Глядя на жалкие попытки всех участников украинского трагифарса – и власть, и оппозицию – договориться и обмануть, продемонстрировать несгибаемость и не забыть осведомиться, а почем она нынче, осудить «Беркут» и укрыться за ним же, с печалью узнаешь картины прошлого России.
История повторяется – на этот раз в виде фарса. Привычный афоризм. Заучили – повторяем. А мне кажется, что фарсом повторяется только то, что фарсом и было: поди обрати фарсом Курскую дугу. Просто потом фарсу, которому предписано повториться, придумывают красивые декорации, переписывают диалоги и перегримировывают вождей.
А куда деваться? Свалили вы царский режим в России. Где германец помог, где англичанка, где само сгнило по давней российской традиции. И что, пусть в веках останется, как три десятка мародеров ворвались в позорно брошенный Зимний? А позвать-ка сюда Сергея Эйзенштейна, того самого, у которого папа, «безумный кондитер», в Риге пряничных домиков для зажравшейся буржуазии понастроил. Дальше кадры из его «Октября», его дым, штурм, залп войдут в тысячи документальных фильмов, где «рабочий тащит пулемет, сейчас он вступит в бой, висит плакат «Долой господ, помещиков долой». Ах, он не тащил? А подать сюда Сергея Михалкова – вот, уже рабочий пулемет тащит как миленький, и миллионы советских детей знают это наизусть.
В 90-е годы мы сами стали свидетелями революций не меньшего масштаба, августовских, а потом и октябрьских, но, будучи современниками, никакого величия за ними не признали, хоть убей. С самого начала не верилось как-то в коварное заточение Горбачева, да и руки тряслись у путчистов. Были смешные моменты, когда во двор музея истории революции затащили сгоревший троллейбус из баррикады на улице Лесной, гордо поставили его рядом с практически ленинским броневичком. Простоял он там недолго: путч был фарсом, сил превратить его в окончательную победу демократии не было, пришлось еще по Белому дому из танков пострелять. И троллейбус тихо вытащили, сдав реликвию в металлолом. Не потянул он на «Аврору».
Да и легендировать события сейчас совсем не просто. Если раньше можно было, когда дым рассеется, придумать новую трактовку, а то и целое событие, то теперь, когда в каждой машине видеорегистратор, надо писать фальшивую историю прямо сейчас, в кадре. И пишут: вот на майдане человек с металлическим щитом целится куда-то из револьвера. Мнение некоторых западных СМИ однозначно: боец «Беркута» расстреливает мирных демонстрантов. Конечно, беркутовец не может быть по определению вооружен револьвером времен гражданской, конечно, он не ходит в бейсболке, но кто это будет разглядывать в современной информационной спешке? Хотя репортер-то вроде обязан разглядеть... Но где вы видели последний раз объективного репортера из учебника журналистики для первого курса? Все солдаты информационных войн! Следом возникает ролик: «беркутовцы» бьют голого оппозиционера на морозе. И действительно, один из бойцов поддает голому гражданину по причинному месту, за что удостаивается замечания от коллег. Маленький пустячок: фриковатый гражданин этот сам разделся, а потом вознамерился самосжечься во имя Майдана и победы революции. Бойцы его лишили этой возможности, зачем-то сфотографировали, на память, наверное, и затолкали в теплый автобус. Но кто же из тех, кто запустил «замороженного» в Сеть, вам расскажет предысторию душераздирающего ролика? Разве бойцы «Беркута», но им лясы точить некогда.
В ситуации, когда кругом каждый сам себе Эйзенштейн, фарс надо превращать в историческое событие не завтра, а на месте, сейчас. Вот бунтовщики, вывернувшие булыжники из мостовой, сжегшие тонны автопокрышек, изувечившие на площади все скамейки, на камеру подметают Крещатик и собирают пивные бутылки в мешки. Вчера они кувалдами откалывали нос статуе Ленина, сегодня оборачивают в мешковину памятник Лобановскому. Всё верно: они же за евроинтеграцию! Я не удивлюсь, что вскоре на майдан в дополнение к продуктам питания и палаткам (вот только покрышки догорят) завезут и отдельные ящики – сепарировать мусор на стекло, пластмассу и бумагу. Ведь еврозаказчик вовсе не желает видеть картину украинского бунта, клона русского, бессмысленного и беспощадного. Не дай Бог! Нужна картинка европейского бунта – осмысленного и экологически чистого.
Вопрос только в том, как обернуть в красивый еврофантик вырвавшуюся на «Свободу» агрессию, черную сотню, эсэсовщину? Как затолкать обратно в пустые бутылки жгучий националистический коктейль? Может, Арсений Яценюк снимет очки да утихомирит молодцов, что намерены жить дальше без «жидов и москалей»? Нет, пусть Кличко. Он ритор прирожденный, он убедительней говорит про евроценности, он сам оттуда.
Глядя на жалкие попытки всех участников украинского трагифарса – и власть, и оппозицию – договориться и обмануть, продемонстрировать несгибаемость и не забыть осведомиться, а почем она нынче, осудить «Беркут» за применение силы и укрыться за ним же, как за последним щитом, с печалью узнаешь картины прошлого России. И совершенно иначе оцениваешь и жесткие недавние действия власти, когда Навальный пытался развернуть палаточный городок, играя в «Оккупай Абай», а за спинами взявшихся за руки друзей, гулявших по бульварам против Путина, что-то мрачно просвечивало.
Не то Бирюлево, не то Крещатик.
Яндекс.Директ