торговля.

Вот все это многообразие факторов, дополненное кучей мелких деталей, и заставляет меня считать Славянск идеальный носителем пост-перестроечного духа.

На этом месте я со славным Славянском покончу, и перейду к тому, как закрытые украинские банки начала 1990-х становились очень открытыми.

0

8

часть 8

Знакомство с финучреждениями того периода мы (то есть, я с товарищем) начали по ходу «командировок» от славянского коммерческого вуза в Киев. Мы сами их придумали – рекламировали вуз среди столичных банков, договаривались о практике для студентов. Эти формулировки – реклама и возможность практики – магически действовали на ректора-хозяина вуза в донбасской провинции. И он под это дело даже выписывал нам за вояжи в Киев командировочные – удивительный факт для человека, который старался содрать со студентов деньги, а не раздать их.

Мы его не обманывали – действительно рекламировали. Даже самостоятельно слепили на ЭВМ – это так тогда назывался ПК, - некий буклет о вузе с нами же придуманным текстом. Распечатали его, согнули под размер, и брали с собой на встречи.

И действительно договаривались о практике.

Но (как бы заодно) искали возможностей для собственного бизнес-развития. А еще, что немаловажно, на шару ездили домой.

Тут самое время легкими штрихами обрисовать главных «героев» нескольких последующих абзацев – а именно, столичные банковские учреждения.

В начале 1990-х коммерческие банки в Украине выглядели несколько неожиданно по меркам нынешнего времени. Cегодня подавляющее число банков имеют хоть какую-то ориентацию на розницу, и рассчитаны, в своем большинстве, на массового клиента, покорно несущего деньги или документы, в зависимости от выбранной формы сотрудничества (кредит или депозит). Отсюда – распахнутые двери современных банков и их многочисленных отделений, их открытые офисы, сотрудники в каких-то форменных безобразиях – еще с натугой, но уже приветливые. И всякое прочее.

«Папы» этих современных финансовых структур – учреждения образца 1991-95 годов – были куда суровее. Не буду подробно рассказывать о технологических отличиях, как, например, о том, что при них не было банкоматов или терминалов. Этих штук тогда не имелось в принципе, да и они – отнюдь не главная «метка» времени.

Главное – коммерческие банки начала 1990-х были в большинстве своем структурами закрытыми. Занимали, как правило, какой-нибудь особняк, отделений не имели. Депозиты принимали (хотя в условиях скачущего курса подобные вклады не имели особого смысла), потребительские кредиты не выдавали. Перед клиентами финучреждения начала 1990-х, распахивали, как правило, исключительно окошко обменника валюты – узкое и зарешеченное.

Значительная часть свежерожденных украинских комбанков встречала клиентов тяжеленными деревянными дверьми с красивыми металлическими ручками и мощными возвратными пружинами, с неизменными камерами видеонаблюдения, и атлетичной охраной, дежурящей на входе, которая далеко не каждого клиента соглашалась запустить внутрь.

Подобная специфика была естественным продолжением исконной сути многих из первых украинских банков – им незачем было быть открытыми. Их контакты с населением ограничивались, как я уже сказал, разве что валютообменными операциями. Конкуренты, в лице частников-менял на вокзалах и рынках, были, правда, в разы эффективней. Риск быть «кинутым» ушлыми уличными валютчиками, конечно, существовал, но учитывать его стоило в случае, если меняешь деньги в незнакомом месте у незнакомых людей. Зато, в отличие от банковского «окошка», сделать «чейндж» у частника на рынке можно было до глубокого вечера.

Банки же в те времена и не думали угождать массовому клиенту. А зачем? Многие из них создавались под нужды нарождавшихся финансово-промышленных групп или же использовались для отмывания капиталов сомнительного происхождения, в крайнем случае – под различные крупные финансовые аферы. В общем, по мелочи те банки не работали.

«По мелочи» работали трасты. И в этом деле добились впечатляющих успехов. Доверительные общества с фантасмагорическими названиями вообще стали лучшей школой капитализма, довольно быстро отвадив заметную часть доверчивых отечественных буратин от вложения денег куда-либо, кроме долларовой «нычки» под паркетом (или «тайника» внутри трехлитровой банки, заполненной гречкой или иной крупой). Трасты облегчили дураков от давления лишних денег, и навсегда умерили аппетиты советских рабочих и крестьян, лишив их (вместе с ребятами, скупавшими приватизационные сертификаты) статуса привилегированных классов. Прошлись, так сказать, длинным серпом по дряхлому молоту.

Раз уж тут как-то само собой упомянулось про приватизацию, то добавлю, что в те времена существовал еще один странный способ «валютообмена» - можно было выменять на деньги (по невысокому курсу) свой приватизационный сертификат. Они появились уже не в 1991-м, а годом позже.

Сертификаты бесплатно раздавались всем гражданам страны, но на руках они, как правило, оказывались у тех украинцев, которые не удосужились прямо на собственном рабочем месте (на заводе или в магазине, которые массово превращались в ОАО - в таких вот экс-госструктурах директора частенько собирали сертификаты трудового коллектива, формируя будущий пакет акций) пристроить личные права на маленькую часть некогда общей социалистической собственности, которую государство в те времена решилось денационализировать.

Эта операция – обмен сертификата на деньги – тоже производилась порой прямо на улице, у частников: такие часто встречались возле здания, которое тогда занимал универмаг Украина на площади Победы – сегодня этой такой недешевый шопинг-мол.

Понимаю, что меня носит, как заднеприводный автомобиль в разбитой и заледенелой зимней колее на подъеме, но то, что я постоянно отвлекаюсь от темы – это не злой умысел, а особенность работы памяти и желание как-то восстановить картину прошлого в ее интересных деталях. Поэтому и приостановил машину повествования на приватизации – но лишь затем, чтобы вновь поддать газу.

Банковское волшебство, с которым мы столкнулись, заключалось в том, что закрытые со всех сторон и почти забронированные банки с легкостью распахивали свои двери даже перед студентами. Главное, чтобы студенты могли предложить что-то неожиданное, и тогда они не только попадали внутрь, но и препровождались на встречи к высшему руководству.

Мы с товарищем предлагали этим банкам для начала сотрудничество с коммерческим вузом (а такие тогда были крайне редки), а после и кое-какие другие услуги. Дело в том, что мы решили сделать своей деловой специализацией необычную дисциплину – маркетинг. Штука по тем временам почти не нужная никому, кроме, разве что, трастов (но у них там все было понятно – заявляй проценты более 1.000 годовых, и собирай клиентов). Но все же людей из банковской сферы этой как-то интересовало. Мы же на тот момент представляли из себя крутых профессионалов, пытающихся говорить на не совсем понятном языке. Знания наши действительно впечатляли: мы прочли книгу Филипа Котлера, забугорного гуру маркетинга - "Основы маркетинга", выпущенную в Москве в 1991 году. Нам ее хватило.

(продолжу)

0

9

часть 9

По нынешним временам это выглядит крайне самонадеянно: опыта работы нет в принципе, знания близки к нулю, - и при этом бравая молодежь идет вперед, на штурм заблокированных хмурой охраной финансовых вершин.

Мы, конечно, кое-что могли. Несомненно, могли прикинуться молодежью, горящей новыми перспективами. Еще могли свои скудные профессиональные тылы скрыть за словом, то есть, сказать некую заумь. Но в ту пору наш лексикон – сильнейшее оружие современных столичных маркетологических гуру – был, как я сейчас понимаю, слабоват. В профессиональном словаре максимум, что мы имели – «уникальное торговое предложение», и никаких таких ударных конструкций, как «ключевая компетенция» или «дифференцировать направления диверсификации».

Как выражает свои мысли современный специалист подобного профиля? Уверенно и легко извергая выражения (или выражая извержения), бессмысленные в своей беспощадной очевидности: «Конкурентоспособность компании, если она не лидер по издержкам и не имеет инновационных продуктов, может основываться только на двух подходах: быть другой или лучшей. Признание этой очевидной вещи позволяет создать такой эффективный маркетинговый инструмент, как карта позиционирования» (перепечатал из колонки в Форбсе Игоря Гуты, управляющего партнера какого-то шведского проекта). Мне эти слова (и другие, которые я уже не привел в силу нежелания уделять им много места) напоминают о чтении книги Фридриха Ницще «Антихрист. Проклятие христианству», которую я пытался силой преодолеть как раз в 1991 году: вообще-то я много и быстро читал, но словеса немецкого философа давались мне так сложно, что, перечитывая предложения, а после и абзацы, я пробирался через лес его мыслей со скоростью две-три страницы в неделю, и мое упорство покинуло меня ранее, чем закипели мозги.

Мы так складно заворачивать бессмыслие в слова не умели. Зато наш юный маркетинг-бэнд признавал другую «очевидную вещь»: в стране царит атмосфера первичного перераспределения капитала, и надо действовать, то есть, прорываться поближе к этим перераспределяемым потокам. А прорываться – это означало «идти по прямой». Не по головам, конечно, но расталкивая всех локтями, - то есть, здесь сами собой просились в работу качества, приобретенные в период спекуляций водкой.

Технология нашего проникновения в банки была проста: мы обзванивали финучреждения, рассказывали, что к чему и напрашивались на встречу. А там слово за слово – и от менеджеров средней руки стремились на встречи с топами.

Не скажу, что перед нами открылись все двери, куда мы ломанулись, но кое-что удалось. И я не уверен, что нынешние 20-летние студенты смогут провернуть с современными банками подобное – в нескольких случаях наш коллектив «юных маркетологов» довольно глубоко внедрился в «целевую аудиторию». В активе оказался ряд директоров по маркетингу (или людей, чьи должности являлись, если так можно сказать, вариациям на эту позицию), какой-то руководитель АКБ Видродження (точной его должности не назову уже). Еще – глава правления одного банка, о котором (о банке, в смысле) у меня в памяти осталось лишь расположение его главного и единственного, судя по всему, офиса: это был старинный особняк в районе северных платформ главного столичного ж/д вокзала. По всему выходит, что это должна быть улица Вокзальная, та ее часть, что формально отделена от участка, по которому ходит общественный и всякий прочий транспорт. Банк был «закрытым» - двери, охрана, никаких тебе операционных залов. Внутри была коллекция картин на стенах и довольно молодой предправления. Все, более не помню ничего, кроме того единственного, что в итоге именно сюда мы пристроили одного студента на практику.

Жемчужиной нашей «коллекции» стал Леонид Черновецкий, на тот момент –владелец Правэкс-банка, ряда коммерческих магазинов и других бизнес-площадок. В ту пору он не был еще ни депутатом, ни экс-депутатом, ни мэром Киева, ни экс-мэром. И на готовый персонаж комедийного шоу а-ля «95 квартал» этот титан современной самосатиры и садо-юмора в начале 1990-х тоже не был похож.

Черновецкого в ту пору начала интересовать (ну, между прочими делами) социология. И когда правэксовские маркетологи рассказали ему о визите неких студентов, он решил использовать нас в своих целях, для чего и вызвал к себе. Поскольку бесед с ним состоялось несколько, и все они проходили в однотипном антураже личного кабинета «команданте Че» в Правэкс-банке на Кловском узвозе, Эл-Эм Черновецкого генерации «начало 1990-х» я помню неплохо.

Застать его в ту пору в банке было несложно: приходи в выходной день к офису (Че любил посидеть в закованном в гранит Правэксе не только в будни) и смотри – стоит его длинный мерс перед входом или нет. Если пылиться здесь, что случалось часто – вперед, к дверям – охрана нас уже знала, и после консультации с секретаршей в большинстве случаев пропускала.

В быту будущий главный гречконосец производил впечатление вполне адекватного человека, чья внешность с расквашенным «боксерским» носом удачно подходила к типическому образу бизнесмена 1990-х. Единственное несовпадение заключалось в поведении банкира: он не «грузил» по-пацански, и не врубал босса, а был в чем-то даже вполне мирным и интеллигентным человеком. Сидел, правда, в большом кабинете со всеми причиндалами – грудастой секретаршей (впрочем, она вся была какая-то плотненькая, эдакая «почти пышка»), двойными дверями (натуральное дерево), пышной мебелью (натуральное дерево), с развешанными по стенам распятиями различных тропических бабочек (в рамках из натурального дерева). Еще курил, бродяга, - Мальборо, довольно неординарно разламывая откидной клапан картонной пачки, вместо того, чтобы попросту откинуть-открыть его.

Как я уже сказал, Че хотел социологии, и, как мы чуть позже поняли, – с прицелом на политику. Он уже тогда, судя по всему, искал простых путей к рулям власти, - так что не удивляйтесь тому, как шут мог стать королем: Черновецкий, при всем своем нынешнем скоморошестве, был (и остался) человеком последовательным. Впрочем, иного и ждать не стоило – иначе не создал бы этот человек миллиардный бизнес, и не продал бы его ключевую составляющую – банк – за $ 750 млн. ошарашенным итальянцам. Да и в быту он оказался парнем из дивной категории «не промах» - старуху-жену отставил (правда, ценой больших бабок – но в мире больших бабок каждая бабка может и даже должна рассчитывать на солидные бабки в качестве отступных), молодуху-жену нашел.

Как я сейчас отклонился от генеральной линии рассказа о встречах с Черновецким, так и беседы с ним на тему социологии, имевшие место в начале 1990-х, со временем стали склоняться в сторону эдаких раздумий владельца Правэкса о том, как он строил свой бизнес. Наверное, ему уже тогда нужна была какая-то аудитория – позже-то он книги стал издавать на эту тему.

А тогда аудитория нашлась в нашем лице, и из первых уст узнала, что молодой проректор (или кто он там был в конце 1980-х) киевского госуниверситета начал дела, не вложив ни копейки (гордился он этим): мол, все иностранная родня (женина) – завалила импортным товаром под реализацию, а ему оставалось лишь торговые площадки организовать. А дальше – пошло-поехало. И к банку приехало. В этом месте, правда, Черновецкий подробностей не добавлял.

На момент нашего схождения в одной точке пространства будущий мэр стал активно дифференцировать свои бизнесы. Если груз из двадцати прожитых лет окончательно не выдавил из моей головы подробностей, Че в ту пору рекламное агентство открыл, задумался о торговле автомобилями, финансировал выпуск оригинального «клона» московского Коммерсанта – весьма желтую (по качеству бумаги и наполнения) газету Коммерсант Украины.

Сейчас-то я понимаю, что надо было ковать это железо, не отходя от кассы – но тогда социология нас не прельстила. В итоге мы выдоили из Черновецкого и его структур какие-то смешные по современным меркам деньги (думаю, в сумме – баксов двести-триста, не более) и двинулись искать счастья в другие места.

Я и сейчас готов отбросить бывшего столичного мэра куда подальше, и перейти к иной части моего повествования.  Тем более, что тема открытости дверей, которую я преподал как иллюстрацию открытости возможностей в начале 1990-х, на данном этапе рассказа самоисчерпалась.

(продолжу)

0

10

Прочитал. Понравилось. Здесь есть некоторые ответы на вопрос о причинах поголовной некомпетентности укров во всем, за что они берутся. Если вспомнить, что кадры системы международных отношений и государственного и экономического управления ковались и находились в Москве, не трудно представить с чем укры вышли на старт в гонке за свою незалежностью даже с нулевымиистартовыми долгами. При таком раскладе у них объективно не было, да и сейчас нет никаких шансов.

0


Вы здесь » СВОБОДНАЯ ФОРА Credo quia absurdum » Украина » воспоминания блоггера - 1991 год