США будут отказывать в выдаче виз чиновникам в случае их причастности к уголовным преступлениям и нарушениям прав человека в Украине. Об этом в эфире «5 канала» заявил заместитель руководителя Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда государственного департамента США Томас Мелия.
«По американскому закону об эмиграции, мы можем отказать в выдаче визы, если мы имеем доказательства того, что человек задействован в некоторых уголовных делах», — сказал он. «Можем отказать…», но не обязаны, следовательно – могут и не отказать, пусть даже лицо и замешано в «в некоторых уголовных делах».
По словам г-на Мелия, имеется соответствующий список лиц, которым США «могут отказать» в визе (или не отказать – как Вашингтону захочется). При этом, дипломат уточнил, что «украинцы также в этом списке».
Мэр Харькова Геннадий Кернес уже фигурировал в подобном списке, но, правда, предложенном оппозиций американскому правительству. Будут ли учтены «рекомендации» оппозиции в решениях госдепа или вызовут улыбку Томаса Мелия (на фото слева) мы узнаем совсем скоро
На уточняющий вопрос ведущего, кто именно из украинских чиновников фигурирует в этом списке, Мелия ответить отказался. «Мы не публикуем эти списки, не разглашаем их, кому-то откажут в визе... При условии, что они нарушали права человека, или совершили уголовное преступление», — подчеркнул представитель госдепа.
Довольно странная логика с точки зрений приверженности США верховенству права. Если, как утверждает г-н Мелия, некие украинские чиновники уже занесены в «черный список» госдепа, то, согласно здравому смыслу, для этого должны были иметься веские причины, а именно – их причастность к тем самым нарушениям прав человека и совершении уголовных преступлений.
Кстати, как именно и на каких основаниях госдеп определяет, кто к указанным преступлениям причастен? На основании решений суда (что, с точки зрения принципа верховенства права, только и может являться основанием для объявления того или иного лица преступником)? Не получается. Ведь если бы таковое решение суда существовало, то вряд ли лицо из «черного списка» госдепа продолжало бы занимать государственную должность. Тогда на основании чего? Своих собственных (госдеповских) вердиктов, подменяющих суды? Видимо, так.
В любом случае: если в госдепе уверены (имеют основания подозревать), что тот или иной украинский чиновник причастен к совершению уголовных преступлений – почему же не назовут этих негодяев публично? Ведь США неизменно позиционируют себя партнерами и помощниками Украины в построении правового государства? Это в т.ч. означает, что преступники – вне зависимости от рангов и чинов – должны отвечать перед законом. А тут получается, что правонарущители (так их, по крайней мере, определил госдеп) продолжают сидеть в украинских чиновничьих креслах и, очевидно, творят беззаконие и дальше.
Какое-то совершенно непартнерское поведение США. Госдепу следовало бы обнародовать фамилии, обратить внимание украинских правоохранителей, мол, на госдолжностях находятся преступники! А дальше — помочь украинским правоохранителям в их изобличении. Госдеп же отказывается называть фамилии, дескать, всему свое время – обратятся за американской визой, возможно, откажем… А если не обратятся? Пусть вершат преступления и дальше?
Вообще, не понятно – почему в американских визах может быть отказано только чиновникам, совершившим преступления на Украине? А не чиновникам? Вот, скажем, почему не отказали в визе и не выдворили со своей территории г-на Мельника – бывшего ректора Налоговой академии? Того поймали за руку при получении взятки, есть видеоматериалы, доказывающие совершение преступления. Мельник бежал из-под определенного судом домашнего ареста – т.е. совершил еще одно преступление. А теперь преспокойно сидит в США. Об его экстрадиции на Украину ничего не слыхать (даже при том, что между США и Украиной нет договора об экстрадиции, правовая помощь по возвращению подозреваемого может быть оказана на условиях взаимности).
Можно вспомнить и отказ США помочь с расследованием убийства депутата Евгения Щербаня – 30 раз (!) Генпрокуратура Украины обращалась в департамент юстиции США с просьбой оказать содействие в расследовании этого дела, в частности, помочь с отбором свидетельских показаний у лиц, находящихся на территории Соединенных Штатов. Но эти обращения американской стороной были попросту проигнорированы.
Однако вернемся к угрозам украинским чиновникам, которые озвучил г-н Мелия. Смахивает на банальный шантаж, на недвусмысленный сигнал: «нужно вести себя правильно» (читай: с учетом позиции США по тем или иным вопросам).
Якобы есть некий список. Но кто в нем — секрет. Причем, вносят (или могут внести в будущем) в этот список не на основании судебных вердиктов, а согласно собственным решениям госдепа. Т.е. в списке может оказаться любой украинский чиновник, которого без суда и следствия назначат «причастным к нарушению прав человека» или «совершению уголовных преступлений» – была бы на то воля Вашингтона.
Сергей Какла-Бздынь-ЛОЗУНЬКО