не моё
"Меня всегда настораживали два вида мнений - толпы и авторитетных людей. Вопрос даже не том, что безоговорочное принятие на веру чужого мнения свидетельствует о нежелании людей думать самостоятельно. Вопрос в том, что толпа ошибается почти всегда, а авторитеты - очень часто. Был такой эксперимент: один тип взял бутылку белого сухого вина. Дешевого. В одном бокале он вино подкрасил красным пищевым красителем. И предложил экспертам сравнить вино в двух бокалах. Никто из них не догадался, что пробует одно и тоже вино. Каждому бокалу была дана своя характеристика. Нет,я не о том, что эксперт может быть обманут. Я о грибоедоевском крылатом выражении "А судьи кто?"
У нас есть принцип, основанный на тотальном недоверии. Незачищенный участок местности считается занятым противником. Зачищенный ранее, но не контролировавшийся хоть 1 минуту - считается занятым противником. Незаконтроленный труп считается живым. То есть, мы игнорируем абстрактное авторитетное мнение, что человек после определенного количества ранений не может выжить. Он не может выжить только после четкого контрольного выстрела в голову. Это меры безопасности. От этого зависит не только твоя жизнь, но и жизнь товарищей. А наша жизнь в более широком смысле - она не зависит от того, доверяем ли мы авторитетному мнению слепо или стараемся ко всему относится скептически? Да, людям нужны авторитеты, некие ориентиры, но не стоит забывать, что идеальных людей не бывает. И самый умный человек не застрахован от того, чтобы сморозить чушь.
Вот был в Ингушетии один боевик. Дослужился до амира. Мы взяли живым одного бандита из его шайки. Опер с ним беседует, а тот все время съезжает темы - мне амир сказал, амир так говорил, амир так считал. Опер его спрашивает:
- А что, он такой авторитет?
- Да, очень большой.
- И для тебя?
- Да.
- А ты в курсе, что он ушел в лес потому что изнасиловал и убил свою дочь?
- Этого не может быть! Это ты говоришь специально.
- Да? Ну, ладно, а почему он авторитет? Он Коран знает наизусть?
- Нет.
- А почему он авторитет?
- Не знаю. У всех он авторитет, у меня тоже.
То есть, бандит просто принял на веру авторитетность "амира". Он ничего про него не знал и не пытался узнать - просто слепая вера. Между тем, "амир" реально насиловал свою взрослую дочь и убил ее, когда она забеременела. Я специально не называю его фамилию, потому что он уже гниющий труп, а родственникам еще жить дальше. Но все родственники в курсе ситуации, потому что убитую дочь он закопал в огороде, проводилась эксгумация, вскрытие, образцы ДНК и т.д. Она была на 4 месяце. Вот этот нелюдь, ее отец, чтобы отсрочить наказание, ушел в бандиты, а потом как-то вдруг стал авторитетным "амиром". И люди слепо шли за ним. А тот же Доку Умаров. Он кто? Бывший рэкетир, грабитель. А теперь кто? "Амир" всех упоротых. Ну, отлично, чего там. Авторитетный же чувак.
Даже, если человек обладает фундаментальными знаниями в какой-то области, каков его моральный облик? Насколько он владеет всей полнотой информации по текущей ситуации? Мне на почту однажды пришло письмо от какого-то главаря нашистов, который заявлял в письме, что он будет насиловать и убивать женщин. С фамилией и именем. Я сразу понял, что письмо фейк, да и простая проверка поисковиком показала, что кто-то взломал его почту и пытался скомпрометировать такими "признаниями". Но какая-то блогерша-психолог, получившая аналогичное письмо, радостно пуская слюни, начала рассуждать о том, что всему причина - детская недолюбленность родителями. Она зарабатывает на жизнь этим, но желание быть авторитетным психологом, затуманило ей глаза и она, радостно повизгивая, скушала туфту.
Другой пример - распространение ереси о погибших на границе Чечни и Ингушетии 48 воронежских омоновцев (а власти скрывают правду!). Люди на голубом глазу обсуждали эту хрень - ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад! Эксперт может быть тенденциозным, ангажированным, он может добросовестно заблуждаться или лгать. Но он всегда найдет толпу упоротых, которые будут водить вокруг него хороводы с криками "Веруем!". Сейчас наступила новая эпоха. Эпоха лжи и безответственности. Не спешите верить. Не ленитесь - зачищайте информационную территорию, контрольте экспертные мнения, думайте сами.
Не спешите соглашаться с чужим мнением. Если вы отказываетесь от какого-то вида свободы - вы делаете шаг на пути к рабству. А свобода иметь свое собственное мнение - возможно самый важный вид свободы. "