У сталинского соратника Лаврентия Павловича Берии была столь обширная титулатура, что озвучивать ее пришлось бы не одну минуту. Поэтому интересней его представить званием, которое, кроме Берии, имел еще только Игорь Курчатов, отец советской ядерной бомбы. Человек, имя которого было страшно даже произносить его современникам, был расстрелян ими 23 декабря с чувством огромного облегчения.
Между арестом и расстрелом великого и ужасного первого заместителя председателя Совета Министров СССР и по совместительству министра внутренних дел страны Лаврентия Берии 5 месяцев – с 26 июня по 23 декабря 1953 года. Есть, однако, версия о том, что и арест, и протоколы допросов, и последняя речь на закрытом суде страшного, кровавого Берии сочинены уже после того, как, заручившись поддержкой большинства членов ЦК и высокопоставленных военных, обмирая от собственной смелости, Никита Хрущев обвинил Берию в шпионаже, дал знак и в зал вошли маршалы – Жуков, Конев, Батицкий и другие – с пистолетами в руках и кончили Лаврентия прямо в соседнем помещении. Сразу же, желая прекратить десятилетия собственного ужаса перед этим палачом – и реально опасаясь, что малейшее промедление даст Берии ускользнуть и поднять на заговорщиков мощнейшую в мире полицейскую махину министерства внутренних дел СССР. Даже если это и неправда – она похожа на нее поболее любой другой версии.
Мингрельский мальчик Лавренти Павлес дзе Бериа из полунищей семьи всегда был способным. Очень способным. Впоследствии – способным на всё. Он поднимался с колен сам – получая образование на последние гроши, участвуя в подпольной деятельности революционеров всех мастей в Закавказье, ставя, по-видимому, на всех в те смутные времена. А потом оправдываясь перед партией победившего пролетариата: "в мусаватскую разведку был послан партией и вопрос этот разбирался в ЦК Азербайджанской КП(б) в 1920 году".
Затем безжалостно преследовал тех же мусаватистов, выстраивая карьеру в новой власти – советской. Карьера Берии всегда развивалась в карательной системе Чрезвычайной комиссии, Особых отделов армии, ОГПУ Закавказских республик. И даже когда началось его партийное восхождение (первого секретаря ЦК КП (б) Закавказья), она имела всё тот же акцент – карательный. Например, он участвовал в разработке проекта Положения об НКВД СССР и Особом совещании НКВД СССР.
Имя Берии намертво связано со страшным в советские годы понятием "чисток" - партии, "органов", интеллигенции. Когда он в 1938 году был назначен первым заместителем народного комиссара внутренних дел СССР, а затем и наркомом, карательная деятельность Лаврентия Берия получила всесоюзный масштаб. Считается, впрочем, что при руководстве НКВД Берией закончился Большой террор 1937 года, многие были амнистированы. Лучше других определил эту коллизию историк Сергей Хрущев, сын "того Хрущева":
"Из лагерей и колоний выпустили свыше 327 400 человек. Тогда страна вздохнула с облегчением, а Берия, вслед за Сталиным, обрел репутацию избавителя от темных сил „ежовщины“. Мало кто знал, даже в высшем руководстве, что одновременно с освобождением арестованных, посадили 200 тысяч человек, и это не считая депортированных из Западной Украины и Белоруссии поляков и националистов".
Помимо репрессий частных, "корпоративных" (когда громились профессиональные или социальные прослойки общества) Лаврентий Берия был мастером погромов национальных. Помимо поляков, белорусов и украинцев, он оставил трагичный след в исторической судьбе чеченцев, ингушей, балкарцев, турок-месхетинцев, курдов, хемшинов и других. Термин "депортация народов" и фамилия Берия – практически синонимы.
Организаторские способности, а скорее – возможности подконтрольного Берии ГУЛАГа и огромной карательной машины НКВД-МГБ-МВД – сделали Лавренитию Павловичу репутацию «крепкого хозяйственника». Наверное, проще назвать, чем он не занимался, что он не курировал.
"Контроль и наблюдение за работой всех наркоматов оборонной промышленности, железнодорожного и водного транспорта, чёрной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, химической, резиновой, бумажно-целлюлозной, электротехнической промышленности, работы электростанций, лесной и нефтяной промышленности, производство цветных металлов, деятельность речного флота, производство самолётов и ракетной техники, вооружений и боеприпасов", - перечисляют справочные статьи сферы деятельности Берии.
Однако даже на этом фоне выделяется работа Берии в ядерном проекте СССР. Он по праву считается одним из отцов советской атомной бомбы – наряду с разведчиками и физиками-ядерщиками.
Известный советский диверсант П. Судоплатов в книге "Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля" писал, что после успешного испытания "изделия" в 1949 году двум руководителям проекта - Лаврентию Берии и Игорю Курчатову было присвоено звание "Почётный гражданин СССР", которое более никогда и никто не удостаивался…
Пожалуй, "почётный гражданин СССР" достаточно точно определяет личность Лаврентия Берии и его роль в истории Советского Союза - с ее тяжкими взлетами и достижениями, кровавыми провалами, ужасом содеянного и надеждами на прекрасное будущее.
http://www.ridus.ru/news/151756