Свежий опрос «Левады-центра» выявил положительную тенденцию в отношении россиян к своей стране — число людей, которые гордятся ею, за последние девять лет значительно увеличилось.
Исследование показало, что количество тех, кто гордится «системой соцзащиты населения», выросло с момента аналогичного опроса 2003 года более чем в два раза — с 11% до 23%. «Экономическими достижениями» стали гордиться также вдвое больше россиян — 33% против 14%. «Политическим влиянием РФ в мире» гордятся 46% опрошенных (было 29%). А пресловутое «положение дел с демократией» вызывает гордость 31% граждан. В 2003 году довольны демократией были лишь 13% россиян.
Лидерами опроса по конкретным поводам для гордости стали ответы: «история страны» — 80%, «спорт» — 74%, «литература» — 73%, «наука и техника» — 66%, а также «армия» — 59%.
Правда, у некоторых вышеперечисленные пункты опроса не вызывают ощущения гордости. В частности, испытывать чувства к истории своей страны отказались 17% опрошенных, спортивными достижениями недовольны 23%, литературой — 20%.
Алексей Гражданкин, замдиректора «Левада-центра», в разговоре с «Коммерсантъ» поделился своими соображениями по результатам проведённого опроса:
— Да, мы гордимся Пушкиным и Толстым, запустили человека в космос. Но все это скорее дань истории. Это помогает сохранить гордость за страну на фоне того, что нам нечем гордиться в области экономики, политической системы. Сейчас больше половины граждан испытывают стыд за то, что происходит в стране.
Выводы гражданина Гражданкина весьма сомнительны — увеличение некоторых позиций в два раза за 9 лет наглядное тому подтверждение. К тому же весьма странно, что профессионал в области социологии не видит разницы между формулировками «испытывать стыд» и «не испытывать гордость». Так что реплику Гражданкина, очевидно, нужно считать попыткой подыграть либеральной общественности, которая часто критикует «Леваду».
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, видимо, на основании глубокого анализа данных опроса, также высказал по этому поводу своё мнение «Ъ». Он всё-таки признал положительную тенденцию в вопросе гордости за страну, однако счёл всё это «увеличением базы поддержки режима», которая «обеспечивает „Единой России“ электоральное преимущество».( )
Мария Липман, эксперт Московского центра Карнеги, в беседе с газетой сделала такой вывод относительно увеличения числа гордящихся за экономическую и социально-политическую сферы:
— На такие вопросы люди отвечают не вдумчиво, руководствуясь общими чувствами, и передают общее ощущение того, в каком положении находится Россия.
По мнению госпожи Липман, на положительные ответы влияет государственная пропаганда. Надо ли это понимать так, что сами граждане ничего о своей жизни не понимают и руководствуются только эфирами Первого канала? ( )
Все эти мнения свидетельствуют об очевидном «раздвоении личности» у либерального экспертного сообщества.
С одной стороны, они утверждают, что государственная пропаганда никому уже не интересна, и давно не действует. С другой стороны, пытаются убедить свою аудиторию в том, что большинство населения оболванено агитацией.
Николай Стариков, писатель, публицист, член общественной организации «Профсоюз граждан России» в разговоре с «Однако» сразу отметил, что результаты исследования ему кажутся очевидными и предсказуемыми:
— Безусловно, причин для гордости своей страной стало у нас значительно больше. Число патриотов, которое выросло с 2003 года — очевидный и неоспоримый факт. Однако хотелось бы, чтобы причин для гордости нашей страной было ещё больше.
Направление верное, но хотелось бы, чтобы движение в этом направлении происходило не по формуле «один шаг вперёд, два назад», а по какой-то другой формуле — например, три шага вперёд, и ни одного назад.
Что касается того, что «Левада-центр», получающий американские гранты, опубликовал такие данные исследования, то это всего лишь подчёркивает то, что это становится очевидностью, с которой невозможно спорить даже ангажированным в кавычках нашими политическими друзьями организациям.
Интересно было посмотреть исследование какой-нибудь сопоставимой с «Левадой-центром» социологической организации, сравнивающей уровень патриотизма, например, в Греции, в 2003-м и в 2012-м годах. Были интересны результаты таких же опросов в Италии, в Испании и в США. После обобщения этих данных и сравнения их с российскими, можно было делать какие-то выводы.
Максим Григорьев, политолог, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ в беседе с «Однако» высказал схожую точку зрения:
— На мой взгляд, их данные особенно ценны, потому что именно «Левада-центр» всегда был известен своим определённым оппозиционным флёром, всегда старался в первую очередь выдавать критический материал. Сами результаты достаточно логичны — то, что за 9 лет вырос уровень развития экономики, улучшился уровень социальной защищённости людей, лучше стала ситуация в области защиты прав человека — все эти изменения очевидны.
Я не сомневаюсь, что неглубокие критики свяжут эти данные с деятельностью государственной информационной машины. Но как раз в данный момент информационная мощь государства вызывает у меня большие сомнения, сейчас мы видим рост и очень активную работу оппозиционных СМИ.
Причём многие из них явно занимают несбалансированную позицию — если анализировать выступления тех же «Эхо Москвы», «Новой газеты», «The New Times», то мы не увидим ни одной положительной публикации, ни одного рассмотрения каких-то позитивных изменений. Все они концентрируются только на негативных сторонах нашей жизни. Если анализировать все СМИ, включая интернет, то никакого недостатка каналов информации, в том числе негативных, нет. И говорить в этой ситуации о том, что данные результаты опроса связаны с информационной деятельностью государства, нет никакого смысла.
Понятно, что такие ответы связаны с объективной реальностью и действительно можно сказать о том, что население Российской Федерации никогда не жило так хорошо как сейчас. И по сравнению с 2003 годом ситуация значительно улучшилась.
И даже тот факт, что сейчас громко звучит критика государства, показывает, что требования населения за последние годы стали существенно выше. И если раньше те моменты, которые сейчас критикуются, были обыденными и постоянными, то сегодня они вызывают резкое неприятие. Всё это показатель улучшения жизненной ситуации в стране.