Регистрацию соотечественников, желающих вернуться на Родину, планируется упростить.
Переселиться в Россию мечтают многие жители сопредельных стран. И переезжают правдами и неправдами, сотнями тысяч и миллионами человек. Прибывают нелегально и живут на птичьих правах, надеясь постепенно натурализоваться. И только соотечественники, у которых прав на переселение больше, чем у всех остальных вместе взятых, поступают скромным ручейком на фоне этих бурных потоков.
В свое время они или их родители уехали в национальные республики проводить индустриализацию, да так там и остались. Теперь, как они сами говорят о себе, соотечественники условно делятся на две категории: одни хотят вернуться в Россию, другие – нет. Это, впрочем, не означает, что желающие уехать уедут, а желающие остаться – останутся. Жизнь меняется быстро, и вместе с ней меняются планы. Даже благополучным может надоесть жить под постоянным национальным прессингом, и тогда встанет вопрос переезда.
На этом пути их ожидают многие трудности. Но одной из них скоро станет меньше – облегчится проблема регистрации соотечественников, переезжающих в Россию по госпрограмме. В случае, если у них нет своего жилья или родственников, которые могли бы их зарегистрировать на своей жилплощади, переезжающим будет разрешено регистрироваться в администрациях муниципалитетов. А регистрация – важнейший этап на пути к гражданству, и она же требуется для получения ипотечного кредита. Закон, позволяющий такую регистрацию, разрабатывается в Федеральной миграционной службе, сообщает «Российская газета».
Начальник управления ФМС по организации работы с соотечественниками Виталий Яковлев рассказал, что сейчас необходимость регистрации по месту пребывания считается одной из самых больших проблем соотечественников, которые переезжают в РФ по госпрограмме. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание и эксперты.
«По поручению главы ФМС Константина Ромодановского такой законопроект сейчас разрабатывается. Его концепция уже одобрена», – говорит Яковлев, добавляя, что возможность регистрации не по месту жительства, а в госучреждении предусматривается лишь для соотечественников.
Возможно, это позволит увеличить поток соотечественников, поскольку их приток выглядит пока явно недостаточным: в текущем году – только 22 000 человек, которые абсолютно теряются на фоне не говорящих по-русски миллионов гастарбайтеров, прибывающих из Средней Азии.
На сегодняшний день больше всего соотечественников уезжают из Узбекистана, Казахстана, Украины и Молдавии. Едут в основном русские. Национальность при оформлении документов указывать не обязательно, но из тех, кто ее указал, 65% были русскими, отметил чиновник.
Своей очереди ждут еще 18 000 человек, желающих переехать. Если их заявки будут одобрены регионами, где они намерены поселиться, страна за год пополнится 5000 жителей. Впрочем, ФМС и сейчас оценивает будущие потоки переселяющихся соотечественников довольно скромно – по 50 000 человек в год.
Переселенцы желают жить преимущественно в Центральном и Сибирском федеральных округах, говорит Виталий Яковлев. Но заметен рост «спроса» на Дальний Восток. «Если в 2010 году только 1% соотечественников проявляли интерес к этому региону, то сейчас туда устремляется уже каждый десятый переселенец», – говорит он.
В советское время, кстати, агитация за переселение на Дальний Восток и в Забайкалье проводилась среди сельского населения очень активно. По радиотрансляции едва ли не каждый день рассказывали, сколько подъемных получат переселенцы, какое домашнее имущество им будет выделено, в какие дома их поселят и какой работой обеспечат.
Впрочем, подъемные соотечественникам выдают и сейчас. По новой редакции программы переселяться на Дальний Восток и Забайкалье стало выгоднее. Каждый участник получает по 240 000 рублей, что вдвое больше, чем раньше, плюс по 120 000 рублей на члена семьи. Правда, есть некоторые ограничения. «Деньги выплачиваются не сразу, а в два этапа: первая половина суммы – сразу, а вторая – через полтора года. Чтобы не получалось, что люди забирают деньги и переезжают в другой регион. По условиям переезда они должны прожить там не менее двух лет», – уточнил начальник управления ФМС. И еще одно новшество: участниками программы могут стать и те, у кого уже есть разрешение на временное проживание в России. По данным ведомства, в прошлом году в РФ переехали около 63 000 соотечественников.
Также Яковлев отметил, что более 50 регионов разработали программы по переселению соотечественников, 34 из них уже действуют. Новая госпрограмма утверждена в сентябре 2012 года для упрощения процедуры переселения и носит бессрочный характер. В ее рамках власти субъектов сами разрабатывают программы с учетом региональных потребностей.
По словам Яковлева, в прошлой программе приняли участие около 40 субъектов. «На сегодняшний день регионами разработаны 52 программы, 41 одобрена правительством, 34 утверждены губернаторами и начали работать», – перечислил он.
Ранее, в сентябре, сообщалось, что в ФМС с начала года подано более 18 000 заявлений от соотечественников. Яковлев уточнил, что заявление подается на семью. Госпрограмма была утверждена указом президента от 2006 года, в 2012 году ее продлили. В этом году вступила в силу новая редакция госпрограммы.
Ресурс Russkie.org пишет, что соотечественники в основном прибывают в Россию из ближнего зарубежья, где сосредоточена их основная масса и где назрели серьезные конфликты в межнациональной сфере. «Ситуация с русскими в дальнем зарубежье не так остра, поскольку давние переселенцы в значительной мере или ассимилировались, или адаптировались к жизни в иной среде. А переселенцы недавние в абсолютном большинстве переселились добровольно и, как правило, в страны демократические, где толерантность общества на приемлемом уровне, а потому массового возвращения в Россию из дальнего зарубежья не предвидится», – говорится в статье.
В большинстве же стран ближнего зарубежья русские живут под сильным прессингом националистического давления, тем более сильного, чем менее успешны молодые постсоветские государства. В результате часть из них маргинализируется, смиряется с дискриминацией и фактически становится гражданами второго сорта. Другая же, бóльшая часть, наоборот, радикализируется. Именно представители этой группы, не желающие смириться с предложенными правилами жизни в этническом государстве, и составили те миллионы переселенцев, которые переселились в Россию собственными силами.