Конец «Рабыни Изауры»?
Последние сообщения дали основания полагать, что напоминающая по продолжительности и повторяемости сюжетных ходов бразильский сериал история борьбы за освобождение Юлии Тимошенко близится к завершению.
Как сообщил Сергей Власенко, члены Мониторинговой миссии Европарламента Пэт Кокс и Александр Квасьневский передали экс-премьер-министру Украины Юлии Тимошенко предложение относительно выезда в Германию на лечение и она его приняла. Также, по его словам, «для юридической легализации возможности выезда Юлии Тимошенко за границу» представители Европарламента подали Виктору Януковичу ходатайство о помиловании экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. По мнению Власенко это является «основанием Януковичу применить имеющиеся у него конституционные полномочия для обеспечения подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом на Вильнюсском саммите».
Значит ли это, что «вопрос решен», детали согласованы и механизм его реализации запущен в действие? Вполне может быть, косвенным свидетельством того, что Юлия Владимировна поблагодарила всех (медперсонал), кто оказывал ей помощь в больнице «Укрзализныци» (что делается при прощании), а также то, что практически одновременно с заявлением Власенко стало известно о том, что Ренат Кузьмин, ведший уголовные дела Юлии Тимошенко (и «презентовавший» их за рубежом) переведен из Генпрокуратуры в СНБО, который давно является синекурой для выведенных по тем или иным причинам в «кадровый резерв» чиновников.
Тем не менее, позднее появились и другие «сигналы». Член комиссии по вопросам помилования при Президенте Украины Лариса Скорик заявила, что на сегодня эта институция не рассматривала помилование Юлии Тимошенко: «Каждый член комиссии получает повестку дня, мы над ней работаем недели две, но пока мы еще ничего не получали. Есть два обязательных условия: человек должен обращаться лично, и человек должен отбыть хотя бы половину срока. Также, по её словам, просящий помилование должен обязательно признать свою вину.
А Инна Богословская в эфире «Шустер live» заявила, что ситуацию вокруг Юлии Тимошенко можно решить в Раде, узаконив процедуру лечения нуждающихся в том заключенных за рубежом (дескать, польские коллеги прислали, как образец, соответствующий раздел в уголовно-процессуальном кодексе Польши). Понятно, что даже при сверхоперативном принятии такого нормативного акта для реализации самой процедуры принятия решения о лечении за рубежом требуется определенное время.
Можно, конечно, допустить, что Лариса Скорик высказала личное мнение. Ведь Статья 87 Уголовного Кодекса Украины гласит:
«1. Помилование осуществляется Президентом Украины в отношении индивидуально определенного лица.
2. Актом о помиловании может быть осуществлена замена осужденному назначенного судом наказания в виде пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет»
Т.е., законодательно право президента на помилование ограничено лишь в отношении приговоренных к пожизненному заключению. Все прочее, если хотите – «самоограничение», введенное президентским указом о Положении о порядке осуществления помилования. Ну а «самоограничение» можно в любой момент другим Указом отменить, пересмотреть, «в порядке исключения» и т.п.
Также нельзя исключать, что и Инна Богославская оказалась просто «не в курсе» последних изменений «генеральной линии». Но это и вовсе маловероятно, все-таки собираясь на такую резонансную медиа-площадку, как «Шустер live», Инна Германовна наверняка провела «сверку часов» на соответствующем уровне.
Поэтому, скорей всего, говорить об «окончательном решении» вопроса Тимошенко пока преждевременно. Не секрет, что камнем преткновения по сей день являются гарантии политической «нейтрализации» Тимошенко после выезда за рубеж. В её же заявлении говорится о том, «Ради успешного Вильнюса и успешной Украины, ради исторического и судьбоносного Соглашения с ЕС я готова принять такое предложение. Заявляю четко и ясно: мой возможный отъезд в Германию не является эмиграцией. Я никогда и нигде не буду просить политического убежища, не буду прятаться по в зарубежье. Я свое уже давно отбоялась. Я приму активнейшее участие в освобождении Украины от диктатуры.»
В общем, даже «снижение оборотов» риторики Юлии Владимировны совершенно не просматривается. И представляется, что «окончательного решения» пока нет, а заявления Власенко от имени своей подзащитной могут быть своеобразным блефом, который должен создать впечатление, что решение уже найдено и Виктор Янукович дал согласие на освобождение Тимошенко. В этом случае, как рассчитывает ЮВТ, у Януковича просто не будет вариантов, кроме её освобождения без политических условий. Теперь не освобождение Тимошенко будет выглядеть, как отказ украинской власти от уже принятых на себя совершенно четких обязательств, что, понятно, сорвет, подписание Соглашения об ассоциации.
Что касается «ходатайства» Кокса и Квасьневского, то факт его подачи наглядно говорит о том, что «Европа» в этой игре приняла сторону Тимошенко, если бы не одно «но» — об его наличии пока известно только со слов Власенко. А значит, возможны любые «варианты». В той трехсторонней (ЕС — Янукович — Тимошенко) войне нервов, о которой мы уже писали, именно со стороны Тимошенко стоит ждать резких и неожиданных ходов.
И по случайному совпадению или нет, но поздно вечером 4 октября стало известно, что на 7 октября запланирован рабочий визит Виктора Януковича в Польшу, в рамках которого украинский президент примет участие в многосторонней встрече с президентами Польши Брониславом Коморовским, ФРГ - Йоахимом Гауком и Италии Джорджио Наполитано. И многие наблюдатели связывают неожиданное мероприятие именно с обсуждением «вопроса Тимошенко». Если это так, то большие и внезапные проблемы с его решением налицо.
Сергей БЗДЫНЬ-КАКЛА-БУРЛАЧЕНКО
http://2000.net.ua/2000/forum/puls/94233