В дальний космос без физиков не улететь

Конференция "Нейрофизиологические аспекты радиационного риска.
К проблеме безопасности межпланетных полетов" проходила 26 - 27 июня в Дубне. Среди ее участников – члены президиума РАН, известные ученые и эксперты в различных областях физиологии, медицины, космических исследований, радиобиологии и физики обсуждали влияние космического излучения на высшую нервную деятельность человека. Ученые Дубны – среди лидеров и этого направления исследований.
Соорганизаторами конференции выступили Лаборатория радиационной биологии (ЛРБ) Объединенного института ядерных исследований, ГНЦ РФ – Институт медико-биологических проблем РАН, Отделение физиологии и фундаментальной медицины РАН, Научный совет РАН по релятивистской ядерной физике и физике тяжелых ионов, а сопрезидентами оргкомитета конференции стали четыре академика – вице-президент РАН Анатолий Григорьев, директор ОИЯИ, член президиума РАН Виктор Матвеев, советник РАН, и.о. академика-секретаря бюро Отделения физиологии и фундаментальной медицины РАН Юрий Наточин, председатель вышеназванного научного совета РАН, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Юрий Оганесян.
Почему местом проведения конференции по космической проблематике избран ядерно-физический центр в Дубне и в чем ее важность? Вице-президент РАН академик Анатолий Григорьев ответил на этот вопрос так:
- Думаю, что здесь многое определяется подходом к попытке понять, на что влияет тяжелая компонента космического излучения. Если раньше считали, что это, может быть, оказывает неблагоприятное влияние на возникновение опухолей (что остается), то Евгений Александрович Красавин (он возглавляет ЛРБ ОИЯИ) считает, что большое влияние тяжелая компонента оказывает на поведение человека, на высшую нервную деятельность, на все процессы, связанные с высшими мозговыми явлениями. Поэтому мы предпринимаем попытку увязать влияние тяжелых ядер на все, что связано с мозговой деятельностью человека.
Думаю, очень важно, что эта конференция проводится в Дубне. В Объединенном институте совершенно уникальная стендовая база, которая позволяет промоделировать и оценить влияние тяжелой компоненты на психологическую деятельность человека, что в других местах, по крайней мере, в России, сделать невозможно. Еще одно колоссальное преимущество Дубны: здесь есть не только оборудование, но и специалисты, которые притягивают к себе других. Есть возможность получить экспериментальные данные и обсудить их с высококлассными специалистами, которые есть в Дубне, - и физиками, и биологами.
Замечу, кстати, что сам способ определения состава тяжелой компоненты космического излучения был запатентован в 1969 году дубнинскими учеными В.П. Перелыгиным, С.П. Третьяковой и М.Д. Никитиным (авторское свидетельство на изобретение SU 233113 А1). Об истоках развития космической проблематики в Дубне вспомнил в своем комментарии и один из инициаторов конференции, директор Лаборатории радиационной биологии ОИЯИ член-корреспондент РАН Евгений Красавин:
- Наш институт сыграл выдающуюся роль в реализации первых пилотируемых космических полетов. На базовых установках ОИЯИ изучалась биологическая эффективность протонов высоких энергий. Эта работа была выполнена по заданию Сергея Павловича Королева. Сейчас наступил новый виток в исследованиях, связанных с освоением дальнего космоса, планами освоения Луны, полетом на Марс, – и опять Объединенный институт начинает играть выдающуюся роль в оценке степени риска в результате действия различных видов ионизирующих излучений на те экипажи, которые будут осваивать дальний космос. Огромную роль здесь, конечно, будет играть нуклотрон ОИЯИ, который является великолепной машиной для моделирования биологического действия космического излучения.
- Почему темой конференции избраны именно нейрофизиологические аспекты радиационного риска?
- Ионизирующие излучения вызывают различные нарушения в системах организма. Специалисты во всем мире, и мы в том числе, приходят к выводу, что более опасное воздействие тяжелых ядер при длительных межпланетных космических полетах будет связано с действием на структуры и функции центральной нервной системы. Эксперименты на животных показали, что нарушаются различные структуры, которые контролируют оперативную и долговременную память, поведенческие реакции, усвоение новой информации. Поэтому опасность действия тяжелых ядер на экипажи космических кораблей реальна.
В нашей лаборатории в течение многих лет изучаются особенности действия различных видов ионизирующих излучений, главным образом, ускоренных тяжелых ионов, на различные типы клеток. Это клетки простейших, различных видов микроорганизмов, клетки млекопитающих культур и клетки человека. Изучаются различные генетические эффекты, повреждения генетических структур, ДНК и т.д. с использованием современных методов исследований. Сейчас в лаборатории планируется изучение действия космических видов радиации на целостный организм. Совместно со специалистами Института медико-биологических проблем такие работы уже ведутся, и я думаю, мы будем их расширять все более и более.
- Для физиков, которые занимаются ускорителями и детекторной техникой, создание в лабораторных условиях той обстановки, которая имеется в космосе, является непростой, но очень достойной задачей, - сказал академик РАН Юрий Оганесян. - И это будет большой шаг вперед в решении всей проблемы, а она тянет за собой многие отрасли. На самом деле это выход человека, в полном смысле этого слова, в космос и его деятельность там.
Мобильная связь: понять и оценить риск нужно каждому
Среди обсуждаемых на конференции вопросов были не только те, что относятся к дальнему космосу, но и сугубо "земные", имеющие принципиальное значение буквально для каждого из нас, от детей до стариков. Профессор Юрий Григорьев (с сопрезидентом оргкомитета вице-президентом РАН А.И. Григорьевым они однофамильцы), ведущий научный сотрудник ГНЦ "Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна" и научный консультант Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), подготовил доклад "Электромагнитные поля мобильной связи и головной мозг пользователя (оценки риска)".
- Юрий Григорьевич, почему эта тема, на Ваш взгляд, настолько актуальна? Все же тема нынешней конференции уходит в космические высоты, а ваши исследования больше связаны с земным…
- И в том, и в этом случае в центре внимания – мозг, потому что при использовании мобильных телефонов электромагнитное поле излучается и облучает мозг пользователя. На что я хотел бы обратить внимание: впервые за всю историю цивилизации идет ежедневное, практически повторное, в течение многих лет облучение головного мозга и, что очень важно, всех групп населения, включая детей. Это тоже впервые: дети подвергаются облучению, потому что ранее дети никогда не облучались. Теперь они являются группой риска, больше того, я их приравниваю к профессионалам: они получают такие огромные дозы. При разговоре по мобильному телефону идет облучение головного мозга и жизненно важных центров в нем. Это очень важно сознавать.
К сожалению, сейчас никаких исследовательских работ о том, какими будут отдаленные функциональные последствия этого облучения мозга, в мире практически нет. Я являюсь уже 15 лет научным консультантом Всемирной организации здравоохранения по этой проблеме, знаю всю историю, всю литературу и т.д. Эта проблема очень острая. Если учесть, что электромагнитные поля относятся к вредным видам излучения, которые нормируются, казалось бы, должны быть нормы соответствующие. А их нет, потому что нет экспериментальных данных о последствиях. Это фактически становится трагедией: все пользуются мобильными телефонами, и запретить их уже нельзя. А нормативов и оценки опасности нет.
Недавно меня просили по этому поводу выступить в Евросоюзе. Я ездил в Брюссель и там все это объяснял. Вопрос: а что делать? Значит, надо объяснять населению, что есть опасность, и пусть они сами определяют риск. То есть надо объявить о добровольном риске: когда вам скажут, что это рискованно, вы будете меньше разговаривать и дальше держать сотовый телефон. Это единственные методы защиты.
Вера Федорова