На грани краха
("Foreign Policy", США)
Одна из крупнейших стран Европы стоит на пороге экономического коллапса
Андерс Аслунд (Anders Аslund)
28/11/2013
Недавно один крупный инвестиционный банк пригласил меня прочитать лекцию об украинской экономике. Для меня стало приятной неожиданностью то, что в зале собрались 300 заинтересованных менеджеров — это свидетельство того внимания, которое проявляют к Украине инвестфонды. Нынешняя украинская интрига сложна и малопонятна, в ней участвует Международный валютный фонд, Европейский Союз и, конечно же, Россия. А вот Соединенные Штаты, в отличие от них, в этой драме удивляют своим отсутствием.
Долгие годы украинское правительство проводит катастрофическую политику в сфере экономики, из-за чего серьезный финансовый кризис становится возможен и даже вполне вероятен. Сейчас, когда украинское руководство нажало на тормоза и отказалось подписывать запланированное соглашение об углублении сотрудничества с Евросоюзом, экономические перспективы этой страны выглядят еще более мрачно. Украинский президент Виктор Янукович в последний момент решил отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Брюсселем. Многие, и даже сам Янукович вместе с руководителями ЕС, объясняют данное решение давлением со стороны России, которая пригрозила Украине драконовскими санкциями, если та все-таки пойдет на заключение соглашения с Евросоюзом. Эта драма заслуживает пристального внимания.
Как и в большинстве других бывших советских республик, на Украине правит хищническая власть. У хозяев этой страны две главные цели: сохранить власть и обогатиться. В феврале 2010 года Виктор Янукович одержал победу на свободных и довольно честных президентских выборах, немного опередив тогдашнего премьер-министра Юлию Тимошенко. Он представляет русскоязычный электорат восточной и южной Украины, а Тимошенко пользуется поддержкой на западе и в центре страны, где говорят по-украински. Из-за такого баланса между Западом и Востоком Украина была более открытой и плюралистической, нежели Россия.
Янукович прежде всего представляет интересы небольшой группы крупных бизнесменов из восточной Донецкой области, которая является его родиной и центром металлургической промышленности. Президент Янукович начал с того, что взял под свой полный контроль парламент страны, правительство и суды. Его первое правительство представляло девять групп крупных предпринимателей, но он быстро сократил их количество до трех. С декабря 2012 года господствующее положение в правительстве занимают друзья его сына Александра. Этим молодым бизнесменам из Донецка принадлежат все ключевые экономические посты в правительстве, включая должность первого заместителя премьер-министра по экономическим вопросам, министра финансов и председателя центробанка.
Полностью контролируя суды и правоохранительные органы, Янукович использует их по своему усмотрению, в том числе - для заключения в тюрьму оппозиционных лидеров. В августе 2011 года правоохранительные органы арестовали его главного оппонента на президентских выборах 2010 года Юлию Тимошенко. Впоследствии ее приговорили к семи годам лишения свободы за злоупотребление властью в ходе явно заказного судебного процесса.
Янукович начал свой президентский срок с того, что в июне 2010 года утвердил амбициозную программу структурных реформ. Она соответствовала программе президентской реформы, разработанной независимой комиссией под моим председательством. Спустя месяц президент заключил соглашение о резервном кредите с МВФ на сумму 15 миллиардов долларов сроком на два с половиной года. В месячный срок его правительство выполнило разумные предварительные требования МВФ, и Украина получила первые два транша кредита на общую сумму 3 миллиарда долларов.
Однако уже к ноябрю 2010 года реформа остановилась. Переломным моментом стало принятие первого на Украине налогового кодекса, который задавил налогами более миллиона мелких предпринимателей. После бурных протестов, которые длились месяц, многие из них прекратили свою коммерческую деятельность. Налоговый кодекс был больше всего выгоден крупным бизнесменам, потому что он облегчал трансфертное ценообразование и позволял им переводить свои прибыли в торговые компании на Кипре без выплаты налогов. Как следствие, этот налоговый кодекс также разорил украинскую фондовую биржу, которая при Януковиче практически обрушилась и почти полностью исчезла из-за еще более отвратительного корпоративного управления.
В экономической политике Янукович также сошел с курса. В феврале 2011 года миссия МВФ договорилась с правительством о трех главных условиях, однако власти не выполнили их до сих пор. Естественно, МВФ продолжает настаивать на их выполнении.
Самое важное условие МВФ касается подъема внутренних цен на газ. Украинская государственная нефтегазовая компания Нафтогаз импортирует природный газ из России по цене более 400 долларов за тысячу кубометров, однако государство настаивает на закупках добываемого на Украине газа по цене всего 53 доллара за тысячу кубометров, тем самым искусственно сокращая добычу внутри страны и в то же время субсидируя закупки российского газа. Нафтогаз продает газ потребителям и коммунальным предприятиям по таким же низким ценам, однако объемы закупок и продаж не совпадают. Кто-то покупает газ по низким регулируемым ценам, а продает его по более высоким рыночным ценам, зарабатывая на разнице целое состояние. Мы не знаем, кто снимает такие сливки, однако Янукович решительно против повышения этих цен. Такое ценовое несовпадение обходится Нафтогазу в сумму, соответствующую двум процентам ВВП страны ежегодно. В конечном итоге, эти средства восполняются из государственного бюджета, то есть, за счет налогоплательщиков.
Второе условие МВФ заключается в снижении бюджетного дефицита. Однако Янукович допускает его увеличение из-за множества популистских расходов на социальные нужды. Конкурсные государственные закупки практически закончились. Крупные государственные заказы распределяются среди закадычных дружков, а независимые средства массовой информации сообщают о том, что суммы откатов и завышение цен зачастую по-прежнему составляют 50 процентов от контракта. Но против высокопоставленных руководителей, занимающихся столь масштабными хищениями, правоохранительные органы не принимают никаких мер. В этом году дефицит бюджета может достичь как минимум 6 процентов ВВП, а государственный долг превысит 40 процентов ВВП. И Украина может не выдержать этого. Правительство страны могло игнорировать требования МВФ, потому что имело возможность брать кредиты на международном рынке еврооблигаций с доходностью 7,7-9,5%, но сейчас их доходность выросла до 12-13%, и правительство Украины лишилось выхода на международный рынок капитала.
Третье условие МВФ состоит в том, что Украина должна ввести более гибкий обменный курс, иными словами, осуществить девальвацию. Обменный курс украинской гривны в настоящее время слишком высок. Из-за этого дефицит текущего счета в прошлом году составил на Украине 8,2% ВВП. В этом году он может остаться таким же. В сентябре 2011 года золотовалютные запасы Украины составляли 38 миллиардов долларов. С тех пор они устойчиво сокращались, и сегодня достигли уровня 20,6 миллиарда долларов, чего хватит на 2,6 месяца импортных закупок. Эти запасы определенно будут уменьшаться и дальше. Общие ожидания рынка — это обесценивание гривны, что находит свое отражение в низких и еще больше снижающихся ставках по непогашенным украинским кредитам.
Вместо того, чтобы выполнять свои обязательства перед МВФ, украинское правительство вводит строгие валютные ограничения, из-за чего вывозить деньги из страны становится все труднее. Оно также устанавливает очень высокие учетные ставки. В прошлом году появились плакаты с Жераром Депардье, обещавшим 19,5% годовых по вкладам в украинском сберегательном банке. Из-за высоких ставок инфляция сохраняется на нуле, но это лишает страну инвестиций и экономического роста. Объем производства снижается последние пять кварталов. Ожидаемый спад производства в 2013 году составляет сегодня 1 процент, но он может увеличиться до 1,5 процента.
Худшую экономическую политику трудно себе представить. Октябрьский визит делегации МВФ завершился заявлением для прессы, которое шокировало тех, кто привык к усыпляющим дипломатичным банальностям фонда. В заявлении было отмечено, что фонд продолжает настаивать на более гибком обменном курсе, на «амбициозной консолидации бюджета» и на реформе чрезвычайно неэффективного энергетического сектора. Единственный позитивный момент в заявлении касался незначительных улучшений условий для предпринимательской деятельности, например, упрощения процедур регистрации прав собственности на недвижимость при строительстве. «Однако многое еще предстоит сделать», — подчеркивается в коммюнике.
Но все соответствующие высокопоставленные руководители - от премьер-министра до тех, кто рангом пониже - встречались с членами делегации МВФ и всячески старались показать, что украинское правительство стремится в полной мере информировать фонд, чтобы двери в него оставались открытыми, и чтобы они могли обратиться туда за поддержкой без промедлений. При необходимости МВФ может предоставить Украине срочное финансирование в течение месяца, однако в этом случае правительство должно заранее выполнить главные условия фонда.
Вместо того, чтобы принимать требования МВФ к исполнению, нынешнее правительство Украины использует отношения с фондом для пиара. Молодые украинские министры экономики ездят в Вашингтон при любой возможности, как только получат аудиенцию у высокопоставленных руководителей МВФ. Они нанимают все более дорогих лоббистов и очень удивляются, когда взамен не получают от фонда финансирование.
Почему правительство проводит столь пагубную и бездумную экономическую политику? Простой ответ состоит в том, что это выгодно правящей семье и ее близким друзьям. Неизвестные прежде люди, предположительно связанные с руководителями на самом верху, приобрели по низким ценам большое количество частных компаний. Чем хуже экономическая ситуация, тем дешевле становятся украинские компании для этих избранных покупателей. Близкие к президенту бизнесмены пользуются преимуществами и льготами: их приглашают на «аукционы», где они в качестве единственных соискателей покупают по минимальным ценам государственные корпорации.
Шесть лет Украина ведет переговоры с Европейским Союзом по очень содержательному соглашению об ассоциации, в которое входит соглашение о свободной торговле. Предполагалось, что оно будет подписано на саммите восточного партнерства ЕС в Вильнюсе 28-29 ноября. Но 21 ноября украинское правительство объявило, что решило прекратить подготовку к его подписанию.
С учетом национальных интересов Украины у Януковича были все основания для заключения соглашения об ассоциации. Значительное большинство украинцев относятся к Европе положительно, и советники президента признают, что в марте 2015 года ему будет трудно переизбраться на второй срок, если соглашение не будет подписано. Более того, все ведущие бизнесмены заглядываются на обширный европейский рынок, видя в нем возможности для будущего расширения своего бизнеса, хотя сегодня и Россия, и ЕС каждый поглощают около четверти украинского экспорта. Бизнесмены также хотят защитить свою собственность от президентских хищников.
Соглашение о свободной торговле предусматривало отмену всех таможенных пошлин между ЕС и Украиной, а также содействие регуляторному сближению в конкурентной политике, государственной помощи и энергетической политике. Оно могло оказать огромное положительное воздействие на украинскую экономику. По оценкам экономистов Вероники Мовчан и Рикардо Джуччи (Ricardo Giucci), в долгосрочной перспективе это увеличило бы ВВП страны на 12%; а Александр Шепотило считает, что украинский экспорт в долгосрочной перспективе мог увеличиться на 46%.
Соглашение об ассоциации также предусматривает далеко идущий план реформ для украинского государства. ЕС взял на себя обязательства по оказанию существенного технического содействия. 60 государственных ведомств в различных странах ЕС пообещали реформировать соответствующие украинские ведомства. Это могло очистить страну от всепроникающей украинской коррупции и помочь в государственном строительстве, которым сама Украина не занимается. Государственные ведомства ЕС уже накопили богатый опыт успешной деятельности в ходе предыдущей работы по расширению Евросоюза.
Но в данный момент все эти стимулы перебарывает страх Януковича перед Владимиром Путиным, правительство которого открыто угрожает Украине многочисленными экономическими и политическими санкциями, если Киев выполнит свои обещания и пойдет на сближение с Брюсселем.
Долгое время Кремль не уделял особого внимания украинским отношениям с Европой, видимо полагая, что ЕС ни за что не согласится на махинации Януковича. Однако в середине лета Москва внезапно проснулась. Она начала торговую войну с Украиной, запретив экспорт на российский рынок стальных труб, шоколадных конфет и различной сельскохозяйственной продукции. Так уж получилось, что всю эту продукцию производят украинские бизнесмены, выступающие за сближение с Европой. В августе Россия на десять дней заблокировала большую часть украинского экспорта, усложнив таможенные процедуры на границе. Возникли осложнения с украинским экспортом железнодорожных вагонов. Потом Россия временно смягчилась, но пригрозила введением новых торговых барьеров (могущих довести Украину до дефолта), а также прекращением газовых поставок, что она уже делала в 2006 и 2009 годах.
Россия и Украина являются членами Всемирной торговой организации (Украина с 2008 года, а Россия с августа 2012-го), но ни та, ни другая страна не выполняет свои обязательства в рамках ВТО. Украина подала в ВТО жалобы на Россию, однако процедура их рассмотрения в организации слишком длительна, и пользы от нее мало, а Украина оказалась в отчаянном положении. ЕС предложил более эффективное средство для исправления положения: немедленный дополнительный доступ к рынку в качестве компенсации за торговые санкции России.
Украина издавна пытается вести компромиссную политику по отношению к Западу и России. Августовская торговая война говорит о том, что такая тактика себя исчерпала. Янукович отреагировал мгновенно, но противоречиво, сначала повернувшись в сторону Европы, а затем - в сторону России.
Представители ЕС давно уже требуют от Януковича реализации 11-ти главных реформ в правовой и политической сфере, однако президент их просто саботирует. В конце августа Янукович сменил тон. Он принял все условия ЕС целиком и резко запустил законодательный процесс по их утверждению до вильнюсского саммита. Они включают конституционные поправки касательно судебной системы и конституционного суда, законов о правоохранительных органах, нового закона о выборах, а также предусматривают новые выборы депутатов парламента в тех случаях, когда они были неправомерно лишены мандатов. Парламент принял множество законов, последним из которых стал новый избирательный закон.
Однако в Раде не прошли два законопроекта, которые имели самое большое значение. 21 ноября украинский парламент проголосовал против законопроекта, предусматривавшего отъезд Тимошенко на лечение на Запад. Тем самым, он отказался выполнить ключевое требование ЕС. Парламент также отклонил важный законопроект в области судебного права, нацеленный на преобразования в прокуратуре. Без него все запланированные реформы правоохранительных органов становятся беззубыми. Вскоре после этого украинский кабинет подтвердил, что он прекращает подготовку к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, и вместо этого приступает к переговорам с Россией по вопросам торговли, газа и транспорта.
Такому повороту событий предшествовали две поездки Януковича в Россию на встречу с Путиным. 20 ноября украинский премьер-министр Николай Азаров встретился в Санкт-Петербурге с российским коллегой Дмитрием Медведевым, и похоже, они там договорились. В официальном коммюнике отмечается, что стороны обсудили двустороннее сотрудничество в вопросах «трубопроводного транспорта, свободной торговли услугами и постепенного ограничения экспортных пошлин». Предполагается, что Россия предложит Украине крупный пакет финансирования на сумму примерно 10 миллиардов долларов в год в форме сниженных цен на газ и кредитов российских государственных банков. Советник Путина Сергей Глазьев упоминал такую договоренность в сентябре на конференции в Ялте. (Азаров тогда отмахнулся от этих предположений как от бессмысленных). Все это создает впечатление, что Янукович пытался торговаться с ЕС, который ответил ему отказом, а вот Путин был готов выложить деньги на стол.
Путин не скрывает, что его цель заключается в том, чтобы принудить Украину к вступлению в его Таможенный союз, в котором также участвуют Белоруссия и Казахстан. Янукович, со своей стороны, решительно против вступления, поскольку это приведет к ограничению его власти в стране и к снижению экономического роста. Ни о каких официальных соглашениях между Россией и Украиной пока не говорится. Сомнительно, что Путин согласится финансировать Украину на 10 миллиардов долларов в год только за то, что она отказалась от подписания соглашения об ассоциации. Примерно на эту же сумму Россия субсидирует Белоруссию, чтобы удержать ее в составе Таможенного союза. Также никто не ведет открытых разговоров о прекращении строительства газопровода «Южный поток», который позволит России отказаться от газового транзита через Украину.
Возможно, Янукович и не собирался подписывать соглашение об ассоциации, но хотел сделать вид, будто он пытается. Теперь он сможет и дальше держать Тимошенко за решеткой, а других оппозиционных лидеров лишить права баллотироваться на президентских выборах, намеченных на март 2015 года. А без нового закона о судебном преследовании он сохраняет контроль над правоохранительными органами и судами. Он может продолжать крупномасштабный процесс передачи финансовых активов и компаний своей «семье». Но в тех обстоятельствах, которые складываются в связи с внезапным отказом от соглашения, Янукович уже не может обвинять во всех проблемах Тимошенко. Сейчас он объясняет их давлением со стороны России, а Азаров осуждает МВФ за непозволительные требования.
Янукович идет по лезвию бритвы. Экономическая ситуация на Украине тревожная. Совершенно очевидно, что простые украинцы могут начать массовое изъятие депозитов из банков, отказываясь от украинской валюты, хотя Украина балансирует на грани так долго, что никакой паники в стране не видно. Рейтинговые агентства беспощадно опускают Украину все ниже, а банкротства компаний происходят все чаще. Украине срочно нужно соглашение с МВФ, но Янукович недавно твердо отказался повышать внутренние цены на газ (что необходимо сделать). И кроме этого, стране следует в любом случае понизить курс гривны.
В воскресенье 24 ноября более 100 000 украинцев вышли на улицы Киева, и протесты прокатились по всей Украине. Демонстранты украсили себя флагами ЕС и желто-синими ленточками. Лидеры оппозиции поднялись на сцену на площади Европы в Киеве, и это живо напомнило о событиях оранжевой революции. К экономическим рискам добавился серьезный политический вызов.
Европейский Союз и Соединенные Штаты сожалеют о решении Украины прекратить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации, но ЕС подчеркивает, что его двери остаются открытыми. Янукович может подписать соглашение на запланированном саммите ЕС-Украина, который состоится весной. Игра не окончена. Перспектива российского финансирования неопределенна, и этих средств вряд ли будет достаточно. И это никому не нравится.
Читать далее: http://www.inosmi.ru/sngbaltia/20131128 … z2lx3P6lsp
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook