29 ноября 2012, 17:22
Как будто услышав лозунг «Хватит кормить Кавказ!», правительство снизило бюджетные расходы на программу развития СКФО
На развитие Северного Кавказа государство выделит существенно меньше денег, чем изначально планировалось. Если летом прошлого года общий объем инвестиций в программу развития округа до 2025 года должен был составить 2,6 трлн рублей, то на днях в правительстве было принято решение сократить бюджет до 316,4 млрд рублей. По мнению ряда экспертов, суммы будут и далее снижаться.
Как выяснило издание «Известия», инициатором урезания бюджета Северному Кавказу стало Министерство финансов. Как известно, Минфин всегда урезает расходы рассматриваемых им программ. В случае с Северным Кавказом министерство исходило из позиций здравого смысла и реальной оценки возможностей небезграничного федерального бюджета. С позиции здравого смысла оценил новость о секвестировании северокавказских дотаций и заместитель председателя правительства Ингушетии Павел Пущин, заявивший, что в урезании нет ничего неожиданного. «Каждый субъект должен формировать собственную налоговую базу из реальных секторов экономики, чтобы самим автономно формировать объем расходов, связанных со строительством социальных объектов», — добавил Пущин.
Размер расходов на финансирование северокавказского региона, который существует на данный момент, многие считали завышенным. Такая оценка складывалась во многом исходя из сравнения затрат на Северный Кавказ с затратами на другие российские регионы. К примеру, если взглянуть на общую сумму дотаций, субсидий и субвенций региональным бюджетам на душу населения, то можно увидеть огромную пропасть между суммами, выделяемыми разным областям. Если пользоваться ресторанной лексикой, то пока одни стоят у богатого шведского стола, другие довольствуются крохами и объедками с чужого пиршества. Так, в Белгородской области в 2010 году на одного человека приходилось 958 рублей федеральных дотаций, а в Нижегородской — 1004. В то же время на чеченца в год выделялось 13 021 рубль, а на ингуша — 15 258 рублей. При этом стоит отметить, что на северные регионы выделялось гораздо больше, чем на Кавказ.
Особо стоит отметить факт, что расходование денег, утекающих на Кавказ, очень трудно контролировать. Несмотря на щедрые дотации, качество жизни населения Северного Кавказа оставляет желать лучшего. Уровень безработицы в регионе крайне высок. Зато на Северном Кавказе есть определенный круг лиц, «приближенных к “кормушке”», которым живется очень хорошо. К примеру, в Грозном на фоне шикарных небоскребов живут нищие местные жители, жалующиеся на отсутствие в республике работы. Даже если присмотреться к Северному Кавказу «невооруженным взглядом», становится понятно, что существенная часть дотаций оседает в карманах чиновников, имеющих доступ к выделяемым Москвой финансам. В прошлом году блогосферу потряс случай, когда на сайте госзакупок появился заказ от дагестанских чиновников, которые захотели купить партию серебряных часов общей стоимостью более 2 млн рублей. Любят часы и в Чечне: в 2011 году футбольные звезды-ветераны получили щедрые подарки за участие в товарищеском матче по случаю открытия «Ахмат Арены» в Грозном. Это были часы с бриллиантами, цена которых колеблется от 12 до 70 тыс. евро за единицу. Банковские счета экс-футболистов увеличились на суммы от 200 тыс. до миллиона евро. А совсем недавно стало известно, что дагестанские власти решили выделить 6 млн 700 тыс. рублей из бюджета, чтобы застраховать госслужащих от психических недугов, к примеру слабоумия.
Все это происходило под крики московских митингующих: «Хватит кормить Кавказ!» Не удивительно, что в правительстве решили наконец озаботиться проблемой финансирования Северокавказского региона. Частично планы по Северному Кавказу озвучил полномочный представитель Президента в СКФО Александр Хлопонин, заявивший, что к 2025 году Северный Кавказ должен выйти на полную самоокупаемость. Правда, хлопонинская программа требует привлечения более 2 трлн инвестиций, да и пока что никакого движения к самоокупаемости в СКФО не наблюдается. Но это, как говорится, мелочи жизни. Главное, что сигнал о том, что «халява» кончилась, на Кавказе получили.